Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ 5
1.1. Сущность эластичности спроса, его свойства 5
1.2. Эластичность спроса по цене 8
1.3. Эластичность спроса по доходу 10
1.4. Факторы эластичности 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РОСТА СТАВКИ АКЦИЗА НА СИГАРЕТЫ В 2012-2015 ГГ. 15
2.1. Модель по оценке возможных экономических и социальных последствий изменения акцизов и сценарии их повышения 15
2.2. Результаты моделирования возможных последствий повышения акцизов 21
2.3. Оценка полученных результатов исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Эластичность спроса__.doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)

– сценарий 3 (соответствующий планам Концепции по осуществлению

государственной политики противодействия  потреблению табака) – рост

акциза на 81% ежегодно.

Первый  сценарий соответствует повышению акциза на сигареты с фильтром в соответствии с планами Министерства финансов, опубликованными в мае 2011 г. В 2011 г. минимальный акциз составил 360 рублей за 1000 сигарет, в первой половине 2012 г. он запланирован на уровне 460 рублей за 1000 сигарет, во второй половине 2012 гг. – 510 рублей, в 2013 г. – 730 рублей, в 2014 г. – 1040 рублей. Заметим, что в текущей версии Налогового кодекса рост на 2011-2013 гг. запланирован существенно меньший рост акцизов – порядка 28% ежегодно (с 360 рублей за 1000 сигарет в 2011 г. до 590 рублей в 2013 г.). Вообще говоря, 40%-процентный ежегодный рост в течение четырех лет соответствует значительному увеличению акциза. Однако в ситуации крайне низкого налогообложения табачной отрасли, характерной для современной России, этот сценарий не позволяет существенно повлиять на эпидемию табакокурения в стране и приблизиться к планам правительства по противодействию потреблению табака. В связи с этим данный сценарий рассматривался авторами исследования как консервативный.

Второй  сценарий предполагает достижение Россией к 2015 г. минимального уровня налогообложения сигарет, действующего в настоящее время в странах Евросоюза (64 евро за 1000 сигарет). Этот сценарий требует более высокого ежегодного повышения акциза – порядка 64% ежегодно. Следует отметить, что к 2015 г. ожидается существенный рост минимального уровня налогообложения в странах ЕС (с 64 до 90 евро за 1000 сигарет).

Третий  сценарий соответствует планам «Концепции по осуществлению государственной политики противодействия потреблению табака» (далее Концепция), которые предполагают достигнуть к 2015 г. среднего уровня налогообложения сигарет в европейском регионе ВОЗ. Такой вариант развития событий предполагает увеличение акциза с 360 рублей за 1000 сигарет в 2011 г. до 3900 рублей в 2015 г., что соответствует ежегодному 81%-ному росту акциза в течение четырех лет.

Все сценарии рассчитывались исходя из эластичности спроса на сигареты на уровне -0,2 (очень низкий уровень) и -0,3 (низкий уровень). Предположение  было сделано на основании более ранних исследований, проведенных в России и на Украине в 2007-2009 гг.

 

2.2. Результаты моделирования возможных последствий повышения акцизов

 

В данном разделе приведены результаты оценок, полученных в результате применения модели к трем представленным выше сценариям. Последствия реализации различных сценариев представлены для трех групп показателей:

– характеристики состояния здоровья населения: распространенность курения, численность курильщиков, количество спасенных жизней;

– характеристики розничной цены на сигареты с фильтром: средняя розничная цена, доля акциза в средней розничной цене;

– финансовые показатели: акцизные сборы, сборы от НДС на сигареты с фильтром, доходы табачной отрасли.

В основном результаты представлены графически (Диаграмма 3-Диаграмма 10). Для каждого показателя прогнозные значения были рассчитаны для двух вариантов значения эластичности спроса на сигареты по цене (-0,2 и -0,3). Кроме того, для удобства сравнения прогнозные значения показателей за 2015 г. представлены в сводной таблице ниже.

 

Таблица 1

Значение ключевых показателей по трем сценариям 

изменения акцизов  на сигареты

 

Все рассматриваемые  сценарии приводят к значительному  росту акцизных сборов. Это неудивительно, поскольку даже консервативный сценарий предполагает ежегодное повышение акцизов на 40% в течение четырех лет.

Реализация консервативного  сценария (сценарий 1) позволяет к 2015 г. увеличить реальные доходы бюджета  от акциза на сигареты почти чем  в три раза – от 150 млрд. рублей в 2011 г. до 420-440 млрд. в 2015 г., что соответствует 520-550 млрд. рублей в ценах 2015 г.

Особенно сильный рост акцизных сборов ожидается в случае реализации планов Концепции – до 1020-1130 млрд. рублей в зависимости  от эластичности спроса по цене (или 1260-1400 млрд. рублей в ценах 2015 г.).

Акцизные сборы для  компромиссного варианта (сценарий 2) могут  быть оценены на уровне 730-790 млрд. рублей (900-980 млрд. рублей в ценах        2015 г.), что примерно в 1,8 раз больше, чем для консервативного сценария и в пять раз выше исходного размера акцизных сборов.

 

Диаграмма 3. Доходы бюджета  от акциза на сигареты с фильтром в 2011-2015 гг.

 

 

Следует отметить, что  при расчете ожидаемых акцизных сборов мы пока не учитывали возможное  уклонение от налогов. По нашим расчетам, в 2010 г. собираемость акцизов на сигареты с фильтром составляла порядка 93-95%. Согласно данным Федерального Казначейства, фактические акцизные сборы на табачную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации в 2010 г., составили 106 млрд. рублей, что позволяет оценить собираемость акцизных сборов в 2010 г. на уровне 93%. [25]

Другим фактором, снижающим  доходы от налогообложения сигарет, является возможный рост контрабанды  на территории страны.

Чтобы попытаться учесть возможное снижение налоговых сборов и доходов отрасли в связи с уклонением от налогов и ростом доли контрабандной продукции, финансовые показатели могут быть проиндексированы на 25%, что примерно соответствует 20%-ной доле контрабанды на рынке и 93-95%-ной собираемости акцизов.

Как показывают результаты оценок, даже с учетом значительного роста контрабанды в случае реализации планов Концепции реальные акцизные сборы в 2015 г. составят не менее 750-850 млрд. рублей.

Возможные доходы бюджета  от НДС на сигареты с фильтром мы оцениваем на уровне:

– порядка 150 млрд. рублей для консервативного сценария (сценарий 1);

– 195-210 млрд. рублей для компромиссного сценария (сценарий 2);

– 240-270 млрд. рублей для сценария реализации планов Концепции (сценарий 3).

Для сравнения: в 2011 г. доходы бюджета от НДС на сигареты с фильтром по нашим расчетам могли составить 94 млрд. рублей.

 

Диаграмма 4. Доходы бюджета  от НДС на сигареты с фильтром в 2011-2015 гг.

 

В условиях сплоченности и влиятельности  табачного лобби в России важным следствием государственной акцизной политики станет изменение доходов табачной отрасли. Напомним, что табачную отрасль мы определяем как совокупность предприятий по производству, а также оптовой и розничной торговле сигаретами с фильтром.

На начало 2011 г. доходы отрасли составляли порядка 370 млрд. рублей, что почти в 2,5 раза превышало размер акцизных сборов. Согласно полученным оценкам, в 2015 г. доходы отрасли могут составить:

– 390-410 млрд. рублей для сценария 1 (консервативного);

– 350-380 млрд. рублей для сценария 2 (компромиссного);

– 325-360 млрд. рублей для сценария 3 (планы государственной Концепции).

Также следует отметить, что доходы отрасли существенным образом зависят от стратегии  ее поведения. В случае реализации сценария 3, если отрасль решит компенсировать возникшие в связи со снижением спроса потери за счет 10%-го (а не 5%-го, как предполагается в сценарии) ежегодного роста своей части цены, ее реальные доходы не только не снизятся, но и возрастут (до 390-430 млрд. рублей).

Быстрый рост акцизов  может привести к появлению на российском рынке значительной доли контрабандной продукции, что в свою очередь снизит доходы табачной отрасли. Если предположить, что доля контрабанды составит 20%, то доходы отрасли в случае реализации планов государственной Концепции снизятся до 260-290 млрд. рублей (в случае 10%-го ежегодного роста цены без учета налога – до 310-340 млрд. рублей).

Согласно данным официальной  статистики, в январе 2011 г. торговая надбавка составляла более 40% розничной  цены, что делало торговлю сигаретами сверхприбыльным занятием. Значительный рост акцизов позволит устранить диспропорции в структуре розничной цены, снизив избыточную прибыль оптовой и розничной торговли. [24]

 

Диаграмма 5. Доходы табачной отрасли  в 2011-2015 гг.

 

По расчетам авторов  данного исследования, основанных на данных официальной статистики и Евромонитора, в России средняя розничная цена пачки сигарет с фильтром в январе 2011 г. составляла порядка 32 рублей. Реализация консервативного сценария (сценарий 1) позволит довести к 2015 г. среднюю цену пачки сигарет до 58-ми рублей в ценах 2011 г. Однако следует отметить, что рост реальных доходов населения, прогнозируемый Министерством экономического развития на уровне 4% в год, отчасти снижает эффект снижения экономической доступности сигарет из-за роста цен. Реализация планов Концепции (сценарий 3) радикально увеличивает среднюю розничную цену – до 116 рублей за пачку (почти в четыре раза больше, чем в 2011 г.), тогда как компромиссный сценарий (сценарий 2) приведет к росту средней розничной цены почти в три раза, т.е. до 87 рублей за пачку.

 

Диаграмма 6. Средняя розничная  цена на сигареты с фильтром в 2011-2015 гг.

 

 

Как отмечалось ранее, реализация планов Концепции (сценарий 3) предполагает резкое повышение акцизов в очень  короткие сроки. Согласно полученным оценкам, в случае реализации планов государственной Концепции в 2015 г. доля акциза в розничной цене достигнет 64%, что в целом соответствует среднему значению данного показателя для стран ЕС (63%). В то же время не следует забывать, что к 2015 г. в ЕС ожидается существенный рост минимального акциза (до 90 евро за 1000 сигарет), в результате чего доля акциза в розничной цене также возрастет. Кроме того, как показывает опыт ужесточения акцизной политики в других странах (в частности, на Украине), табачная отрасль быстро адаптируется к росту акцизов и увеличивает свою часть розничной цены, чтобы компенсировать возникшие потери.

Компромиссный и консервативный сценарии (сценарии 2 и 1 соответственно) приведут к повышению доли акциза в средней розничной цене к 2015 г. до соответственно 57% и 44%.

 

Диаграмма 7. Доля акциза в розничной  цене на сигареты с фильтром в 2011-2015 гг.

 

 

Результаты модели позволяют  оценить не только ожидаемые экономические  последствия роста акцизов, но и  возможное улучшение состояния здоровья населения вследствие снижения распространенности курения и последующего сокращения риска преждевременной смертности.

Изменение состояния  здоровья населения может быть охарактеризовано с помощью таких показателей  как распространенность курения среди взрослого населения, численность курильщиков в возрасте от 15 лет и количество спасенных жизней. По поводу последнего показателя необходимо отметить, что речь идет о спасении жизней в долгосрочной перспективе: поначалу численность людей, избегнувших преждевременной смерти из-за вызванных курением болезней, сравнительно невелика, затем она начинает ускоренно расти, достигая максимума спустя примерно 30 лет со времени ужесточения акцизной политики. Таким образом, максимальный эффект от снижения смертности предположительно будет наблюдаться примерно в середине      2040-ых гг.

Диаграмма 8. Распространенность курения среди населения                                                 в возрасте от 15 лет в 2011-2015 гг.

 

 

Как показывают результаты моделирования, консервативный сценарий позволяет снизить распространенность курения среди взрослого населения до 36,4-37,3%, а это 43-44 млн. взрослых курильщиков или порядка 1-1,3 млн. спасенных жизней. Сценарий, соответствующий планам Концепции, дает возможность существенно улучшить состояние здоровья населения, снизив распространенность курения до 33,5-35,3% (соответственно 40-42 млн. курильщиков или 1,8-2,5 млн. спасенных жизней). Компромиссный вариант по степени воздействия на состояние общественного здоровья находится ближе к сценарию реализации планов Концепции (сценарий 3): распространенность курения в случае его реализации к 2011 г. составит 34,7-36,1%, взрослых курильщиков будет 41-43 млн. чел., а количество спасенных                        жизней – 1,5-2 млн.

 

Диаграмма 9. Численность курильщиков  в возрасте от 15 лет в 2011-2015 гг.

 

 

Диаграмма 10. Количество спасенных жизней в долгосрочной перспективе, начиная с 2011 г. (т.е. с  момента начала ужесточения акцизной политики), в 2012-2015 гг.

2.3. Оценка полученных результатов исследования

 

В ходе проведенного исследования была построена модель, предсказывающая экономические и социальные последствия возможного повышения акцизов на сигареты с фильтром в России. Авторами представлены оценки для трех групп показателей:

1) характеристики состояния  здоровья населения: распространенность  курения, численность курильщиков,  количество спасенных жизней;

2) характеристики розничной  цены на сигареты с фильтром: средняя розничная цена, доля  акциза в средней розничной цене;

3) финансовые показатели: акцизные сборы, сборы от НДС  на сигареты с фильтром, доходы  табачной отрасли.

Были рассмотрены следующие  сценарии возможного изменения государственной  акцизной политики в 2012-2015 гг.:

– сценарий 1 (консервативный) – рост акциза на 40% ежегодно;

– сценарий 2 (компромиссный) – рост акциза на 64% ежегодно;

– сценарий 3 (соответствующий планам Концепции по осуществлению государственной политики противодействия потреблению табака) – рост акциза на 81% ежегодно.

Все сценарии рассчитывались, исходя из предположения об эластичности спроса на сигареты на уровне -0,2 (очень низкий уровень) и -0,3 (низкий уровень).

Информация о работе Эластичность спроса