Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:05, контрольная работа
Цель данной курсовой работы - изучить процесс эволюции представлений о предмете экономической теории.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующее задачи:
- рассмотреть предмет экономической науки в эпоху дорыночной экономики;
- изучить предмет экономической науки в эпоху нерегулируемой рыночной экономики;
- изучить предмет экономической науки в эпоху регулируемой рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЭПОХУ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Древний мир 4
1.2 Меркантилизм 7
2 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЭПОХУ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 9
2.1 Классическая политическая экономика 9
2.2 Марксистская политическая экономика и неоклассическое направление 15
3 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЭПОХУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 19
3.1 Институциональная экономическая теория 19
3.2 Кейнсианство и американский монетаризм 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
СОДЕРЖАНИЕ
Одной из самых древних наук является экономика. Отношения, складывающиеся, с момента формирования общинных обществ, между людьми определялись добычей и распределением благ, обменом произведенными продуктами. Данные отношения являлись лишь фактом мировоззрения людей. Только со временем отношения по формированию и распределением благ послужили основой создания экономики и как следствие, экономической теории. История экономических учений раскрывает, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.
Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами, направлениями, течениями, объединенными задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляющими предмет этого исследования.
Актуальность курсовой работы объясняется тем, что изучая процесс экономического развития общества на протяжении истории, можно составить прогноз настоящему состоянию экономической науки.
Объект исследования - экономическая теория.
Предмет исследования - процесс развития экономической теории.
Цель данной курсовой работы - изучить процесс эволюции представлений о предмете экономической теории.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующее задачи:
- рассмотреть предмет экономической науки в эпоху дорыночной экономики;
- изучить предмет экономической науки в эпоху нерегулируемой рыночной экономики;
- изучить предмет экономической науки в эпоху регулируемой рыночной экономики.
Основной метод исследования, используемый в работе можно определить как историко-сравнительный, поэтапный, то есть учения каждой последующей эпохи сравниваются с предыдущими.
Исследуя процесс экономической эволюции, будем исходить из того, что эволюция представляет собой процесс развития экономики в разных системах, цель которых состояла в обеспечении формирования индустриализации как формы экономического соцеизма, в которой человек займет определяющее место.
Рассмотрим важнейшие этапы развития экономической теории.
Самый начальный этап – формирование экономической мысли в древнем мире.
Представители экономической мысли древнего мира являлись крупными мыслителями и отдельными правителями рабовладельческих государств. Они стремились идеализировать и навсегда сохранить рабовладение и натуральное хозяйство. Данные направления устанавливались как главные условия открытого и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».
Так же они выступали против крупных торгово-ростовщических операций. Они не воспринимали свободное функционирование денежного и торгового капитала, так как в нем рассматривалось искусственная сущность, которая нарушала принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.
Основная экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой господствовавшего натурального рабовладельческого хозяйства.
С этой позиции рассматривались товарно-денежные отношения, в связи с чем выдвигалась идея эквивалентного обмена вещей по их стоимости.
Как и все мыслители данной эпохи Платон отстаивал натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества. Его мысли нашли отражения в характеристике двух проектах идеального государства и в его произведениях: «Государство» и «Законы».
Его целью было сведение функции денег к средству обращения, так как в деньгах он усматривал основную из причин вражды в обществе. Он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.
Следующий мыслитель данной эпохи – Аристотель. Он в своих трудах «Никомахова этика» и «Политика» указывал , что более важную роль в хозяйстве играет земледелие, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике. В отличие от Платона, Аристотель был сторонником частной собственности и полагал, что рабство существует в в результате экономической необходимости.
Идеалом для него было небольшое хозяйство, но в котором также работают рабы. Данное хозяйство должно обеспечивать себя почти всем необходимым, а немногое недостающее можно получить путем «справедливого обмена» с соседями и наоборот реализовать полученные излишки.
Таким образом, предметом экономической науки времени древнего времени можно назвать проблемы товарно-денежных отношений в натуральном рабовладельческом хозяйстве.
Следующий этап – средний век.
Средневековые экономические тенденции отражают нормы религиозно-этического и авторитарного свойства. С помощью данных норм предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.
Еще с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.
Наиболее значимыми представителями средневековой экономической мысли является видный идеолог, лидер поздней школы канонизма Фома Аквинский.
Он считал, что все вещи принадлежат богу, а человек может ими только пользоваться.
Тем не менее, для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность (частное пользование) необходима. В своих идеях он делил богатство на два источника возникновения - на естественное и искусственное. Жизнь без обменов невозможна, но за вещь должна быть назначена «справедливая цена». Земельная рента оправдана, поскольку эта часть продукта производится силами природы. Следуя Аристотелю, Фома Аквинский считал, что «деньги не могут порождать деньги»1.
Главным направлением экономической политики и экономической мысли в XV- XVII вв. был меркантилизм. Основная мысль меркентилистов в том, что в экономической политике формируется всемирное накопление драгоценных металлов как в стране, так и в государственной казне. Основной предмет экономики - поиск экономических закономерностей в сфере обращения.
В развитии меркантилизма различают два этапа - ранний и поздний.
На первом этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удержать деньги в стране (превышение импорта над экспортом).
На втором этапе проводилась политика торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом.
Представителем позднего меркантилизма был Томас Манн. Он считал, что основным источником получения денег является только торговля. При этом, при превышении стоимости экспортных товаров денежный фонд страны будет также увеличиваться. Развитие производства признается им лишь в качестве средства расширения торговли. Также он предлагал сдерживанию политики обременения пошлинами отечественных товаров для иностранцев и не препятствовать этим их продаже. Экономическая политика, которую предлагал Т. Манн, получила название политики протекционизма (защиты национального рынка).
Общие принципы научного мировоззрения меркантилизма сформулировал М.Блауг в шести тезисах2.
1) золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства
2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
4) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
6) рост населения для
поддержания низкого уровня
Таким образом, предметом изучения экономистов-меркантилистов была сфера обращения. В основе данной сферы обращения лежало положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста, умножения национального богатства.
В зависимости от развития рыночной экономики (в процессе формирования или развития рыночной экономики) выделяют следующие этапы развития экономической теории. В целом, можно вывести следующую характеристику основных направлений развития экономической теории (таблица 1) 3.
Таблица 1 – Сводная характеристика основных направлений развития экономической теории
Теоретические школы |
Основной период развития |
Основные идеи | |
Линия экономикс |
Общий замысел |
С конца 19 века |
Курс на деидеологизацию экономической науки: уход от конфронтационных классово-политических оценок и рекомендаций, исследование «чистой экономики» |
Неоклассическое направление |
С конца 19 века |
Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию. Для этого государство должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования | |
Кейнсианское направление |
С 30-х годов 20 века |
Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества. Поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу. | |
Меркантилизм |
16-17 века |
Главное богатство общества – это деньги и их эквивалент (золото, серебро) Источник богатства – сфера общения в виде торговли и денежных оборотов Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества | |
Классическая политэкономия |
Школа физиократов |
18 век |
Источник богатства общества – это производство, а не обращение Основное направление производства – сельскохозяйственное Промышленное производство является бесплодной сферой, так как лишь перерабатывает продукты природы и земледелия |
Продолжение таблицы 1 | |||
Рыночная школа |
17-19 век |
Основным источником богатства общества является производство. Только в нем есть благоприятные условия для эффективного функционирования – свободная и конкурентная рыночная экономика. Государственная роль – невмешательство. | |
Марксистская полит.экономия |
С середины 19 века |
Капиталистическое производство – несостоятельно. Предпочтительнее – социализм. В нем общая собственность и государственное руководство экономикой для всего общества |
Далее рассмотрим все эти основные этапы эволюции представлений о предмете экономическая теория.
Классическая политическая экономия - направление экономической мысли, возникшее в период становления капиталистического способа производства. «Классики» в отличие от меркантилистов, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической теории.
При росте степени мануфактуризации экономики в самом начале развития с последующей индустриализацией способствовало выдвижению на первый план предпринимателей, которые были заняты в промышленном производстве. При этом были оттеснен на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях.
Исходя из этого, в качестве предмета изучения «классики» предпочитали главным образом сферу производства. В своих учениях они подчеркивали, что выводы экономической науки, в конечном счете основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции.
В это время происходит зарождение классической политической экономии в Англии. Родоначальником данного направления считают Уильям Петти.
К. Маркс писал, Петти в отличие от меркантилистов видел источник богатства не в деньгах, не во внешней торговле, а в труде. Он считал, что материальной основой богатства являлся труд в различных сферах материального производства.
В качестве основы экономического анализа выдвигался процесс производства. Изучая производство как основу хозяйства, Петти стремится выяснить природу цены, найти причины, от которых зависит уровень заработной платы и земельной ренты, определить цены земли и т.д. тем самым он встал на путь научного анализа экономической жизни.
Петти выдвинул следующие гипатезы:
- в основе меновых пропорций лежит труд, затраченный на их производство. Исходя из этого, стоимость определяется трудом;
- стоимость товара прямо пропорциональна производительности труда.
Заработная плата являлось естественной ценой труда. Исходя из того, что заработная плата определялась минимумом средств существования рабочих, он считал, что если рабочим станут платить вдвое больше указанного минимума, то они будут работать вдвое меньше.
Рента представлена прибавочным продуктом, остающимся после вычета заработной платы и семян. Рента в денежном выражении - это количество серебра, равное этому прибавочному продукту. Ссудный продукт Пети назвал денежной рентой, доходом, производным от земельной ренты. Уровень процента он определил как отношение ренты к цене.
Информация о работе Эволюция представлений о предмете экономической теории