Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:05, контрольная работа
Цель данной курсовой работы - изучить процесс эволюции представлений о предмете экономической теории.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующее задачи:
- рассмотреть предмет экономической науки в эпоху дорыночной экономики;
- изучить предмет экономической науки в эпоху нерегулируемой рыночной экономики;
- изучить предмет экономической науки в эпоху регулируемой рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЭПОХУ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Древний мир 4
1.2 Меркантилизм 7
2 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЭПОХУ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 9
2.1 Классическая политическая экономика 9
2.2 Марксистская политическая экономика и неоклассическое направление 15
3 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЭПОХУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 19
3.1 Институциональная экономическая теория 19
3.2 Кейнсианство и американский монетаризм 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Таким образом, Петти был в истории экономической науки первым, кто стал прокладывать путь к идее абстрактного труда. Идея абстрактного труда легла в основу марксовой теории стоимости.
Во Франции возникновение классической политической экономии связано с именем Пьера Буагильбера, который был её основателем. Пьер Буагильбер одним из первых во Франции который критиковал взгляды меркантилистов. Он утверждал, что основой богатства и благосостояния государства является сельское хозяйство. Именно сельскому хозяйству принадлежит решающая роль в развитии экономике. Основным условием нормального экономического развития страны является пропорциональное распределение труда между результатами их труда. Данное разделение труда может быть достигнуто только при свободной конкуренции между производителями. Рабочее время, приходящееся на одну единицу товара при таком пропорциональном распределении и труда, и составляет его «истинную стоимость».
Следующие представители классической политической экономии во Франции являлись физиократы. Их заслуга состояла в перенесении предмета изучения из сферы обращения в сферу производства материальных благ.
Центральное место в экономическом учении принадлежит проблеме «чистого продукта». Под чистым продуктом понимались ежегодно создаваемые богатства. Они образовывали доходы нации и представляли продукты, извлекаемые из земельных владений после изъятия всех издержек. Земледелие той сферой, где создается «чистый продукт» способствовало увеличению богатства. Промышленность являлось бесплодной сферой, которая не принимала участие в создании «чистого продукта». Таким образом физиокаты сводили «чистый продукт» к физическому дару природы.
Кенэ дал описание классовой структуры современного ему общества:
Всего выделял три класса граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного.
Первый класс - земледельцы, которые создавали чистый продукт;
Второй класс - это получатели чистого продукта (помещики, двор, церковь);
Третий класс - это все прочие, занимающиеся промышленностью и выполняющие работу, не относящаяся к земледелию.
Физиократы ввели в научный оборот понятия «первоначальные авансы» и «ежегодные авансы». Под первоначальными авансами они понимали затраты на земледельческое оборудование, а под ежегодными авансами - затраты, производимые ежегодно на сельскохозяйственные работы.
Физиократам принадлежит постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта, как по стоимости, так и по натуральной форме.
Следующим процессом эволюции стало становление политической экономии как науки.
Благодаря трудам Адама Смита политическая экономия стала выделяется как самостоятельная отрасль знаний. Предметом изучения А.Смита являлись законы производства общественного богатства. Он считал, что источник богатства не следует искать во внешней торговле, как меркантилисты, или в сельскохозяйственном производстве, как физиократы. Богатство - продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессий. Экономический мир - огромная мастерская, в котором развертывается соперничество между всеми, кто так или иначе участвует в создании богатства.
При этом, оно зависело от двух основных факторов:
1) доли населения, занятого производительным трудом,
2) производительности труда.
Производительность труда определяло разделение труда.
Истинным источником общественного богатства, по Смиту, «годовой труд нации», используемый на личное и производительное потребление.
В числе множества факторов умножения богатства Смит выделял следующие условия:
- переход от мануфактуры к фабрике,
- свободу конкуренции,
- отмену таможенных барьеров.
Давид Рикардо явился крупнейшим продолжателем учения Адама Смита. Также как и у Смита, предметом изучения являлось общественные условия производства и распределения благоприятные для роста материального блага богатства общества.
Д. Риккардо последовательно придерживался трудовой теории стоимости. Он считал, что труд имел свою цену, которая, по его мнению, определяется стоимостью жизненных средств, требуемых для содержания рабочего и его семьи. Изменения заработной платы при этом, не влияло на стоимость производимых продуктов, изменяется лишь соотношение между размером заработной платы и прибыли, получаемой предпринимателем.
Предпосылкой увеличения богатства являлся рост производительности труда. Чем меньше затраты на производство единицы товара, тем значительнее размер товара.
Таким образом, А. Смит и Д. Риккардо показали, что источником богатства является не внешняя торговля, не природа, а сфера производства, трудовая деятельность, в её многообразных формах.
Трудовая теория стоимости, не опровергающая начисто полезность продукта, послужила одним из исходных положений политической экономии.
Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди являлся завершителем классической школы во Франции и в то же время зачинателем нового направления, известного под названием экономического романтизма.
У Сисмонди было свое понимание политической экономии. Он считал её нравственной наукой. С его точки зрения, политическая экономия имеет дело с человеческой природой, а не с объективными законами. По нему предметом изучения должен быть сам человек, его потребности, чувства, страсти и как на него действуют те или иные учреждения.
Марксистское направление в теоретической экономике, представляло собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы.
Карл Маркс являлся основоположником марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель.
Главное внимание он уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Считалось, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, а именно в производственные отношения. Они соответствовали определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляла экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышалась юридическая и политическая надстройка. К данной надстройкой соответствовали определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
Он доказал, что политическая экономия изучает общественно- производительные отношения между людьми в процессе производства материальных благ на различных ступенях исторического развития.
Характеризуя роль отдельных моментов общественного производства и их диалектическое взаимодействие, Маркс показал, что определяющее значение имеет не распределение, а непосредственно производство. Все другие моменты общественного производства: распределение, обмен, потребление являются производными от отношений, существующих в непосредственном производстве.
Таким образом, экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы принимаемые ими решения были успешными. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию или разрушению.
Взаимосвязь политэкономии с другими экономическими науками можно представить в виде схемы:
В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.
Основная идея маржинализма являлось исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика).
Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление. Из этого следует, что предметом изучения является рациональное поведение «экономического человека» в условиях ограниченных ресурсов.
Основной принцип закона: полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.
Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в. Возникновение и развитие австрийской школы связано с трудами К.Менгера, Ф. Визера и Е. Бем-Баверка.
Учение австрийской школы характеризовалось субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических явлений.
Основным определяющим признаком экономических явлений и процессов считались:
- психология хозяйствующих субъектов,
- мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности,
- их субъективные оценки.
Главная задача сторонников австрийской школы политической экономии являлось:
- изучение отношения человека к вещи,
- изучение к окружающей его природы,
- изучение отношений между потребностями человека и средствами их удовлетворения.
К концу XIX - начале XX возникли крупные капиталистические предприятия, зародились монополии. Возникла проблема выработки эффективной экономической политики объединений и фирм.
Данные предпосылки встали в основу новой школы - кембриджской.
Наиболее полно основные направления кембриджской школы изложены в трудах её основателя и главного представителя Альфреда Маршалла. Он считал, что предметом исследования экономической науки являлись главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействовали на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни, а именно определенное количество денег.
Американская школа в политической экономии своей главной задачей считала оправдание и защиту господства монополий.
Видным представителем американской школы был Дж. Б. Кларк, который пытался доказать, что в американском обществе нет противоречий и что общественный доход распределяется справедливо.
В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, обрели статус лидеров концепции социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным или просто институционализмом.
Институционализм в качестве предмета экономической науки выдвигали экономические процессы во взаимосвязи с различными отношений: с социальными, организационными и иными общественными отношениями. При этом объекты исследования – институты не подразделялись на первичные или вторичные, а также не противопоставлялись друг другу.
В обозначившихся трех течениях институционализма Т. Веблен возглавлял социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований.
Дж. Коммонс возглавлял социально-правовой (юридический) вариант институциональных исследований.
У. Митчелл возглавлял конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический) вариант институциональных исследований.
Торстейн Веблен являлся автором значительного числа крупных трудов в области экономики и социологии, в которых он исходил из теории эволюции природы Ч. Дарвина, принципа взаимосвязи и взаимообусловленности всех общественных отношений, в том числе экономических и социально-психологических.
Система экономических взглядов Джона Коммонса заключалась в том, что он считал основной экономического развития общества юридические отношения, правовые нормы. Следовательно, экономические институты - это категории юридического порядка. Предметом изучения Коммонса является сфера обращения, т.е. перемещение титулов собственности как юридические сделки.
Личный вклад У. Митчелла в институциональную теорию состоял в следующем:
- во-первых, в выявлении влияния на экономические факторы. К экономическим факторам относились денежное обращение, кредит, финансы и др.. Так же влияли и неэкономические факторы. К ним относились психологические, поведенческие и прочие. Посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки и выявлялись влияния на экономические факторы .
Информация о работе Эволюция представлений о предмете экономической теории