Кейнсианство и монетаризм как альтернативные концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Главной целью моей работы является исследование монетаристской политики и кейнсианства, а так же исследование их как двух альтернативных теорий.
Для успешного достижения данной цели я ставила перед собой следующие задачи:
Охарактеризовать монетаризм, а именно исследовать историю становления данной концепции, ее основные положения, а так же место монетаризма в российской экономике.
Охарактеризовать кейнсианство как направление экономики и экономическую школу: историю ее возникновения и развития, суть данной концепции.
Провести сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства как двух альтернативных концепций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

1 Монетаристская политика……………………………………………... 5

1.1 Становление монетаризма…………………………………………. 5
1.2 Основные положения монетаризма……………………………….. 7
1.3 Монетаристская политика в России……………………………….. 13

2 Кейнсианство……………………………………………………..... 18

2.1 Возникновение и развитие кейнсианства…………………………. 18
2.2 Суть кейнсианства………………………………………………….. 20

3 Сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства…………… 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………. 36

Файлы: 1 файл

Монетаристская политика. Кейнсианство и монетаризм как альтернативные концепции.docx

— 71.72 Кб (Скачать файл)

    В теории занятости («естественной безработицы») монетаристы по-своему трактуют проблемы безработицы, считая ее особым «инструментом экономического контроля». Монетаристы считают, что профсоюзы оказывают негативное влияние на рынок труда, так как они, предъявляя требования о повышении заработной платы, завышают цену рабочей силы и искусственно стремятся сохранить рабочие места, чем нарушают равновесие между предложением и спросом на труд. В случае, когда предложение превышает спрос на труд, заработная плата падает, занятость теряет свою привлекательность, и люди избирают праздность, свободное время. К аналогичным последствиям, по мнению монетаристов, приводит также социальная политика государства, в том числе такие меры, как выплата пособий по безработице, гарантия минимальной заработной платы.

     Монетаризм вводит понятие «естественный уровень безработицы», который соответствует уровню совместимому с реальными условиями рынка труда. Поэтому монетаристы считают, что уровень естественной безработицы жестко предопределен состоянием экономики и не может быть изменен силами государства независимо от проводимой бюджетной и кредитно-денежной политики. Любые попытки уменьшить безработицу ниже этого уровня приведут к усилению инфляции и другим диспропорциям в экономике. Следовательно, сократить безработицу можно только при условии снижения реальной заработной платы, а также при условии, если государство будет проводить линию на «очищение» рынков труда.

     С этой целью, по мнению монетаристов, необходимо ограничить права профсоюзов, перестроить социальную политику, которая должна состоять в развитии системы профессионального обучения, переквалификации, улучшении информации о свободных рабочих местах, в исключении большинства социальных программ, из-за которых люди предпочитают финансовую помощь и безработицу.

      Идеи монетаризма оказали существенное влияние на концепции экономической политики и практические мероприятия правительств многих стран Европы и Америки. В начале 80-х годов с приходом к власти консервативных кругов в развитых государствах монетаризм стал ведущим течением экономической науки. Однако в современных условиях монетаристские рецепты используются в политике в сочетании с выводами и рецептами теоретиков других школ.

     Таким образом, монетаризм — это теория экономического равновесия, согласно которой рыночная экономика — это саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике. Так же, согласно взглядам монетаристов денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм, и увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции; инфляция, в свою очередь, должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ. При выборе темпа роста денег, по мнению монетаристов, необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» — регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта. Еще одним положением концепции Фридмана является отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования заменить на долгосрочную политику, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику.

 

 

    1. Монетаристская политика в России

   Российские реформаторы увидели панацею от всех бед в монетаризме как наиболее распространенной на Западе теоретической концепции, занимающей там доминирующее положение. Они выступали своеобразными проводниками, переносившими на российскую почву постулаты монетаризма, ничуть не задумываясь о необходимости элементарной экспериментальной их проверки в российских условиях.

    Экономический  курс, проводимый в России правительствами  Гайдара, Черномырдина, Кириенко, в  меньшей степени современным  правительством Касьянова, считается  монетаристским.

    Главным и общим  направлением всех преобразований  в этой сфере в 90-е годы  ХХ – начале ХХI века является  формирование рыночной экономики  со всеми вытекающими социальными  последствиями.

    Пришедшие в  1991 году к власти в России  «демократы» не имели сколько-нибудь  обоснованной программы социально-экономических  преобразований. В то же время  они исходили из постулата  о том, что рыночные отношения  сразу оздоровят экономику, что  рыночная свобода универсальна  и благодатна для всех (и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли, и культуры). Доминировала иллюзия,  что благодать рынка может  утвердиться быстро, без ухудшения  положения большинства населения,  которое оформится в новый  «средний класс». В столкновении  вариантов и моделей перехода  России к рынку победили радикалы-западники  и был избран жесткий вариант  экономического реформирования, так  называемая «шокотерапия» с «одномоментной  либерализацией цен» и ускоренной  приватизацией государственной  собственности. 

    Официально этот  курс сформулировал президент  Б.Ельцин на V Съезде народных  депутатов в конце октября  1991 года. Он пообещал, что трудности  и лишения будут длиться лишь 6 – 8 месяцев и что уже к  осени 1992 года страна получит  реальные результаты, начнется стабилизация  экономики,

постепенное улучшение жизни  людей. Практическое внедрение монетаристской (предполагающей отказ государства  от вмешательства в экономику  и полное рыночное саморегулирование) модели экономического реформирования России возглавил вице-премьер Е.Гайдар.

     С 1 января 1992 года начался форсированный переход  России к рынку методом «шоковой  терапии». Это выразилось в ускоренной  приватизации государственной собственности,  в отказе от государственного  регулирования цен и валютного  курса рубля, от планового руководства  экономикой, от бюджетных дотаций  отраслям народного хозяйства  и населению и др. Краеугольным  камнем заявленных реформ было  освобождение цен из-под контроля  государства. Сторонники этого  шага доказывали, что это приведет  к установлению баланса цен  и спроса, к оживлению экономики.  Рост цен с января 1992 года превзошел  все ожидания. В условиях монопольного  характера экономики и товарного  голода это привело к резкому  снижению покупательского спроса  населения, а также к обесцениванию  денег на счетах предприятий  и вкладов населения в Сбербанке.  Россия лишилась всех своих  сбережений, цены за 1992 год выросли  в 36 раз, развивалась гиперинфляция. 

    Сочетание роста  цен с открытием границ, ввозом  продовольствия и товаров повседневного  спроса из-за рубежа способствовало  насыщению потребительского рынка,  изъятию у населения денежной  массы и стабилизации рынка.  Однако низкая конкурентоспособность  отечественной продукции стала  одной из главных причин сокращения  сбыта, а потому и производства  продукции российских предприятий.  В 1992 г. промышленное производство  сократилось на 18%, а к 1994 г. (в  сравнении с 1991г.) – на 50%, ВВП  – на 47,2%, капиталовложения –  на 67%. Таких катастрофических темпов  страна не знала даже в годы  Великой Отечественной войны. 

    Не оправдались  надежды и на быстрое реформирование  сельского хозяйства, где производство  резко сократилось, а страна  все более зависела от импорта  продовольствия. В тяжелейшем положении  оказались социальная сфера, наука,  культура, образование, здравоохранение.  Стремительно росла явная и скрытая безработица. Подавляющее большинство населения РФ с весны 1992 г. было категорически против методов «гайдарономики». Против проводимого социально-экономического курса выступили и все значимые общественно-политические силы страны, вследствие чего Е.Гайдар в декабре 1992 г. был отправлен в отставку с поста и.о. премьера. Правда, несколько позже его вернули в правительство вице-премьером и он вместе с министром финансов Б.Федоровым, председателем Госкомимущества А.Чубайсом в целом продолжил прежний курс.

    Формы и методы  экономической реформы были реально  скорректированы в сторону большей  социальной защищенности населения  лишь с рубежа 1993-1994 годов, что  было связано с именем нового  главы правительства В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился лишь  в конце века, а с 2000 года  наблюдаются некоторый экономический  рост и определенная социальная  стабильность.

    В работах современных  российских экономистов высказывается  три превалирующих подхода к  проблеме монетаризма в России.

    Первый: монетаризму  нет альтернативы; правительству  необходимо усилить степень либерализации  экономики и строгость следования  предлагаемым международными организациями  рецептам, чтобы проявились положительные  результаты.

    Второй: проводимая  в 90-х годах монетаристская  политика непоследовательна, но  неверна не в силу этого,  а так как она изначально  не соответствует принципиальной  схеме и важнейшим предпосылкам  своего применения.

    Третий: монетаристский  подход не подходит отечественной  экономике, больше ей подходят  предпосылки кейнсианской или  иной модели.

     Так, например, Олег Куликов, член комитета Госдумы по охране здоровья (фракция КПРФ) рассуждает о монетаристской политике в России следующим образом: «Она используется, а вот как работает - большой вопрос. В частности, та же инфляция снижается, потому что денег у народа нет. То есть снижается покупательная способность - из-за монетаристских действий правительства. Там стерилизуют денежную массу и не поддерживают ни покупательский спрос, ни реальный сектор, а также не производят импортозамещение. В результате отечественная промышленность, которая могла бы дать замену импортным товарам, не развивается. В то время как можно было бы этим заняться, пусть и поступившись несколькими процентными пунктами по части инфляции. Посудите сами, ведь так можно было бы оживить экономику и снизить безработицу»2.

    Почти такого  же мнения придерживается и  директор банковского института  ГУ-ВШЭ, Василий Солодков: «В России  монетаристская политика не работает, так как ее никто и никогда  не пытался применять в России. Разговоры о Кудрине (министр  финансов) как о главном монетаристе  идут потому, что под монетаризмом  можно понимать разные вещи. Кудрин  просто более склонен к монетаризму,  чем все остальные. Тем не  менее соответствующая концепция  у нас сроду не использовалась. Хотя делать это, если мы  хотим создать конкурентную экономику,  конечно, нужно: других путей  попросту нет. Однако боюсь,  что мы ее создавать не хотим.  Одним из атрибутов монетаризма  является, в частности, свободный  плавающий курс национальной  валюты. Но подумайте, разве он  у нас такой? У нас просто  есть некие бюджетные ограничения,  которые мы соблюдаем, чтобы  не разогнать инфляцию, и почему-то  называем это монетаризмом. Тогда  как понятие "монетаризм ", повторюсь,  более широкое»3.

    В. Солодкова  поддерживает и Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук. Он утверждает, что: «В России не работает монетаристская политика, что было экспериментально доказано еще в 90-е годы, когда предельное ужесточение финансовой политики и создание массового голода на деньги привели не к снижению инфляции (оно было совершенно незначительным), а к появлению разнообразных денежных суррогатов и в конечном счете к банкротству государства в ходе дефолта. Сейчас те же самые люди, которые проводили монетаристскую политику в 90-е годы на вторых и третьих позициях, заняли уже первые и вторые позиции и проводят ту же самую политику, которая снова не работает, а создает непропорционально большие экономические трудности для всей страны»4.

    Несколько отличается  мнение о монетаризме в Российской  Федерации Андрея Черепанова, руководителя «Проекта национального развития»: «Такая наука, как монетаризм, действительно существует. Мало того, она, как мне представляется, вполне адекватна действительности. Другой вопрос, что в России все это часто используется во вред экономике, а не во благо. Например, когда совершенно некорректными способами борются с инфляцией либо пытаются доказать, что инфляция - самое страшное зло (тогда как на самом деле это далеко не так). Поэтому проводить монетаристскую политику как таковую, наверное, вообще не стоит. Из внимания просто не должен ускользать подобный инструмент, который должен использоваться исходя из потребностей. Разумеется, лишние деньги в экономике приводят к инфляции, если при этом ничего другое не меняется. Но иногда более важным может оказаться развитие экономики, когда ее нужно будет стимулировать дополнительными деньгами, понимая, что краткосрочный всплеск инфляции не принесет ничего страшного. Почему не принесет? Потому что чуть позже растущая экономика приведет к резкому снижению инфляции в стране и все компенсируется»5.

    Таким образом,  в России существует много  мнений о действии монетаристской  политики в стране, но все они  сходятся в том, что она не  используется на практике эффективно, в силу неумения применить  постулаты монетаризма должным  образом.

  1. Кейнсианство
    1. Возникновение и развитие кейнсианства

    В 1936 году появилась  книга Джона Кейнса «Общая  теория занятости, процента и  денег», ставшая сразу знаменитой. Эта слава связана, прежде всего,  с новым взглядом на роль  государства в экономике, сформулированным  в работе. До этого теоретические  воззрения на развитие экономики  полностью базировались на открытиях  великого Адама Смита. Согласно  его учению, экономика обладала  абсолютной способностью к саморегулированию.  Главная роль же государства  сводилась к тому, чтобы не  мешать свободному рыночному  развитию.

    Кризисные 20-е  — 30-е годы 20-го столетия внесли  коррективы в эти теоретические  построения. В этот тяжелый период  Кейнс и предложил в своем  фундаментальном труде рецепт  для лечения серьезных общественных  недугов.

     Отцом Джона  Мейнарда Кейнса (1883—1946) был профессор  экономики, что, возможно, и предопределило  его жизненный путь. Уже в частной  школе Итона Джон проявил незаурядные  математические способности. В  1902 году он поступает учиться  в Королевский колледж. 

Информация о работе Кейнсианство и монетаризм как альтернативные концепции