Концепции и проблемы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

В первой главе рассматривается сущность, структура и виды занятости, основные особенности и функции государственной службы занятости, а также концепции и проблемы занятости населения.
Во второй главе рассматривается динамика занятости в России и влияние отраслевой структуры на занятость в регионах России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы занятости, концепции и проблемы занятости населения
1.1 Сущность, структура и виды занятости населения……………………….
1.2 Концепции занятости населения…………………………………………...
1.3 Проблемы занятости населения и пути их решения……………………...
Глава 2. Динамика занятости населения
2.1Динамика занятости населения в современной России…………………..
2.2Влияние отраслевой структуры на занятость в регионах России………..
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ, по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости, инспекционной работе.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного, которым является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима, его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

 

1.2 Концепции занятости населения

 

Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследований.

Концепция занятости — это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. Во главу угла такого концептуального понимания ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставленных целей в тот или иной конкретный период времени.

Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли.

Классическая школа. Родоначальник классической школы А.Смит и его последователи (А Маршалл и др.) считали, что цена, спрос и предложение – элементы механизма саморегуляции рынка труда, которая может быть нарушена только войнами и политическими взрывами.

Важнейший момент классической теории – пояснение о том, что совокупный спрос всегда достаточен для реализации всего объема выпуска продукции. Численность занятых определяется соотношением спроса и предложения рабочей силы. Благодаря гибкости цены труда – реальной заработной платы - рынок труда возвращается к состоянию равновесия. По мнению представителей классической школы, безработица носит исключительно добровольный характер, так как работники делают свободный выбор между занятостью по более низкой реальной ставке оплаты и безработицей. Заработная плата выступает в виде процента на вложенный человеческий капитал. Предприниматель получает доход от инвестиций физического капитала. Отсюда бесконфликтность и справедливость распределения доходов между агентами производства.

Марксизм. К.Маркс полагал основной причиной неравновесия на рынке труда рост ограниченного строения капитала: с техническим прогрессом возрастает капиталовооруженность труда, т.е. стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Таким образом, спрос на труд отстает от темпов накопления капитала. Наряду с этим Маркс отмечал влияние на спрос на труд цикличности функционирования рыночной экономики, обусловливающей чередование экономических подъемов и спадов.

Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу ее взяты положения классической теории А. Смита. Эти авторы рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамичную систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Регулятором ее служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда.

Кейнсианство. Дж. Кейнс является родоначальником современной теории занятости. Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости – уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты – устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Функция предложения труда выглядит как горизонтальная линия. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно–денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.

В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распределяется увеличение общего спроса между разными отраслями, т. е. структура совокупного спроса. Эффективное средство обеспечения достаточного уровня занятости – это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Данная модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, склонность к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.

Монетаризм. Представители школы монетаризма (М. Фридмен, Э. Фелпс и др.) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и тенденции к росту ставок заработной платы. Факторами, усиливающими рыночное неравновесие, они считают деформацию, негибкость и неоднородность рынка труда, который состоит из многих локальных рынков – региональных, отраслевых профессиональных. По мнению монетаристов, равновесие сразу на всех рынках невозможно – рабочая сила не может мгновенно перетекать из трудоизбыточных отраслей и регионов в трудонедостаточные. Негибкость, инерционности рынка труда способствуют установление государством минимального уровня заработной платы на рынках с избытком рабочей силы, отсутствие необходимой информации о наличии вакантных мест и трудовых ресурсов. Для восстановления равновесия на рынке труда предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики, а также меры стимулирования трудовой мобильности.

Институционально–социологическая школа, представленная такими экономистами, как Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман, основывается на положении о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для них характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе и осуществлена попытка объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этнических и других различий в структуре рабочей силы и соответствующих им уровней заработной платы.

Таким образом, исходя из рассмотренных концепций занятости населения, можно сделать вывод, что разные подходы имеют свои положительные и отрицательные стороны.

На занятость влияет огромное множество факторов, в том числе и не экономических, даже природные факторы (например, солнечная активность), поэтому разные концепции занятости подходят к различным условиям жизнедеятельности.

Создание абсолютно объективной теории занятости не возможно, т.к. нельзя учесть все факторы, влияющие на этот процесс. Исходя из этого, наиболее полной концепцией занятости является, на наш взгляд, теория неоклассического синтеза. Хотя это не означает, что все остальные подходы не имеют практического смысла. Они применимы в конкретной экономической, социальной, политической ситуации, либо отражают отдельные аспекты влияния различных факторов на занятость.

 

 

1.3 Проблемы занятости населения и пути их решения

 

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы. Эти проблемы связанны с высоким уровнем трудовой активности населения при низком уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

Информация о работе Концепции и проблемы занятости населения