Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа
В первой главе рассматривается сущность, структура и виды занятости, основные особенности и функции государственной службы занятости, а также концепции и проблемы занятости населения.
Во второй главе рассматривается динамика занятости в России и влияние отраслевой структуры на занятость в регионах России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы занятости, концепции и проблемы занятости населения
1.1 Сущность, структура и виды занятости населения……………………….
1.2 Концепции занятости населения…………………………………………...
1.3 Проблемы занятости населения и пути их решения……………………...
Глава 2. Динамика занятости населения
2.1Динамика занятости населения в современной России…………………..
2.2Влияние отраслевой структуры на занятость в регионах России………..
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Согласно проведенным подсчетам, доля теневого сектора в экономике России достигла в 1996г. 23% [3, с 227], в том числе в промышленности – 11%, в сельском хозяйстве – 48%, в торговле – 63%. Значительную теневую составляющую имеет сегодня заработная плата, варьируя в разных отраслях экономики от 15 до 80%. Например, в 1998 – 2000гг. на предприятиях ВПК она составила 14 – 17%. 25% всех доходов населения были получены от деятельности в теневом секторе экономики. Вместе с тем многие экономисты, а также руководители правоохранительных органов уверены, что реальные размеры теневой экономике в России намного значительнее. Так, еще в 1997г. бывший в то время министром МВД Анатолий Куликов считал, что почти половина российской экономики (45%) сползла в «тень»[4, с 6].
Выявить скрытую деятельность чрезвычайно трудно еще и потому, что она не имеет четких границ. Скрытые формы характеризуются видимостью отсутствия. Так, один и тот же индивидуум может быть одновременно, и скрыто безработным, и скрыто занятым, если, например, часть рабочего дня он официально трудится на каком-либо предприятии, а другую часть – подрабатывает, не декларируя свои побочные доходы.
Итак, современная российская экономическая ситуация характеризуется некоторым сокращением скрытой безработицы и значительным ростом скрытой занятости.
Зарубежные экономисты, так или иначе, связывают теневую экономику с самой природой человека, которому присуще стремление к улучшению своего уровня жизни, максимальному удовлетворению своих потребностей. Ради реализации этого стремления часть людей готова нарушить все писанные и неписанные законы, действуя вне правового поля экономики.
Теневая экономика рассматривается с позиции антропологического, юридического и экономических подходов. В принципе, единство этих подходов позволяет понять, почему никому и никогда не удавалось ликвидировать теневую экономику: природу человека не переделаешь, законодательство невозможно сделать абсолютно совершенным, а государственное управление экономикой всегда испытывает давление внешнеэкономических факторов. Другой вопрос – почему в одних странах доля теневого сектора не превышает 10%, а в других – колеблется от 20% до 50% фиксированного ВВП.
Западные экономисты, исследуя всплеск теневой экономики в развитых странах в 60-е гг., выделили следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики [5, с 55].
Во-первых, тяжесть налогообложения: стремление уйти от чрезмерных налогов увеличивает размер теневого сектора.
Во-вторых, размеры получаемых доходов: чем беднее население, тем больше вероятность его участия в теневой экономике.
В-третьих, продолжительность рабочего времени: чем она меньше, тем больше времени остается у людей на выполнение «левых» работ.
В-четвертых, масштабы безработицы: чем сильнее безработица, тем выше стремление людей обеспечить свое существование, даже путем участия в теневых сделках.
В-пятых, роль государственного сектора: чем больше доля государственного сектора и жестче регулирующая роль государства, тем больше желание предпринимателей скрыться «в тени», избежав чрезмерного контроля.
Все перечисленные факторы, сводятся к двум основным:
1) уровень жизни и условия труда населения;
2) исходящие от государства ограничения в экономике.
Низкий уровень жизни российского народа является одним из основных факторов расцвета теневого сектора. А вот второй фактор, связанный с ролью государства в экономике, нуждается в уточнении. В России не чрезмерно жесткий государственный контроль, а, скорее, неразумная и непродуманная экономическая политика государства привела к разбуханию теневого сектора. В качестве факторов государственного «провоцирования» теневой экономики экономисты выделяют:
- массовую форсированную приватизацию;
- одномоментную либерализацию цен;
- разовое «открытие» экономики внешнему миру;
- рестриктивную денежно-кредитную политику;
- жесткий налоговый прессинг производителей [6, с 71].
И если первые три фактора явились изначальным толчком для теневых экономических процессов, то существующая кредитно-денежная и фискальная политика все время подпитывают и взращивают теневой сектор, дестимулируя и разрушая легальное отечественное производство. В этих условиях многим предприятиям и фирмам не остается ничего иного, как «уйти в тень». Поэтому в России, как ни в какой другой стране, скрытая часть теневой экономики носит вынужденный характер.
Особенности теневой экономики в России обуславливают и нахождение особых путей борьбы с ней. Единственное, что не подлежит сомнению – разрастание теневого сектора наносит серьезный ущерб любой экономике.
Таким образом, отношение к скрытой занятости, как и к скрытой безработице, не может быть однозначным. С одной стороны, скрытая занятость:
- криминализует рынок труда;
- способствует росту эксплуатации труда, усиливая бесправие и незащищенность работников;
- отвлекает зачастую высококвалифицированные ресурсы из легального бизнеса.
Но, с другой стороны, скрытая занятость:
- обеспечивает работу значительному количеству людей, в том числе открыто и скрыто безработным, так и неформальный сектор экономики, как правило, относительно трудоемок и не предъявляет высоких требований к квалификации кадров;
- дает доходы более высокие, чем в легальной экономике, что связано с отсутствием официальных издержек по найму рабочей силы (налогов на заработную плату и т. д.);
- обеспечивает гибкость рынка труда, увеличиваясь в периоды кризисов и уменьшаясь в периоды подъемов;
- используется, как правило, в производстве дешевых товаров, доступных населению с низких уровнем доходов.
На основе выше изложенного можно сформулировать базовые характеристики скрытых форм на рынке труда:
1)скрытая занятость и скрытая безработица являются ненормальными процессами на цивилизованном рынке труда, искажающими социально-трудовые отношения;
2)скрытая занятость и скрытая безработица – это вынужденные явления на рынке труда, объективно обусловленные существующими социально-экономическими условиями;
3)скрытая занятость и скрытая безработица в российских условиях выполняют и ряд позитивных экономических функций.
Отсюда следует, что «устранять» скрытую безработицу и скрытую занятость только «силовыми методами» как невозможно, так и нецелесообразно. Разумная политика в отношении скрытых форм на рынке труда – их сдерживание в определенных пределах и постепенный перевод в открытую, легальную занятость.
В начале рыночных реформ, когда безработица не считалась серьезной проблемой для российской экономики и даже, напротив, рассматривалась как сильнейший стимул роста производительности труда, некоторые экономисты призвали к превращению скрытой безработицы в открытую, что, по существу, является шоковым вариантом реформирования занятости. Сегодня уже очевидно, что такой подход к скрытой безработице неприемлем, тем более что мы уже пожинаем плоды такого превращения. В любом случае очевидно, что содержание теневой экономики в приемлемых пределах 5-7% ВВП должно осуществляться двумя путями:
1) борьба с криминальным бизнесом;
2) создание условий для законного предпринимательства.
В рамках первого направления сдерживания теневых процессов необходимо:
- усовершенствовать законодательную базу предпринимательской деятельности и работы органов исполнительной власти;
- присоединиться к ряду международных конвенций и групп, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями;
- усилить пограничный таможенный контроль над прохождением товарных и валютных потоков;
- укрепить службы налогового контроля.
В рамках второго направления необходимо осуществить:
- введение контроля над процессом приватизации и соблюдения условий приватизации;
- разработку механизма финансовой поддержки отечественного предпринимательства; контроль над продвижением кредитно-денежных потоков; решение проблемы неплатежей;
- реформирование налоговой системы в сторону ее упрощения, уменьшения количества налогов и снижения налоговых ставок;
- стабилизацию и повышение уровня жизни основной массы населения для предотвращения его ухода в теневой сектор.
Сравнивая условия сдерживания скрытых процессов на рынке труда (скрытой безработицы и скрытой занятости), можно выделить один общий пункт: всемирную поддержку отечественного предпринимательства. Представляется, что идя по данному пути, можно решить проблемы не только рынка труда, но и в целом вывести российскую экономику из кризиса.
Вывод: Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать участие граждан в производственном или непроизводственном процессе, связанном с использованием рабочей силы для производства товаров (услуг), с целью получения заработка, трудового дохода.
Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследований: классическая концепция, марксизм, неоклассическая, кейнсианство, монетаризм, институционально-
Создание абсолютно объективной теории занятости не возможно, т.к. нельзя учесть все факторы, влияющие на этот процесс. Исходя из этого, наиболее полной концепцией занятости является, на наш взгляд, теория неоклассического синтеза. Хотя это не означает, что все остальные подходы не имеют практического смысла. Они применимы в конкретной экономической, социальной, политической ситуации, либо отражают отдельные аспекты влияния различных факторов на занятость.
Многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, и срытой занятости населения. Устранять скрытую безработицу и скрытую занятость только «силовыми методами» как невозможно, так и нецелесообразно. Разумная политика в отношении скрытых форм на рынке труда – их сдерживание в определенных пределах и постепенный перевод в открытую, легальную занятость.
Глава 2 Динамика занятости населения
2.1 Динамика занятости населения в современной России
Переход к рыночным отношениям наряду с позитивными возможностями проявления индивидуализации, выбора места работы в соответствии с потребительскими предпочтениями и т. д. обусловил значительность негативов. Наиболее важный из них – безработица, которая за период преобразований приобрела весьма значимые размеры.
Согласно статистическим данным, в период с 1990 по 2001 гг. имела место следующая динамика удельного веса безработных в численности экономически активного населения.
Таблица 1.
Динамика удельного веса безработных в численности экономически активного населения
Годы | 1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Удельный вес общей численности экономически активного населения (в %) |
___ |
9,5
|
9,7 |
11,8 |
13,2 |
12,6 |
9,8 |
8,9 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в % к численности экономически активного населения) |
___ |
3,3 |
3,6 |
2,9 |
2,9 |
1,7 |
1,4 |
1,6 |
Достаточно очевиден стремительный рост безработицы в условиях рыночных преобразований. Наиболее высокий уровень – 13,2 % достигнут в1998 г. В последующий период обозначилась тенденция в начале к ее понижению, потом стабилизации. При этом практически не снижаемый в течение десятилетия 9-процентный уровень свидетельствует о ее застойном характере. Настоящий довольно высокий уровень – около 9% адекватен примерно 7 млн. чел., что свидетельствует об актуальности решения этой важнейшей макроэкономической проблемы.
Так, в целом ряде областей и республик России в 2001-2002 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее.
Несмотря на все эти трудности, можно надеяться, что с нынешним квазирынком достаточно скоро будет покончено. В 1997 году на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 61 % общей численности занятых. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников. В свою очередь, работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях. Все это, может быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды, при отмене регистрации препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.
Численность экономически активного населения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн. человек, или около 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн. человек, или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн. человек (11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения.
Уровень безработицы в России достиг к концу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численности экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного населения (рабочей силы). В 2003 общая численность безработных, активно ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3%.
К началу 2004 года численность безработных в России на 8,3% превышала их количество годом раньше. Между тем численность зарегистрированных в службе занятости безработных по сравнению с началом февраля прошлого года снизилась на 1,6% и составила лишь 1 млн. 938 тыс. человек.
Уровень безработицы в России за годы реформ неизменно увеличивался из года в год, колеблясь лишь по месяцам года.
На конец 2003 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 1,7 миллиона незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,5 миллиона человек имели статус безработного (2,1% экономически активного населения). Нагрузка на одну заявленную вакансию - 1,8 человек.
Информация о работе Концепции и проблемы занятости населения