Конкуренция, ее понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране;
4) рассмотреть способы антимонопольного регулирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Конкуренция, ее понятие и сущность……………………………………….. 5
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции………………………… 5
1.2. Функции конкуренции……………………………………………………... 8
1.3. Виды конкуренции…………………………………………………………. 12
2. Модели рынков совершенной и несовершенной
конкуренции…………………………………………………………………….. 14
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………. 14
2.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….... 17
2.3. Олигополия………………………………………………………………..... 20
3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………… 22
4. Конкуренция в экономике Республики Беларусь.
Антимонопольное законодательство и государственное
регулирование экономики……………………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Международная экономика»

КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ ВИДЫ, МЕСТО И РОЛЬ

В СОВРЕМЕННОЙ  ЭКОНОМИКЕ

 

 

Студентка                                            __________

                                                                                            (подпись)

Факультета  заочного обучения         __________

                                                                                               (дата)

 

 

 

Руководитель:                                     __________         ____________

                                                                                            (подпись)                          (оценка)

                                                             __________

                                                                                               (дата)

Преподаватель                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Конкуренция, ее понятие и сущность……………………………………….. 5

1.1. Понятие и  условия возникновения конкуренции………………………… 5

1.2. Функции конкуренции……………………………………………………... 8

1.3. Виды конкуренции…………………………………………………………. 12

2. Модели рынков совершенной  и несовершенной 

конкуренции…………………………………………………………………….. 14

2.1. Совершенная  (чистая) конкуренция………………………………………. 14

2.2. Монополистическая  конкуренция……………………………………….... 17

2.3. Олигополия………………………………………………………………..... 20

3. Способы ведения  конкурентной борьбы…………………………………… 22

4. Конкуренция в экономике Республики Беларусь.

Антимонопольное законодательство и государственное 

регулирование экономики……………………………………………………… 24

Заключение……………………………………………………………………… 28

Список использованной литературы………………………………………….. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из экономических предпосылок демократического общества  является децентрализация принятия  экономических  решений. Свободная  конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на  рынок, неотъемлемая  часть  конституционно  закрепленных  экономических   свобод человека и гражданина.

В конкурентных экономических условиях предприниматели  самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей  деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение  доли  на  рынке.  Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективным действиям на  рынке,  заставляя  их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг  по  более низким ценам и лучшего качества.

Именно   это   способствует   прогрессу    экономики:    эффективность производства повышается,  создаются  условия  для  концентрации  ресурсов  в наиболее   результативных   секторах   экономики.   Конкурентное   окружение побуждает предпринимателей активно внедрять  инновации, совершенствовать технологии и  рационально  использовать  ограниченные  ресурсы.  В  конечном счете растет благосостояние потребителей,  снижаются  цены  на  традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары  и  новые производители.  Давая потребителю право выбора,   рыночная  конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя  действовать  неэффективным предприятиям.

В то же время  для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента  с  рынка,  к расширению  сферы своей деятельности. Приобретая  и  усиливая   рыночную власть,   предприниматели стремятся  установить  контроль  над  ценами   и   факторами   определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной  власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия,  ограничивающие конкуренцию,  создаваться  искусственные  барьеры  для   входа   на   рынок, заключаться антиконкурентные соглашения,  например  об  ограничениях  объема продаж,  фиксации  цен,  разделе  рынка.   В свою очередь, ограничение конкуренции  существенно искажает действие  рыночных   сил,   приводит   к нерациональному распределению общественных ресурсов,  негативно  сказывается на хозяйственной деятельности.

Целью курсовой работы является:

1) выяснить понятие  и сущность конкуренции, определить  её  виды  и  то,  как они влияют на развитие товаропроизводителей и  национальной  экономики  в целом;

2) установить, как  конкуренция (положительно  или   отрицательно)  влияет  на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;

3) определить, с  помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране;

4) рассмотреть  способы антимонопольного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

 

1.1. Понятие  и условия возникновения конкуренции.

 

Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами-производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкурентная  борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция выполняет  в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить.

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

При наличии  конкуренции на рынке производители  постоянно стремятся снизить  свои производственные затраты, чтобы  увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные  условия возникновения конкуренции:

1. полная хозяйственная  (экономическая) обособленность  каждого товаропроизводителя;

2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

3. противостояние  всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.

Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

Рассматривая  конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

1. конкуренция  заставляет постоянно искать  и  использовать  в  производстве новые возможности;

2. конкуренция  требует совершенствовать технику  и технологии;

3. конкуренция  стимулирует повышение качества  товара;

4. конкуренция  заставляет снижать затраты (и  цены);

5. конкуренция  требует от поставщиков товаров  (продавцов)  снижать  цены  на предлагаемый товар;

6. конкуренция  ориентирует на ассортимент товаров  повышенного спроса;

7. конкуренция  повышает качество продукции  (клиент всегда прав);

8. конкуренция  вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. при конкуренции  наблюдается беспощадность и   жестокость  по  отношению   к неудачнику;

2. многочисленность  «жертв» в виде банкротств  и безработицы.

Любой   товар   или   услуга   в   большей    или    меньшей    степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

a) при  его производстве:

- производительность труда;

- уровень налогообложения;

- внедрение научно-технических разработок;

- размеры прибыли предприятия;

- величина оплаты труда.

б) при  его потреблении:

- продажная цена товара;

- качество;

- новизна;

- послепродажное обслуживание;

- уровень предпродажной подготовки.

      Суть конкуренции проявляется и  в  том,  что  она,  с одной стороны, создает  такие  условия,  за  которые  покупатель  на  рынке  имеет  великое множество возможностей  для  приобретения  товаров,  а  продавец  -  для  их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны,  любая из которых ставит свой  интерес  выше  интереса  партнера.  В  результате  и продавец, и покупатель при заключении соглашения  должны  идти  на  взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый  из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции есть независимость  субъектов рыночного отношения  от определенных «высших» и «внешних» сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

1.2. Функции  конкуренции

 

Рассмотрев сущность конкуренции, необходимо охарактеризовать её роль  на рынке.

Во-первых, конкуренция  способствует  установлению  равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции,  имеют  настолько небольшую  часть  от  общего  объёма  производства,   что   увеличение   или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на  цену  товара. Производитель, равно как и  покупатель,  всегда  должен  ориентироваться  на рыночную  цену.   Таким   образом,   конкуренция   способствует   достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то,  что конкуренция создаёт тождество частных и  общественных  интересов.  Фирмы  и поставщики  ресурсов,   добивающиеся   увеличения   собственной   выгоды   и действующие  в  рамках  остроконкурентной  борьбы,   одновременно   как   бы направляемые “невидимой рукой” – способствуют  обеспечению  государственных, или общественных интересов.

Во-вторых, конкуренция поддерживает  общественно нормальные  условия производства  и  реализации  товаров  и  услуг.  Она  как  бы   подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они  должны  вложить  в  производство того  или  иного  товара.  Предположим,  что  один  продавец  затратил    на производство какого-нибудь товара больше  средств,  чем  другой.  При  такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид  товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то  есть  тот,  кто  произвёл товар по более низкой себестоимости.  А  при  избытке  данного  вида  товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец,  затративший на производство много средств, понесёт убытки.  Таким  образом,  конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства.  Макконнелл отмечает, что «в  условиях  чистой  конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить  каждый  товар  до  той  точки,  в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из  этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

Информация о работе Конкуренция, ее понятие и сущность