Конкуренция, ее понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране;
4) рассмотреть способы антимонопольного регулирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Конкуренция, ее понятие и сущность……………………………………….. 5
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции………………………… 5
1.2. Функции конкуренции……………………………………………………... 8
1.3. Виды конкуренции…………………………………………………………. 12
2. Модели рынков совершенной и несовершенной
конкуренции…………………………………………………………………….. 14
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………. 14
2.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….... 17
2.3. Олигополия………………………………………………………………..... 20
3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………… 22
4. Конкуренция в экономике Республики Беларусь.
Антимонопольное законодательство и государственное
регулирование экономики……………………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих,  конкуренция стимулирует научно-технический прогресс   и повышение   эффективности   производства.   Так   как   конкуренция   служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном  соперничестве будет побеждать тот,  кто  имеет  товары  высокого  качества  и  максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо  постоянно  обновлять  условия производства,  затрачивать  большие  капиталовложения  на  совершенствование техники. В настоящее время встречается  много  находчивых  предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров  с  применением  новой технологии.  Следовательно,  при  развитии  конкуренции   с   каждым   годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых,  при противоборстве  субъектов  рынка   усиливается   их социально-экономическое  расслоение.  В  конкуренции   участвует   множество мелких собственников,  которые  только  начинают  вести  свою  хозяйственную деятельность. Многие из них,  не  имея  достаточного капитала,  современных средств производства  и  других  ресурсов,   не   могут   выдержать   этого соперничества и через некоторое время  терпят  убытки,  разоряются.  И  лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия  и становятся  полноправными  и  довольно  значимыми  и  уважаемыми  субъектами рынка.

Более подробно функции конкуренции можно распределить следующим образом.

Функция регулирования. 

 Для того  чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации.  

Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно. Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс. А предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  Функция распределения.  

Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

  Функция контроля.  

Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько  быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

- предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды  конкуренции

 

Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.

Конкуренция  может  существовать  только  при  определённом  состоянии рынка.  Разные  виды  конкуренции  зависят от  определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

1)  Количество  фирм  (хозяйственных,  промышленных,  торговых  предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по  фабричной  марке, качеству, цвету и др.);

3) Свобода вхождения  предприятия на рынок и выхода  из него;

4) Доступность  информации

5) Контроль над  рыночной ценой

6) Неценовая  конкуренция

7) Сектор экономики,  в котором преобладает данная  структура.

 

Вышеизложенные  характеристики рыночных структур можно кратко записать в следующую таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Виды  конкуренции

 

Наименование

Характеристика

Чистая  конкуренция

Множество мелких фирм;

Однородность  продукции;

Отсутствие  затруднений на вход и выход (из отрасли);

Отсутствуют, действуют  цены спроса и предложения;

Отсутствуют финансовые рынки и рынки некоторых сельскохозяйственных продуктов;             

Равный доступ ко всем видам информации.

Олигополия (Дуополия)

Небольшое число  крупных фирм;

Неоднородность (или однородность) продукции;

Возможные затруднения  при выходе (из отрасли);

Несколько ограниченный доступ к информации;

Ограниченность взаимной зависимостью: при тайном сговоре.

Монополия

Одна фирма;

Уникальность  продукции;

Практически непреодолимые  барьеры на вход в отрасль;

Несколько ограниченный доступ к информации;

Значительные  связи фирмы с общественными  организациями (благотворительность).

Монопсония

Множество фирм;

Ограниченность  покупателей;

Однородность  продукции;

Вход в отрасль  или выход блокированы;

Незначительная  заменяемость товаров.


 

Глава 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ И

НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

2.1. Совершенная (чистая) конкуренция

 

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями  однородной продукции) и межотраслевая  конкуренция (между производителями  разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

Существует  множество определений термина  «совершенная конкуренция»:

1. жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего  влияния  на  общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

2. состязание экономических субъектов на товарном рынке,  при  котором ни один из них не в состоянии оказать  решающее влияние на  общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

3. вид отраслевого рынка, на котором много  фирм  продает  стандартный товар и ни одна из фирм не имеет  достаточно  большой  доли  рынка, чтобы влиять на цену продукта.  Цена  для каждой  фирмы считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли свободны;

4. состязательность большого числа  мелких  покупателей  и  продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной  информацией, а потому ни один из них не  может  контролировать  рыночный  спрос, поставку товара на рынок или цену  на  него.  Продукт  стандартный. Барьеров входа-выхода нет;

5. характеристика  рынка, где много фирм продают  стандартный  товар,  и ни  одна из них не  имеет   достаточной  доли,  чтобы   контролировать рынок и цены.

Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной  собственности и хозяйственной обособленности.  Она  предполагает,  что  на  рынке  имеется множество независимых фирм,  самостоятельно  решающих,  что  создавать  и  в каких количествах.

Все это можно представить в виде следующей схемы:

Схема 1

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При совершенной  конкуренции фирма принимает цену на свою продукцию на том уровне, который сложился на рынке на аналогичную продукцию.

 

График 1

Механизм  ценообразования и формирование спроса

 на рынке совершенной конкуренции


 

 

 

 

 

 

а – зависимость  цены и объема продаж на конкурентном рынке;

б – кривая спроса, цена и выручка для отдельной  фирмы;

Р1, Р2 – варианты рыночной цены;

D – спрос на конкурентном рынке;

Q1, Q2 – равновесные объемы предложения;

MR – предельный доход;

AR – средний доход;

TR – общий доход.

Условие того,  что  доступ  на  рынок  никем  и  ничем  не  ограничен предполагает    возможность    каждому    гражданину    стать     свободным предпринимателем  и  применить  свой  труд  и   материальные   средства   в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть  свободны  от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и  услуги  на  любом рынке. Соблюдение  же  всех  условий  обеспечивает  свободную  связь  между производителями и потребителями.  Совершенная  конкуренция  является  также условием формирования рыночного механизма, образования цен и  самонастройки экономической  системы  через  достижение  равновесного  состояния,   когда эгоистические  побуждения  отдельных  индивидов  к  получению   собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

2.2. Монополистическая конкуренция

 

Происхождение названия этого типа несовершенной  конкуренции связано  с тем реальным обстоятельством, что очень многие  продавцы,  предлагая  схожие товары,  стремятся,  в  то  же  время,  придать  им  уникальные,   особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

Монополия – это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей; ситуация с единственным продавцом товара называют чистой монополией.

Другими словами  монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.

К  основным  характеристикам   монополистической   конкуренции   можно отнести:

1) фирма является единственной на рынке;

2) спрос на продукцию фирмы совпадает с отраслевым спросом – фирма-монополист представляет собой отрасль;

3) товар уникальный, не имеющий близких субститутов;

4) фирма контролирует товарные потоки на рынке и самостоятельно устанавливает цену, являясь «price-maker»;

5) имеются существенные барьеры для входа в отрасль, которые делают практически невозможным проникновение на рынок новых фирм.

Соперничающие субъекты могут использовать здесь  как  ценовые,  так  и неценовые методы конкуренции. Возможность применения  последних,  в  отличие от  условий  чистой  конкуренции,  связана   с   дифференциацией   продукта: конкуренты предлагают  его  разновидности,  стремясь  убедить  покупателя  в превосходстве  своих  спецификаций  товара.   И   поэтому   здесь   являются достижимыми  конкурентные  преимущества   в   результате   совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной  рекламы и т. д.

Информация о работе Конкуренция, ее понятие и сущность