Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране;
4) рассмотреть способы антимонопольного регулирования.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Конкуренция, ее понятие и сущность……………………………………….. 5
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции………………………… 5
1.2. Функции конкуренции……………………………………………………... 8
1.3. Виды конкуренции…………………………………………………………. 12
2. Модели рынков совершенной и несовершенной
конкуренции…………………………………………………………………….. 14
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………. 14
2.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….... 17
2.3. Олигополия………………………………………………………………..... 20
3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………… 22
4. Конкуренция в экономике Республики Беларусь.
Антимонопольное законодательство и государственное
регулирование экономики……………………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………………………………….. 30
В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
Более подробно функции конкуренции можно распределить следующим образом.
Функция регулирования.
Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации.
Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно. Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс. А предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля.
Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
- защищенные правовыми
нормами товарные знаки и
1.3. Виды конкуренции
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.
Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
1) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
3) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
4) Доступность информации
5) Контроль над рыночной ценой
6) Неценовая конкуренция
7) Сектор экономики, в котором преобладает данная структура.
Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно кратко записать в следующую таблицу:
Таблица 1
Виды конкуренции
Наименование |
Характеристика |
Чистая конкуренция |
Множество мелких фирм; Однородность продукции; Отсутствие затруднений на вход и выход (из отрасли); Отсутствуют, действуют цены спроса и предложения; Отсутствуют финансовые
рынки и рынки некоторых Равный доступ ко всем видам информации. |
Олигополия (Дуополия) |
Небольшое число крупных фирм; Неоднородность (или однородность) продукции; Возможные затруднения при выходе (из отрасли); Несколько ограниченный доступ к информации; Ограниченность взаимной зависимостью: при тайном сговоре. |
Монополия |
Одна фирма; Уникальность продукции; Практически непреодолимые барьеры на вход в отрасль; Несколько ограниченный доступ к информации; Значительные
связи фирмы с общественными
организациями ( |
Монопсония |
Множество фирм; Ограниченность покупателей; Однородность продукции; Вход в отрасль или выход блокированы; Незначительная заменяемость товаров. |
Глава 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ И
НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция
К совершенной
(чистой) конкуренции относятся
Существует множество определений термина «совершенная конкуренция»:
1. жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
2. состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
3. вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли свободны;
4. состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;
5. характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.
Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
Все это можно представить в виде следующей схемы:
Схема 1
При совершенной конкуренции фирма принимает цену на свою продукцию на том уровне, который сложился на рынке на аналогичную продукцию.
График 1
Механизм ценообразования и формирование спроса
на рынке совершенной конкуренции
а – зависимость цены и объема продаж на конкурентном рынке;
б – кривая спроса, цена и выручка для отдельной фирмы;
Р1, Р2 – варианты рыночной цены;
D – спрос на конкурентном рынке;
Q1, Q2 – равновесные объемы предложения;
MR – предельный доход;
AR – средний доход;
TR – общий доход.
Условие того, что доступ на рынок никем и ничем не ограничен предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
2.2. Монополистическая конкуренция
Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополия – это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей; ситуация с единственным продавцом товара называют чистой монополией.
Другими словами монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.
К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести:
1) фирма является единственной на рынке;
2) спрос на продукцию фирмы совпадает с отраслевым спросом – фирма-монополист представляет собой отрасль;
3) товар уникальный, не имеющий близких субститутов;
4) фирма контролирует товарные потоки на рынке и самостоятельно устанавливает цену, являясь «price-maker»;
5) имеются существенные барьеры для входа в отрасль, которые делают практически невозможным проникновение на рынок новых фирм.
Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.