Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране;
4) рассмотреть способы антимонопольного регулирования.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Конкуренция, ее понятие и сущность……………………………………….. 5
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции………………………… 5
1.2. Функции конкуренции……………………………………………………... 8
1.3. Виды конкуренции…………………………………………………………. 12
2. Модели рынков совершенной и несовершенной
конкуренции…………………………………………………………………….. 14
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………. 14
2.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….... 17
2.3. Олигополия………………………………………………………………..... 20
3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………… 22
4. Конкуренция в экономике Республики Беларусь.
Антимонопольное законодательство и государственное
регулирование экономики……………………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………………………………….. 30
Виды монополий:
- закрытая монополия, при которой фирма защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;
- открытая монополия, при которой фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;
- естественная монополия, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком (системы водо-, энерго-, газоснабжения). Иногда монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) ресурсов;
- простая монополия, при которой фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям.
Выделение отдельных видов монополии весьма условно, так как некоторые модели могут одновременно принадлежать к нескольким видам.
Также выделяют монопсонию, когда на рынке присутствует один покупатель, и двустороннюю монополию, когда одному покупателю противостоит один продавец (производитель).
Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста, как и кривая рыночного спроса на продукцию совершенно конкурентной отрасли, имеет отрицательный наклон. Поэтому всякое увеличение (уменьшение) объема продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) её цены, тогда как совершенно конкурентное предприятие может продать любой объем продукции по существующей (и независящей от его поведения) рыночной цене. Следовательно, совершенно конкурентное предприятие, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как может достигнуть этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Разумеется, он не может изменять объем выпуска и цену независимо, поскольку их соотношение однозначно определено его функцией спроса и инвариантно выбору независимой переменной.
Социально-экономические последствия монополии
1. Фирма-монополист продает меньший объем продукции, но по более высокой цене, чем, если бы это была конкурентная отрасль.
2. Монополия
может выпускать продукцию
3. За счет
получаемой монопольной
4. За счет
эффекта масштаба монополия
5. Отсутствие
конкуренции иногда ведет к
потере стимулов к нововведения
6. Зачастую огромные
финансовые средства
7. Монополия
способствует увеличению
8. Монополия более наблюдаема и управляема.
9. Монополия может с определенного уровня развития оказывать влияние на проводимую государством политику, лоббируя свои интересы.
2.3. Олигополия
Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.
Олигополия – это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:
1. Фирмы могут
производить гомогенную и гетер
2. Каждая фирма обладает значительной долей рынка и имеет возможность контроля над ценой (обладает рыночной властью).
3. Фирма при
осуществлении процесса
4. Основными методами борьбы, используемыми фирмами, являются ценовые.
5. Существует
возможность сговора между
6. Существуют барьеры для выхода на рынок.
Виды олигополий:
По продукту:
чистая олигополия: товары фирм на рынке гомогенны либо в значительной степени идентичны, являясь абсолютными субститутами (фирмы выпускают стандартизируемую продукцию, например сталь, свинец, алюминий, медь);
дифференцированная олигополия: товары конкурирующих фирм обладают отличительными качествами, так что потребители могут предпочесть одну марку другой из-за ее потребительских качеств.
По количеству фирм в отрасли:
жесткая олигополия – это отрасли, в которых господствуют от двух до четырех фирм;
расплывчатая олигополия – это отрасль, в которой 4-7 фирм выпускают основную часть продукции (70-80%), а остальной рынок делится множеством других фирм.
По силе рыночной власти:
симметричная олигополия: фирмы на рынке обладают примерно равной рыночной властью;
ассиметричная олигополия: на рынке доминирует одна или несколько фирм, обладая наибольшей рыночной властью; остальные имеют меньшее влияние на ситуацию, складывающуюся на рынке, и вынуждены учитывать поведение доминирующих фирм при выработке своих стратегий развития.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
Глава 3. СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
Конкуренция
в переводе с латинского языка
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Основными методами добросовестной конкуренции являются:
- повышение качества продукции;
- снижение цен («война цен»);
- реклама;
- развитие до-
и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров и услуг, используя достижения НТП и т.д.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами или «война цен». Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок. Послепродажное обслуживание – создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:
Основными методами недобросовестной конкуренции являются:
- экономический (промышленный шпионаж);
- подделка продукции конкурентов;
- подкуп и шантаж;
- обман потребителей;
- махинации с деловой отчетностью и т.д.
К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
4. КОНКУРЕНЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ РБ.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Сама по себе конкуренция не является идеальной формой экономических отношений людей. Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах.
Поэтому конкурентная система нуждается в определенной корректировке извне, выполнять которую может только государство.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование – важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Антимонопольное
регулирование в сочетании с
поддержкой отечественного предпринимательства
и организацией защиты прав потребителей
служат одним из существенных условий
успешного социально-экономичес
Антимонопольная
политика государства всегда опирается
на антимонопольное
Антимонопольное законодательство – это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.