Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом;
2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях;
3) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране;
4) рассмотреть способы антимонопольного регулирования.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Конкуренция, ее понятие и сущность……………………………………….. 5
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции………………………… 5
1.2. Функции конкуренции……………………………………………………... 8
1.3. Виды конкуренции…………………………………………………………. 12
2. Модели рынков совершенной и несовершенной
конкуренции…………………………………………………………………….. 14
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………. 14
2.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….... 17
2.3. Олигополия………………………………………………………………..... 20
3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………… 22
4. Конкуренция в экономике Республики Беларусь.
Антимонопольное законодательство и государственное
регулирование экономики……………………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………………………………….. 30
Разработка и принятие антимонопольного законодательства – одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.
Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1) предупреждение создания монополий;
2) ограничение
использования монопольной
Для проведения
антимонопольной политики государство
создает антимонопольные службы
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации.
В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения.
В зависимости от критериев можно выделить:
1. По происхождению – естественный и искусственный монополизм;
2. По степени влияния – всеобщий и абсолютный;
3. По сфере
влияния – отраслевой и межотра
4. По территориальному признаку – тотальный и локальный;
5. По функциональной роли – ведомственный, должностной и производственный.
Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок.
Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путём интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп.
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», вступившего в силу 1 марта 1993 г.
Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию рынка; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция – это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.
К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства.
К негативным последствиям относятся: «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства, может привести к созданию так сказать «государства в государстве». Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных. Конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.