Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение
Глава 1 Конкуренция и ее содержание
1.1 Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики
1.2 Виды конкуренции
1.3 Естественная монополия
Глава 2 Влияние конкуренции на рынок
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3 Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современной России
3.3 Антимонопольное законодательство России
3.4 Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованной литературы
Рыночные доли в олигополитчиеских отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в две следующие основные причины:
1. Конкуренты фирмы могут
достаточно быстро и легко
ответить на снижение цен.
2. Вторая причина, объясняющая то, почему олигополисты делают основной упор на неценовую конкуренцию, заключается в следующем: промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией.
Является ли с точки зрения общества, олигополия «эффективной» рыночной структурой? Сегодня можно выделить две основные различные точки зрения на экономические последствия олигополии.
Первая (традиционная) точка
зрения полагает, что поскольку олигополия
близка по структуре к монополии,
следует ожидать, что она действует
приблизительно аналогичным образом.
Согласно этой точки зрения можно
ожидать, что олигополия, для которой
характерны барьеры для вступления,
приводит к ограничению выпуска
ранее точки наименьших издержек
на единицу продукции и
Традиционная точка зрения оспаривается точкой зрения Шумпетера - Гелбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Утверждается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.
Таким образом, существование
олигополий и конкуренция в условиях
олигополии вызывают неоднозначные
взгляды и мнения на эффективность
их существования и
Абсолютно чистая монополия существует, когда только одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистая конкуренция характеризуется следующими основными признаками:
1. В условиях чистой
монополии одна фирма является
единственным производителем
2. Продукт монополии всегда
уникален в том смысле, что
близких его заменителей не
существует, то есть какие-либо
приемлемые альтернативы
3. Чистый монополист всегда
сам назначает цену и
4. Если по определению
чистый монополист не имеет
прямых конкурентов, должна
Как видно из рисунка 2, рыночное положение чистого монополиста отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополиста является понижающей, так как кривая предельного дохода оказывается ниже кривой спроса.
Рисунок 2 - Спрос и предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних тех же издержках чистый монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов.
Монополистическая конкуренция
подразумевает такую рыночную ситуацию,
при которой относительно большое
число небольших производителей
предлагает похожую, но не идентичную
продукцию. Среди отличительных
признаков монополистической
- существование достаточно
большого числа фирм, что ограничивает
контроль над ценой,
- продукты характеризуются
реальными и мнимыми
- экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию;
- вступление в отрасль является относительно легким.
Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде. В долговременном периоде, положение равновесия производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции.
Дифференциация продукта
обеспечивает способ, которым фирмы
в условиях монополистической конкуренции
могут компенсировать тенденцию
приближения к нулю экономических
прибылей в долговременном периоде.
Посредством изменения продукта
и расходов на рекламу фирма может
увеличить спрос на свой продукт
в большей степени, чем вырастут
ее издержки. Дифференциация продукта,
хотя и связана с определенными
опасностями и проблемами, предоставляет
потребителю большее
1.3 Естественная монополия
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В настоящее время государством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
- транспортировка нефти
и нефтепродуктов по
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по производству и передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной
электрической и почтовой
Естественная монополия, функционируя на рынке минимизирует суммарные производственные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок. Самыми яркими примерами естественных монополий являются телефонные компании и службы по обеспечению коммунальными услугами. Для одной такой организации, уже оперирующей в каком-либо регионе, легко интегрировать в свою сеть дополнительное число потребителей, но для нескольких компаний будет слишком дорого и расточительно оперировать на одной улице, предлагая одни и те же услуги.
Субъекты естественных монополий
не вправе отказываться от заключения
договора с отдельными потребителями
на производство (реализацию) товаров,
в отношении которых
Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
- текущие отчеты о своей
деятельности в порядке и в
сроки, которые установлены
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
- ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
- определение потребителей,
подлежащих обязательному
Право доступа к системе
российских магистральных трубопроводов
и терминалов в морских портах
при вывозе нефти за пределы таможенной
территории Российской Федерации предоставляется
организациям, осуществляющим добычу
нефти и зарегистрированным в
установленном порядке, а также
организациям, являющимся основными
обществами по отношению к организациям,
осуществляющим добычу нефти, пропорционально
объемам добытой нефти, сданной
в систему магистральных
В настоящее время налоги с доходов естественных монополий в РФ обеспечивают 45-47% всех бюджетных доходов. Таким образом, вполне очевидна роль естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее государственное регулирование их деятельности.
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
«Конкуренция является движущей
силой рынка, она является его
главным механизмом и ведет к
наилучшему использованию способностей
и знаний. Большая часть достигнутых
человеческих благ достигнута именно
путем состязания, путем конкуренции.
Конкуренция требует
Конкуренция не может функционировать
среди людей, лишенных предпринимательского
духа. Более того, конкуренция - это
особый метод воспитания умов, великих
изобретателей и
Экономисты сходятся во взглядах,
что подверженная определенным ограничениям
и исключениям, чисто конкурентная
экономика приведет к наиболее эффективному
использованию редких ресурсов общества.
Таким образом, экономика конкурентных
цен стремится распределить ограниченные
количества ресурсов, имеющихся в
распоряжении общества, так, чтобы максимизировать
удовлетворение потребностей. Действительно,
эффективное использование
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме