Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Конкуренция и ее содержание
1.1 Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики
1.2 Виды конкуренции
1.3 Естественная монополия
Глава 2 Влияние конкуренции на рынок
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3 Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современной России
3.3 Антимонопольное законодательство России
3.4 Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

Однако, несмотря на переход  России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО  «Газпром» и так далее). Дробление  этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии  в России функционируют сегодня  в соответствии с федеральным  законом «О естественных монополиях»  от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. Настоящий  Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении  естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и  эффективное функционирование субъектов  естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в  процессе управления ими и так  далее.

Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.

Стоит заметить, что антимонопольное  законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.

Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и  место демонополизации экономики  и развития, конкуренции в общей  государственной политике экономических  реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания  и мероприятия по демонополизации  экономики и развитию конкуренции  на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения  в этой области.

Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности  общественного производства на основе рыночного регулирования экономических  процессов.

Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых  условий для развития конкуренции  на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой задачи предусматривает:

- анализ сложившихся товарных  рынков, поведения на них предприятий  и различных их объединений,  не являющихся субъектами естественной  монополии;

- формирование необходимых  организационно-экономических предпосылок  для эффективной конкуренции  на рынках России;

- создание системы государственного  контроля и регулирования деятельности  субъектов естественной и государственной  монополии;

- создание правовых и  организационно-экономических условий  для включения рыночных механизмов  оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

- учет структуры рынка  при приватизации предприятий  в целях повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;

Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны  с финансовой стабилизацией, антиинфляционными  мерами, а также инвестиционной и  экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих  субъектов от монополистической  деятельности осуществляется в большинстве  своем на основании Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках».

3.4 Экономическая  оценка современного состояния  конкуренции

Конкуренция напрямую зависит  от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная  экономическая конъюнктура. После  кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в  промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса  доверия потребителя.

Индексы доверия потребителя  и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу  между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении  экономической конъюнктуры. Индикатор  доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских  расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских  расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя  и доверия инвесторов. Вместе с  тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно.

Финансовый кризис в Юго-Восточной  Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл. Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический и валютных союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл.

Усилия денежных властей  России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового  кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 19999 г. был  вызван, с одной стороны, увеличением  занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок  России стал поступать большой объем  импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых  товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.

Кредитование сектора  домашних хозяйств существенно не изменилось. Обзор свидетельствует о стремлении небольшой части банков расширить  потребительский кредит, вместе с  тем банки ограничили условия  пользования кредитными карточками. Условия предоставления банками  средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования не изменились.

Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств  в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий  на рынке синдицированных кредитов. Банки были обеспокоены тем, что  при использовании их активов  в ходе синдицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шести месяцев.

Экономическая конъюнктура  не только чутко реагирует на колебания  денежно-кредитной политики, но в  определенной мере и обусловливается  этой политикой, что дает возможность предсказывать изменения экономической конъюнктуры. Оживление деловой активности (рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, что касается крупных и средних предприятий, то для них льготы при кредитовании использовались в меньшей степени, и, следовательно, ожидать повышения деловой активности в этом сегменте производства не приходится.

Ограничение условий кредитования сжимает спрос, а предоставление льготных условий кредитования расширяет  его предложение. При этом необходимо обратить внимание как на соотношение  между удельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые  это сделали, так и на суммарный  удельный вес банков, которые ограничили или смягчили условия кредитования. При стабильной денежно-кредитной  политике рост доли банков, не вводящих дополнительные ограничения условий  кредитования, свидетельствует о  расширении требований заемщиков и, как следствие, о повышении вероятности  оживления экономической конъюнктуры.

Таким образом, несмотря на существенные трудности в экономике  России, рынок развивается и уже  сегодня можно говорить о том, что современные тенденции способствуют созданию конкурентных преимуществ  в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как  и чистая монополия являются по своей  сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной  конкуренции. Безусловно, действуют  на рынках и монополии.

Стоит отметить, что «…отношение  общественности и государства к  различным формам несовершенной  конкуренции всегда двойственно  вследствие противоречивой роли монополии  в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции  и устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает  усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень  населения»11 Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 1998..

Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы  в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция  монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что  и позволило этим фирмам завоевать  господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной  конкуренции воздействует на повышение  эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Таким образом, равно как  совершенная, так и несовершенная  конкуренции имеют своих сторонников  и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной  экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает  страну для интеграции в мировое  сообщество, открывает каналы для  притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических  связей.

Стоит заметить, что Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими  природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему  обеспечения конкурентоспособности  страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в ближайшее  время не начнется реальное создание условий для развития свободной  конкуренции, для повышения конкурентоспособности  России в целом, то вскоре можно будет  ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а  вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как  именно уровень развития конкуренции  во многом определяет жизненный уровень  населения каждой страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О  конкуренции и ограничении монополии  на товарных рынках» от 22 марта  1991 г. №948-1. - 101 с.

2. Федеральный закон «О  естественных монополиях» от 17 августа  1995 года №149-ФЗ. - 64 с.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. - 178 с.

4. Гальперин В.М., Гребенников  П.И., Леусский А.И., Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая школа, 1994. - 267 с.

5. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика) - М.: «ВЛАДОС», 1995. - 324 с.

6. Курс экономической  теории \ Под ред. Чепурина М.Н.,- Киров:, 1995. - 280 с.

7. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс, Т.1. - М.: Республика, 1992. - 562 с.

8. Критский М.М. Экономическая  теория: микроэкономический аспект. - Спб.: ГИЭА, 1998. - 235 с.

9. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992. - 256 с.

10. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики. Курс лекций для абитуриентов. - СПб.: ООО «Петропресса», 1996. - 189 с.

11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: НОРМА - ИНФРА - М, 1998. - 208 с.

12. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело, 1991. - 256 с.

13. Эклунд К. Эффективная модель. - М.: Экономика, 1991 - 340 с.

14. Юданов А.Ю. Конкуренция  - М.: Экономика, 2000. - 267 с.

15. Андреев Е.П. «Современное  развитие экономики России» // Мировая экономика и международные  отношения. 1999. №1. С.25-31.

16. Аукуционек С.П. Современный рынок // ЭКО 2001 №5 - С.12-15.

17. Большаков С.В. Естественные  монополии: финансовое положение  // Деньги и кредит 2000 №4. - С.33-34.

18. Воронов А. Конкуренция  в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5. - С.6-9.

19. Левина Л. Основы  экономической теории и истории  экономических учений (лекционный  цикл) // Российский экономический  журнал.2002. №1. - С.40-42.

20. Харитонов В.К. Государство  и проблемы конкуренции в современной  экономике \\ Вопросы экономики  №2. 2002. - С.23-26.


Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме