Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение
Глава 1 Конкуренция и ее содержание
1.1 Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики
1.2 Виды конкуренции
1.3 Естественная монополия
Глава 2 Влияние конкуренции на рынок
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3 Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современной России
3.3 Антимонопольное законодательство России
3.4 Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованной литературы
- возможности организационного
и территориального
- отсутствия между ее
структурными подразделениями
- возможности юридических
лиц в результате
Решение федерального антимонопольного
органа о принудительном разделении
(выделении) коммерческих организаций
или некоммерческих организаций, занимающихся
предпринимательской
3.2 Развитие конкурентных отношений в современной России
В интервью 17 апреля 2000 года
газете «Аргументы и факты» Президент
Российской Федерации В.В. Путин
сказал, что свою главную цель он
видит в использовании
Представляется, что в настоящее время основная работа по созданию конкурентной среды в экономике России должны вести Министерство образования России, Отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры. Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.
Концепцию создания конкурентной
среды и повышения
К сожалению, хотя Россия еще
в начале 90-х годов взяла курс
на создание конкурентной среды и
построение рыночной экономики, тем
не менее, в России до сих пор отсутствует
полноценная законодательная, нормативно-методическая
и ресурсная база, соответствующие
государственные и общественные
структуры, системно занимающиеся обеспечением
конкурентоспособности
В настоящее время в
России отсутствует системный прогноз
повышения
Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.
Очевидно, что построение
конкурентной среды в экономике
России возможно только при взаимодействии
всех ветвей государственной власти,
всех государственных и
Так, одной из основных проблем в создании конкурентной среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями науки, недостаточное применение системного и других научных подходов. Существенные трудности создает неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.
Серьезной проблемой в
процессе создания конкурентной среды
в экономике России является слабая
подготовка работников исполнительной
власти по проблемам управления конкурентоспособностью,
качеством и
Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты. Серьезные препятствия возникают также в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих возможностей). Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.
Не может не являться проблемой в создании конкурентной среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.
Такие отрасли социальной сферы, как жилищное строительство, транспорт, бытовое обслуживание, лечение, отдых и так далее значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг.
Серьезные проблемы в создании
конкурентной среды в экономике
России создает топливно-
Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России.
Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства.
Не отличается в лучшую сторону и сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента - все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России.
Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.
3.3 Антимонопольное законодательство России
Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.
Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
- изъятие товаров из
обращения, целью или
- навязывание контрагенту
условий договора, не выгодных
для него или не относящихся
к предмету договора (необоснованные
требования передачи
- включение в договор
дискриминирующих условий,
- согласие заключить договор
лишь при условии внесения
в него положений, касающихся
товаров, в которых контрагент
(потребитель) не
- создание препятствий
доступу на рынок (выходу с
рынка) другим хозяйствующим
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- установление монопольно высоких (низких) цен и так далее.
Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение
или поддержание цен на
- раздел рынка по
- ограничение доступа
на рынок или устранение с
него других хозяйствующих
- отказ от заключения
договоров с определенными
Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:
- распространение ложных,
неточных или искаженных
- введение потребителей
в заблуждение относительно
- некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом
- продажа товара с незаконным
использованием результатов
- получение, использование,
разглашение научно-
Федеральный закон «О конкуренции
и ограничении
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме