Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Конкуренция и ее содержание
1.1 Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики
1.2 Виды конкуренции
1.3 Естественная монополия
Глава 2 Влияние конкуренции на рынок
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3 Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современной России
3.3 Антимонопольное законодательство России
3.4 Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

Говоря об эффективности  распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции  руководящиеся мотивом прибыли  предприниматели будут производить  каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что  ресурсы в условиях конкуренции  распределены эффективно. В тоже время  экономисты признают четыре возможных  фактора, препятствующих эффективности  распределения ресурсов в конкурентной экономике:

- отсутствие причины,  по которой конкурентная рыночная  система приведет к оптимальному  распределению доходов;

- распределяя ресурсы,  конкурентная модель не допускает  побочных издержек и выгод  или производства общественных  благ;

- отрасль с чистой конкуренцией  может мешать применению лучшей  из известных производственной  техники и благоприятствовать  медленному темпу технического  прогресса;

- конкурентная система  не обеспечивает ни широкого  диапазона выбора продуктов, ни  условий для разработки новых  продуктов.

2.2 Отрицательное  воздействие несовершенной конкуренции  на рынок

Совершенной конкуренции  отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц  в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной  и других сферах; разработке программных  и прогнозных документов, стратегии  действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием  на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной  деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется  обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление  заботы о подрастающем поколении, поддерживание  образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной  конкуренции, то в скором времени  монополии путем повышением цен  сведут платежеспособный спрос на рынке  до критического уровня.

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции  на рынок, заметим, что несовершенная  конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная  конкуренция не способствует повышению  эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего  к государственному монополизму, отрицательное  воздействие которого прошляется в  таких негативных чертах, как:

- единая общенародная  зависимость;

- централизованная плановая  система;

- малосубъектная система хозяйствования;

- централизованное распределение  всех ресурсов;

- регламентированные связи  по отраслевому признаку;

- централизованная система  установления фиксированных цен;

- единство номенклатуры  продукции во внешней торговле;

Эффективно развивать  внешнюю торговлю в условиях несовершенной  конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.

Практика показывает, что  в условиях конкуренции рынок  развивается гораздо быстрее. Фирмы  вынуждены осуществлять научно-технические  разработки, совершенствовать и обновлять  свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что  если одна фирма остановится на месте  и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая, проведя модернизацию и обновление, сумеет предложить на рынке более дешевый или более  качественный продукт. В условиях несовершенной  конкуренции такого невозможно. Фирма  постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким  образом, несовершенная конкуренция  тормозит развитие рынка.

2.3 Необходимость  государственного регулирования  рынка

Действительно, можно  согласиться с тем, что государственное  регулирование необходимо. Причем необходимо оно по двум основным направлениям:

- защита конкуренции и  препятствие монополизму;

- регулирование деятельности  естественных монополий.

Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму  предусматривает:

- анализ сложившихся товарных  рынков, поведения на них предприятий  и различных их объединений,  не являющихся субъектами естественной  монополии;

- формирование необходимых  организационно-экономических предпосылок  для эффективной конкуренции  на рынках Российской Федерации;

- установление и поддержание  единого экономического пространства  на территории Российской Федерации;

- создание системы государственного  контроля и регулирования деятельности  субъектов естественной и государственной  монополии;

- создание правовых и  организационно-экономических условий  для включения рыночных механизмов  оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

- учет структуры рынка  при приватизации предприятий  в целях повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;

- развитие предпринимательства.

Процесс защиты конкуренции  и препятствия монополизму на рынках Российской Федерации предусматривает  учет следующих общих требований:

- ориентация на создание  конкурентного рынка, защиту прав  и интересов потребителей;

- комплексность решения  задач демонополизации, приватизации  и структурной перестройки экономики;

- дифференцированный подход  к объектам демонополизации с  учетом социальных интересов,  отраслевых (продуктовых) и региональных  особенностей;

- взаимосвязанность решения  проблем демонополизации и развития  конкуренции на федеральном, отраслевом  и региональном уровнях;

- учет факторов интеграции  российской экономики в мировую  систему хозяйства, открытости  товарных рынков для международной  конкуренции в сочетании с  мерами по защите отечественных  товаропроизводителей;

- мониторинг изменения  структуры рынка и соответствия  программно-реализационного механизма  демонополизации и развития конкуренции  его структуре;

- обеспечение гласности  проводимых мероприятий и их  результатов.

Регулирование деятельности естественных монополий - это второе основное направление в государственном  регулировании рынка. Органами регулирования  естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  (установления) цен (тарифов) или  их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального  уровня их обеспечения в случае  невозможности удовлетворения в  полном объеме потребностей в  товаре, производимом (реализуемом)  субъектом естественной монополии,  с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе  российских магистральных трубопроводов  и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется  организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в  установленном порядке, а также  организациям, являющимся основными  обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально  объемам добытой нефти, сданной  в систему магистральных трубопроводов  с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

В целях проведения эффективной  государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются  с участием или в отношении  субъектов естественных монополий  и которые могут иметь своим  результатом ущемление интересов  потребителей товара, в отношении  которого применяется регулирование  в соответствии с настоящим Федеральным  законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния  естественной монополии в состояние  конкурентного рынка.

Органы регулирования  естественных монополий осуществляют, контроль за:

- любыми сделками, в результате  которых субъект естественной  монополии приобретает право  собственности на основные средства  или право пользования основными  средствами, не предназначенными  для производства (реализации) товаров,  в отношении которых применяется  регулирование в соответствии  с настоящим Федеральным законом,  если балансовая стоимость таких  основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного  капитала субъекта естественной  монополии по последнему утвержденному  балансу;

- инвестициями субъекта  естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении  которых не применяется регулирование  в соответствии с настоящим  Федеральным законом и которые  составляют более 10 процентов  стоимости собственного капитала  субъекта естественной монополии  по последнему утвержденному  балансу;

- продажей, сдачей в аренду  или иной сделкой, в результате  которой хозяйствующий субъект  приобретает право собственности  либо владения и (или) пользования  частью основных средств субъекта  естественной монополии, предназначенных  для производства (реализации) товаров,  в отношении которых применяется  регулирование в соответствии  с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Такое государственное регулирование  рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В тоже время стоит отметить, что сегодня  среди экономистов нет единого  мнения о степени вмешательства  государства в рыночное хозяйствование.

ГЛАВА 3 РЕГУЛИРОВАНИЕ  КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ

3.1 Антимонопольная  политика в странах с развитой  рыночной экономикой

Говоря об антимонопольной  политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболее жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное  законодательство отвергает любые  формы монополистической конкуренции  и монополизма. Более либеральное  антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь  антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые  существенно ограничивают возможности  конкуренции в том или ином секторе экономики.

В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или  ограничения конкуренции федеральным  антимонопольным органом в США  осуществляется государственный контроль за:

- созданием, слиянием  и присоединением объединений  коммерческих организаций (союзов  или ассоциаций);

- слиянием и присоединением  коммерческих организаций, если  сумма их активов по последнему  балансу превышает 100 тысяч минимальных  размеров оплаты труда;

- ликвидацией и разделением  (выделением) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, размер  активов которых превышает 50 тысяч  минимальных размеров оплаты  труда, если это приводит к  появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем  товарном рынке будет превышать  35 процентов, за исключением случаев,  когда ликвидация осуществляется  по вступившему в законную  силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный  орган штата не вправе требовать  представления информации, не предусмотренной  перечнем информации, утверждаемым  федеральным антимонопольным органом.

Федеральный антимонопольный  орган не позднее 30 дней со дня получения  необходимых документов сообщает заявителю  в письменной форме о принятом решении.

В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два  или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный  орган в США вправе принять  решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной  или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это  ведет к развитию конкуренции.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации  принимается при наличии совокупности следующих условий:

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме