Конкуренция, её экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платёжеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов………………………………………………………………………5
2. Модификация конкурентно-рыночного механизма…………………….11
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц……………………16
4. Государство как организатор конкурентных отношений……………....20
5. Список литературы………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 61.22 Кб (Скачать файл)

АНО ВПО «КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

Факультет мировой экономики  и управления

 

Кафедра менеджмента организации  и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ

 

         по дисциплине «микроэкономика»

         на тему: «Конкуренция, её экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны»

 

 

 

          Выполнил 

          студент гр. ЗМТ  –12  _______________________   С.В.Михайличенко                              

                

 

 

          Проверила

          к.э.н., доцент кафедры ____________________________ О.В.Белицкая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов………………………………………………………………………5

2. Модификация конкурентно-рыночного механизма…………………….11

3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц……………………16

4. Государство как организатор конкурентных отношений……………....20

5. Список литературы………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конкуренция в переводе с  латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество  между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в  достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с  точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем  платёжеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных  им сегментах рынка.

Рыночный характер экономических  отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение  спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию  товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности.

Конкуренция одновременно имеет  и положительные и отрицательные  стороны:

1) она способствует развитию  научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведёт к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению;

3) в известной мере выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) предаёт бизнесу определённую  нестабильность, создаёт условия  для безработицы, инфляции и  банкротства;

2) ведёт к дифференциации  доходов и создаёт условия  для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может  быть перепроизводство товаров  и не догрузка мощностей в  периоды производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу  вступления экономических единиц в  любую конкретную отрасль и свободу  выхода и неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла  надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства.

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования. 
Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без побеждённых) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счёте, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С точки зрения организации  плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства.

Сегодня мы понимаем, что  чем ожесточённее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание  конкурентной среды в РФ, как и  во всех развитых странах в настоящее  время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий  момент важнейшей задачей экономических  исследований в нашей стране.

Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство  в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Рыночные формы  и способы рыночного поведения  экономических субъектов.

О рынке говорят  тогда, когда рассматривают взаимодействие спроса и предложения любого товара. Из многочисленных возможностей классифицировать рынки рассмотрим лишь одну: с точки  зрения структуры сторон спроса и  предложения, т. е. с точки зрения количества и силы участников рынка. Исходя из предположения, что количество субъектов рынка находится в  обратной пропорции к их силе, т. е. к их влиянию на рыночные события, получим равенство "многих" с  малым рыночным влиянием, "нескольких" со средней рыночной силой и "одного" с большой властью на рынке. В  результате будем иметь три основных варианта рыночных форм: полиполию, олигополию и монополию(от греч. polein — покупать или продавать, monos — один, oligos -несколько, polis — много). Рыночная технология на основе изложенных выше предположений приведена в табл. 1. 

 

Таблица 1. Типология рыночных форм

Покупатели

 

Продавцы

 
 

Много (малые)

Несколько (средние)

Один (большой)

Много (малые)

Полиполия

Олигополия предложения

Монополия предложения

Несколько (средние)

Олигополия спроса

Двухсторонняя олигополия

Ограниченная монополия  предложения

Один (большой)

Монополия спроса

Ограниченная монополия  спроса

Двухсторонняя монополия


Примеры соответствующих  рыночных форм содержит табл. 3. К некоторым  формам подобрать такие примеры  достаточно сложно, а к некоторым  — относительно легко, например, почта, телефон являются яркой демонстрацией  монополии предложения. Наиболее сложно подобрать примеры к полиполии. Эта рыночная форма, в рамках которой  множество продавцов противостоит значительному числу покупателей, характеризуется экономической  теорией как совершенная конкуренция (свободная, чистая). Для того чтобы  рынок соответствовал этому термину, наряду с его полиполистической  структурой должны соблюдаться ещё и такие условия: на этом рынке должен быть однородный товар; продавец и покупатель не должны иметь каких-либо персональных преференций (преимуществ); рынок должен быть полностью прозрачным, т. е. все его субъекты должны владеть полной информацией о величине предложения, ценах, качестве и т. п.; все участники рынка должны реагировать с одинаково большой скоростью на изменения его параметров; как продавцы, так и покупатели должны иметь возможность свободного вхождения в рынок и выхода из него. Поскольку примеров полиполии в современной экономике существует очень мало (валютная биржа, другие биржи), то совершенная конкуренция выступает в большей мере как идеальное состояние рыночного хозяйства. На практике доминирует несовершенная конкуренция (ограниченная). Она возникает в условиях, когда далеко не все продавцы отрасли могут предложить определённый товар по действующей цене. В зависимости от количества продавцов и покупателей одного и того же товара на рынке различают типы их рыночного поведения и вероятные результаты рыночной деятельности.

Примеры рыночных форм

Покупатели

Продавцы

 

Много (малые)

Несколько (средние)

Один (большой)

Много (малые)

Валютный рынок

Бензин, автомобили

Почта, телефон

Несколько (средние)

Молокозаводы

Специальные машины

Изобретатель (собственник  патента)

Один (большой)

Монополия государства  на торговлю водкой

Министерство обороны

Тарифные переговоры

между профсоюзом

и союзом предпринимателей


Самым простым и  одновременно прозрачным типом рыночного  поведения экономических субъектов  является монополия.

В основе возникновения  монополий современного типа лежит  объективный процесс развития производительных сил. В конце XIX — начале XX в. становление  развитой предпринимательской экономической  системы требовало адекватной производственной базы в виде крупного машинного производства. С развитием такой технической  базы, в свою очередь, ускорялся процесс  вытеснения мелких предприятий: внедрявшаяся новая индустриальная техника могла  быть использована лишь на крупных  предприятиях.

Технические преимущества позволяли лучше организовать производственный процесс, что вместе с экономией  на общих затратах, высокой производительностью  труда, расширением возможностей в  использовании кредита способствовало развитию крупных предприятий и  постоянно повышало их роль в промышленном производстве.

Со временем наступил период, когда развитие концентрации и централизации капитала и производства на основе свободной конкуренции  обусловило качественные преобразования в хозяйственной системе. Основная часть общественного производства оказалась сосредоточенной на немногих крупных предприятиях, конкуренция  между которыми имела особо разрушительный характер и угрожала значительными  негативными последствиями. Чтобы  избежать разрушительных сил конкуренции, иметь возможность устанавливать  высокие цены на товары и получать максимальную прибыль, крупные предприятия  стали группироваться, создавая монополистические  объединения. На смену свободной  конкуренции пришла монополия. Она  отрицала рыночную стихию и внесла элемент сознательного регулирования рыночных отношений. Анализ возникновения и развития процессов монополизации был проведён в широко известной работе В.И. Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма". Для монополии характерны отсутствие свободной, совершенной конкуренции на рынке, где она господствует, и угроз ее частным целям со стороны контрагентов, которые вследствие своей многочисленности не могут противодействовать сплочённо и согласованно.

В дальнейшем с ускорением НТП на рубеже XX —XXI вв. качественно  изменяется технико-технологическая  основа производства и соответственно его организационно-экономическая  сторона. На смену фабрично-заводской  крупной промышленности приходит постиндустриальная, информационно организованная система  со своими особыми формами концентрации производства, когда монополия все  больше существует через научно-технологическое  и финансовое подчинение развивающихся  качественно и растущих количественно  мелких и средних предприятий, представленных соответствующим уровнем бизнеса.

Информация о работе Конкуренция, её экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны