Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:00, контрольная работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платёжеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов………………………………………………………………………5
2. Модификация конкурентно-рыночного механизма…………………….11
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц……………………16
4. Государство как организатор конкурентных отношений……………....20
5. Список литературы………………………………………………………..23
Важной сферой освоения крупным капиталом новых видов производства стали отрасли высокой технологии. Завоёвывая в них определённые позиции, диверсифицированные концерны решают одновременно несколько задач: во-первых, обеспечивают экономическое влияние концерна в новых отраслях; во-вторых, стремятся достичь увеличения массы и нормы прибыли на совокупный капитал концерна; в-третьих, создают условия для модернизации традиционного производства на основе прогрессивных технологий и новой техники, которая производится уже в пределах самой хозяйственной единицы. Все это определяет конкурентоспособность каждого звена концерна.
Так, ещё в 80-е годы началось массовое вторжение автомобилестроительных фирм в сферу высокой технологии. американская фирма "Дженерал моторс" за пять лет скупила более десяти достаточно крупных компаний и благодаря этому проникла в отрасли аэрокосмической промышленности, робототехники, искусственного интеллекта и др. Немецкая фирма " Даймлер-Бенц" на протяжении одного года вышла на первое место среди промышленных гигантов страны и превратилась в огромный технологический концерн, установив контроль над ведущей моторостроительной фирмой "МТУ", которая выпускает двигатели для самолётов, танков, военных кораблей, и захватив передовую технологическую компанию "Дорнье" — лидера в производстве авиакосмической техники и электроники и включив в свой состав "АЕГ" — одну из ведущих электротехнических фирм.
Диверсификация даёт возможность крупным корпорациям совмещать прямое давление и гибкость в конкурентной борьбе, способствует предотвращению появлений новых крупных конкурентных компаний в мало монополизированных отраслях. Проникновение в новые отрасли, а также ранее мало специализированные ограничивает в целом число производителей и сужает сферу конкурентно-рыночных отношений.
Таким образом, рыночный механизм как механизм уравновешивания спроса и предложения в определённые исторические периоды принимает разные формы. Его развитие определяется взаимодействием двух сил — конкуренции и монополии. Модифицируясь, олигополистическая структура сохраняет базовую роль предпринимательской экономики. Последняя является достаточно мобильным и гибким системным целым, поддаётся влиянию как центростремительных, так и центробежных тенденций.
Первой, самой важной,
функцией конкуренции, которую она
выполняет на всех этапах развития
рыночной экономики, является прямое влияние
на процесс ценообразования. Особенность
этой функции в современных условиях
проявляется в том, что круг субъектов
конкуренции заметно изменился,
вследствие чего ведущей ее формой
стала олигополистическая конкуренция,
которая опосредует рыночные связи
между мощными в плане финансов
и производства хозяйственными единицами.
В этих условиях соответствия народнохозяйственного
и микроэкономического
Экономически самостоятельные крупные хозяйственные единицы применяют такие методы повышения микроэкономической эффективности, которые не отражают реальные результаты их хозяйственной деятельности. Господствующее положение в производстве и на рынке толкает корпорации к достижению оптимизации хозяйственной деятельности не столько за счёт экономии на издержках производства, рационального использования факторов производства и т. п., сколько за счёт диктата цен, т. е. за счёт потребителей.
Монополизация негативно влияет на ценообразование. Если сравнить рост цен в наиболее монополизированных и мало монополизированных отраслях экономики, то показатель первой группы отраслей был значительно более высоким, чем аналогичный показатель второй группы. Например, за 30 лет второй половины XX в. (с 1950 по 1980 г.) индекс оптовых цен в 15 ведущих отраслях США вырос в 3,7 раза. За этот же период цены на продукцию машиностроения и чёрной металлургии, где уровень монополизации самый высокий, выросли соответственно в 4,2 и 4,51 раза. В наименее монополизированных отраслях, таких, например, как текстильная и швейная, уровень цен возрос в 1,95, а в общественном хозяйстве — в 2,39 раза. Нарушение конкурентно-рыночного механизма обусловливает неоправданное завышение цен, ухудшение позиций потребителя, поэтому в условиях самостоятельности хозяйственных единиц конкуренция играет важную роль. В ходе соревнования за деньги покупателя она заставляет продавцов сбивать цены, приводя тем самым в соответствие микро- и макроэкономические оптимумы. Отсюда укрепление рыночных позиций конкурентов и завоевание ими новых рынков сбыта или расширение старых требует улучшения качества продукции, поиска новых ее видов и т. п.
Вторая экономическая
функция конкуренции —
Застойные явления в развитии научно-технического прогресса продолжаются до тех пор, пока на рынке не появится сильный конкурент, который будет представлять угрозу монопольному положению определённых крупных корпораций. Преимущественно такими конкурентами являются иностранные фирмы. Углубление процессов интернационализации хозяйственной жизни стран создаёт объективные условия для усиления научно-технического соперничества, стимулирует развитие научно-исследовательских работ и рост производительных сил общества. Значительное усиление позиций японского капитала в автомобилестроении США, например, привело к увеличению затрат на проведение научных исследований в "Дженерал моторе". Наряду с общим удвоением затрат на научные исследования на протяжении последнего десятилетия, концерн инвестировал сотни миллионов долларов на уменьшение веса автомобилей и энергоёмкости их двигателей. Аналогичная ситуация сложилась и в "АТТ". Как только протекционистские барьеры перестали защищать его монопольное положение концерна, он резко увеличил ассигнования на научные разработки.
Современная конкуренция имеет несколько уровней. Для неё характерна тенденция к олигополистической ситуации на уровне крупных корпораций, монопольной — в отношениях их с мелкими и средними формами и в значительной мере совершенной на уровне последних. Каждый из этих уровней имеет свою специфику, сохраняя при этом общие черты конкуренции. В условиях сложного рыночного хозяйствования в конкурентных отношениях принимает участие и государство.
Хотя современная
конкуренция на уровне крупных корпораций
и выступает как
Модификация экономических
функций конкуренции в
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц
Монополия как тип экономических производственных отношений предусматривает сознательное регулирование связей в процессе производства и обращения. Однако какой бы крупной ни была хозяйственная единица, по своей деятельности и интересам она остаётся обособленным товаропроизводителем. Общественная связь между производителями должна осуществляться через рынок. Противоречие, которое возникает между стремлением крупных корпораций к преодолению рыночной формы обмена и их товарно-предпринимательской природой, частично разрешается налаживанием внерыночных форм обмена. Такие формы охватывают микроуровень хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой. Это внутрифирменное хозяйство концернов и других экономических единиц и разнообразные формы неконкурентных связей между предприятиями.
Внутрихозяйственные
комплексы современных
Интенсивность внутрифирменных поставок определяет степень хозяйственной взаимосвязи подразделений. Обмен промежуточной продукцией между предприятиями концерна связан с процессами специализации и кооперирования и введёт к интеграции производственных и рыночных процессов, что означает здесь подрыв товарного производства. В немецком концерне "Маннесман", например, внутрифирменные поставки достигают 1 /4 всего оборота, а концерн "Сименс" поставляет своим предприятиям 42 процента конструктивных элементов. В целом в компаниях с годовым объёмом продаж свыше 1 млрд долл. США внутрифирменный оборот составляет в среднем 32 процента общего объёма реализованной продукции.
Внутрифирменный хозяйственный
оборот осуществляется на основе трансфертных
цен, которые регулируют экономические
отношения между
Способом реализации
внутрифирменных внерыночных
На протяжении XX
в. в странах рыночной экономики
были значительно усовершенствованы
способы планирования, стали широко
использоваться методы исследования операций,
экономические модели, системный
анализ. Планирование из сферы производства
и сбыта распространилось на научно-исследовательские
работы, материально-техническое
Разнообразные формы
ограничения конкуренции и
Если в условиях рыночной системы свободной конкуренции предприниматель ориентировался на рыночный спрос после изготовления товаров, то сегодня его целью является получение заказа, определение его содержания, стоимости и сроков выполнения. Возникает рынок заказов, регулятором которого может быть только конкуренция, которая влияет на качество проекта, уровень цены, определяет степень загрузки производственных мощностей. Риск не продать, свойственный предыдущим формам связи между корпорациями, сменился риском остаться с незагруженными производственными мощностями и проиграть конкуренту. Конкуренция заказов и соревнования за получение заказа, как и конкуренция товаров, стимулирует производителей совершенствовать производство, искать новые рынки сбыта и новых потребителей, снижать издержки производства, эффективно использовать марку фирмы и рекламу.
Традиционной формой
ограничения конкуренции
Классическим примером использования индивидуальных методов ОДП является маневрирование внутрифирменными ценами. В Аргентине, например, один из филиалов американской "Кока-Колы" при финансовой поддержке материнской компании с целью захвата рынка и вытеснения конкурентов реализовал продукцию по ценам, более низким, чем издержки производства, и осуществлял бесплатные поставки в обмен на исключительное право сбыта своей продукции. Этот пример — один из наиболее типичных в практике борьбы с конкурентами через трансфертные цены.
К сфере применения коллективных методов ОДП принадлежат международные и национальные экспортные и импортные картели, синдикаты, консорциумы, банковские холдинги, патентные и издательские объединения и др.
Нетрадиционными коллективными методами ОДП являются патентно-лицензионные соглашения, соглашения о межфирменном сотрудничестве и производственном кооперировании, использование совместных предприятий. Патентно-лицензионные соглашения заключаются, как правило, между фирмами-производителями. Покупателю лицензии продавец навязывает определённые условия покупки технологии с целью не подавить конкурента, а согласовать его хозяйственную деятельность со своими производственными, научно-техническими и коммерческими проблемами. Поскольку при этом устанавливаются долгосрочные отношения между продавцом и покупателем, можно говорить о расширении сферы внерыночных связей. Основными условиями предоставления лицензий являются: запрещение экспорта ее покупателям; принудительные закупки у продавца лицензии сырья, материалов и оборудования; запрет на внесение изменения в полученную технологию; фиксация цен на реализацию продукции, которая производится по лицензии; навязывание торгового посредничества продавца лицензии в случае продажи этой продукции на внутреннем рынке.
Информация о работе Конкуренция, её экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны