Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:00, контрольная работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платёжеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов………………………………………………………………………5
2. Модификация конкурентно-рыночного механизма…………………….11
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц……………………16
4. Государство как организатор конкурентных отношений……………....20
5. Список литературы………………………………………………………..23
Авторы известного американского учебника по экономической теории "Экономикс" К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю подчёркивают, что монополия — это ситуация, при которой число продавцов становится настолько малым, что каждый продавец уже в состоянии влиять на общий объем предложения, а следовательно, и на цену продукта, который продаётся. Отсюда можно определить, что практически по своей экономической сущности монополистическая ситуация на рынке возникает тогда, когда в определённой отрасли доминируют несколько корпораций, поскольку они имеют возможность официального, а также неофициального сговора для господства на рынке и получения монопольной прибыли.
В отличие от совершенной
конкуренции монополия
Картели и синдикаты ограничили свободную конкуренцию в сфере обращения. Заключение соглашений об особых условиях реализации товаров и разделе рынков сбыта разрушило полную независимость и свободу рыночных связей и обеспечило условия для экономической реализации их господства.
С появлением трестов монопольное регулирование охватило также процесс производства. Частичная планомерность не только стала формой движения капитала в рамках отдельного предприятия, как это было свойственно периоду свободной конкуренции, но и распространилась на производственные и коммерческие связи между предприятиями, которые входили в состав треста. Монополистическая планомерность стала приобретать новые масштабы, в то же время сужая деятельность рыночно-конкурентных сил.
Монополизировав производство
в отдельных отраслях промышленности,
тресты способствовали дальнейшей концентрации
производства и капитала. Это создало
материальную основу для их влияния
на производителей других отраслей и
помогло проникнуть в новые отрасли.
Возникли реальные условия для ограничения
межотраслевой конкуренции и
становления многоотраслевых
Эволюция одноотраслевых монополий в многоотраслевые происходила, во-первых, путём комбинирования, т. е. объединения предприятий технологически связанных между собой отраслей промышленности, например, угольной, металлургической, автомобилестроительной; во-вторых, через диверсификацию производства — проникновение монополий в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой их деятельности. Следствием диверсификации стали концерны — крупные многоотраслевые образования, которые постепенно захватывают главные позиции как на рынках, так и в сфере производства.
Формальными видами
рыночной монополии субъектов
Билатеральная монополия возникает при наличии на рынке лишь одной пары конкурентов: один продавец — один покупатель. Им не угрожает конкуренция со стороны других экономических субъектов: на своём рынке они — полные хозяева, однако их экономическая власть ограничена, поскольку рыночные отношения между ними характеризуются взаимозависимостью.
При ограниченной монополии на отраслевом рынке присутствуют один продавец (монополист) и несколько покупателей. Здесь экономическая власть монополии более сильная, чем при билатеральной монополии: хотя покупателей и немного, но они конкурируют один с другим за право вступить в рыночные отношения с монополистом.
Самая большая экономическая власть у собственно монополии: монополисту-продавцу противостоит множество покупателей, отношения между которыми строятся на конкурентной основе. Функция совокупного спроса выступает в данном случае как функция индивидуальной рыночной цены монополиста. Для максимизации своей прибыли монополист должен достичь равновесия между ценой и количеством продукции, при которой образовалась бы наибольшая разница между выручкой и валовыми издержками. Поэтому его целью является поиск равновесия между предельными издержками и предельной выручкой. Монополист создаёт дефицит товарного предложения, который и обусловливает цену, значительно превышающую предельные издержки. Создаётся монопольная прибыль. По оценкам американского экономиста Ф.Шерера, убытки, которые возникают вследствие монополистического распределения ресурсов, составляют 0,5 — 2 процента валового национального продукта США. Здесь микро- и макроэкономические интересы расходятся. Монополия как микроэкономический субъект достигает своих частных целей.
Монополия как прозрачный
тип рыночного поведения
В современном мире
появились новые формы захвата
рынков. В условиях современной фазы
НТП коренным образом меняется материальная,
технологическая основа производства
с развитием электронно-
К монополистическим отраслям принадлежат также общественный транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и др. Такие предприятия относятся к естественным монополиям и на местных уровнях подлежат государственному регулированию.
В бывшем СССР экономическая политика государства сознательно осуществлялась в направлении создания условий для монопольного положения производителя. Примитивное понимание исторической тенденции к росту обобществления производства отождествляло его с крупным и сверхкрупным производством. В результате в промышленности бывшего СССР сложился наивысший в мире уровень концентрации производства. Каждое предприятие давало продукции в среднем в 4 раза больше, чем в США, а средняя численность занятых на одном предприятии почти в 10 раз превышала аналогичный показатель для стран Запада.
Монополизацию экономики
бывшего СССР обусловили не только
рост концентрации фабрично-заводского
производства, но и практика реализации
промышленной продукции, в соответствии
с которой для производителей
устанавливались зоны реализации, где
они выступали монополистами. К
тому же конкуренция трактовалась как
изъян развитого
Промышленные структуры
в экономике стран командно-
Кроме концентрации
производства монополизм при командно-административной
системе имел такие особенности.
Во-первых, состояние общего дефицита
формировало избыточный спрос на
продукцию большинства
Украина получила в наследство высокомонополизированную, жёстко централизованную систему хозяйствования. Построение эффективной национальной экономики предусматривает создание правовых основ ограничения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществление государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
2. Модификация конкурентно-
В экономике рыночно
развитых стран усиливаются как
процессы монополизации, так и интенсивность
конкуренции. Такое развитие закономерно,
поскольку монополия и
В большинстве промышленно развитых стран отсутствует отраслевая единая формально монополистическая структура, которая бы давала возможность контролировать производство и рынок в их полном объёме. Преимущественно отраслевой контроль осуществляет несколько крупных корпораций. Такая структура рынка называется олигополистической.
Как и монополия, олигополия может быть билатеральной и собственно олигополией. В условиях билатеральной олигополии спрос на продукцию нескольких продавцов формируют несколько потребителей, а в условиях собственно олигополии нескольким продавцам противостоит множество покупателей. В таких структурах рынка процессы монополизации и конкуренции тесно связаны друг с другом.
Олигополистическая структура обусловливает новые формы внутриотраслевой взаимосвязи компаний, однородных по отраслевой специализации. Ограниченное число крупных предприятий в отрасли или на отдельных рынках создаёт объективные основы для взаимодействия в разных направлениях производственной или коммерческой политики. Самой распространённой формой взаимодействия субъектов олигополии является проведение общей рыночной политики с целью ослабления внутриотраслевой конкуренции. Основным средством ее реализации является монополистическое регулирование цен на товары. Монопольная цена складывается не только в условиях господства одной монополии. Практикуя "лидерство в ценах", олигополисты устанавливают и поддерживают монопольно высокие цены на продукцию аналогичного ассортимента.
Другой формой взаимодействия является координация производственной деятельности через регулирование объёма и (или) ассортимента продукции, определение долгосрочной специализации. При условии господства в отрасли олигополистической структуры каждый из ее участников имеет возможность монополизировать узко специализированный рынок, установить на нем монопольные цены и ограничить конкуренцию.
Несмотря на возможности участников олигополистической структуры рынка в области координации совместной деятельности, их частные интересы не всегда соответствуют групповым олигополистическим. Плотность рыночных связей фирм-олигополистов прямо зависит от размера монопольной прибыли: монопольная координация отношений в условиях высококонцентрированного капитала целесообразна до тех пор, пока она гарантирует монопольную прибыль, в противном случае господствует конкуренция. Конкуренция в олигополистических структурах характеризуется высокой степенью остроты. Уменьшение количества производителей — продавцов в отрасли вследствие банкротства одной из фирм — участниц олигополии предоставляет другим, которые выжили, возможность расширения рынка сбыта. Интенсивность конкуренции находится в обратной зависимости от числа участников рыночной олигополии: чем меньше остаётся продавцов, тем больший выигрыш в форме перераспределения рынка сбыта они получают вследствие экономической гибели своих конкурентов. Отсюда постоянное стремление олигополистов к дифференциации продукта, обеспечению его надлежащего качества, обновлению ассортимента.
С олигополией связано появление новой формы внутриотраслевой конкуренции — неценовой. В условиях приблизительно одинаковых финансово-технологических ресурсов преобладающее большинство конкурирующих крупных корпораций отказывается от применения ценовых методов влияния на соперников, поскольку это, во-первых, обходится очень дорого, а во-вторых — практически не меняет рыночных позиций. Экономически выгодно использовать неценовое соперничество. С середины 50-х годов XX в. — периода развёртывания НТП — наиболее важными методами ведения внутриотраслевой конкуренции становятся обновление товаров и своевременный выход с ними на рынок, улучшение ассортимента и качества продукции, усовершенствование форм привлечения и обслуживания покупателей.
В последние десятилетия
под влиянием процессов интернационализации
хозяйственной жизни
Наряду с монополистической
конкуренцией в олигополистических
структурах обостряется конкуренция
мелкого и среднего предпринимательства
с крупными фирмами. Этому способствует
как система подрядных и
Возникновение олигополистической структуры рынка не устраняет межотраслевой конкуренции, которая в условиях расширения сферы частичной планомерности на межотраслевом рынке и обострения борьбы за долю в конечном спросе приобрела специфическую форму соперничества между целыми группами отраслей, объединённых в концерны. Диверсификация производства стала важным средством борьбы за рынок.
Для концерна ценовая
конкуренция экономически оправдана.
При помощи прибыли от выпуска
одних видов продукции он может
использовать демпинговые меры на рынках
других отраслей, подавляя тем самым
конкурирующие
Информация о работе Конкуренция, её экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны