Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:43, курсовая работа
Целью данной работы является выявление сущности понятия "конкуренция" с различных сторон, определение ее роли в рыночной экономике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и условия возникновения конкуренции;
- изучить функции конкуренции;
- описать основные виды и формы конкуренции;
- сравнить различные модели совершенной и несовершенной конкуренции;
- проанализировать особенности конкуренции в РФ;
- рассмотреть антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория_____________________6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции___________________6
1.2. Функции конкуренции_________________________________________9
1.3. Виды и формы конкуренции_______________________________ ____11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____14
2.1. Совершенная конкуренция____________________________________14
2.2. Монополистическая конкуренция______________________________16
2.3. Олигополия_________________________________________________18
2.4. Монополия_________________________________________________19
Глава 3. Конкуренция в России, ее роль и методы ее регулирования____________________________________________________20
3.1 Особенности конкуренции в РФ__________________________________20
3.2 Антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством в РФ________________________________________________20
Заключение______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория_____________________
1.2. Функции конкуренции___________________
1.3. Виды и формы конкуренции___________________
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____14
2.1. Совершенная конкуренция___________________
2.2. Монополистическая конкуренция___________________
2.3. Олигополия___________________
2.4. Монополия____________________
Глава 3. Конкуренция в России, ее роль
и методы ее регулирования_________________
3.1 Особенности конкуренции в
РФ____________________________
3.2 Антимонопольное
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение
Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.
Данное понятие является одним из основных в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется фактически во всех уровнях экономики от микроуровня (на примере фирмы) до макроуровня (на примере развития глобализации мировой экономической системы).
Важность конкуренции также определяется тем, что она является одним из главных признаков рынка, выраженная в форме взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Выход на рынок только с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рыночной экономики, что дает возможность потребителям выбрать из многочисленного количества различных товаров именно тот, который в наибольшей степени удовлетворяет потребности потребителя, а продавцам (изготовителям) получить расположение большего числа потребителей и тем самым максимизировать прибыль.
Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что конкуренция играет важнейшую роль в экономике любой страны. В настоящее время понятно, что чем выше конкуренция на внутреннем рынке, тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции и в тоже время лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом.
Динамика экономического развития мирового сообщества и усиление глобализации экономики свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает многие экономические проблемы общества.
Объект исследования – конкуренция в разрезе рыночных отношений.
Целью данной работы является выявление сущности понятия "конкуренция" с различных сторон, определение ее роли в рыночной экономике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней довольно новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
При выполнении настоящей работы были использованы специальные литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, монографии, периодическая литература и т. д. При написании данной курсовой работы в основном были использованы учебники и учебные пособия следующих авторов: В.С. Артамонов, Е.Ф. Борисов, А.С. Булатов, Г.П. Журавлева, М.И. Плотницкий.
Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав, 9 подглав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория
Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров [3, стр.125].
Существуют и другие определения понятия «конкуренция». Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция - экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.
Как видно, понятие конкуренции довольно многозначно и оно не охватывается каким-либо одним, универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции также можно усмотреть как главную сущностную черту - свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли так называемого стихийного регулятора общественного производства.
Предмет конкуренции – это товар, услуга, либо работа, посредством которых соперники стремятся завоевать расположение наибольшего количество потребителей, для получения наибольшего дохода.
Объект конкуренции - это потребитель или покупатель, за расположение которого борются на рынке соперничающие стороны.
В совокупности в советской и зарубежной литературе существует три подхода к определению конкуренции.
Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Данный подход характерен в большей степени для отечественной литературы. Он основывается на обыденном понимании конкуренции как соперничества за достижение наилучших результатов в чем-либо.
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход наиболее характерен для классической экономической теории. А. Смит трактовал конкуренцию как «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников и устанавливает соотношение спроса и предложения на рынке, уравновешивая рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории дифференциации рынка, где в зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Смит утверждал, что сущность конкурентного поведения производителей - «честное»— соперничество производителей (без сговора) посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Но на современном этапе не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в конкуренции. Й. Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации [18, c.176].
Условия, в которых протекает конкуренция, обычно называют рыночной структурой, которая характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.
Данные условия определяют способность отдельно взятых предприятий оказывать влияние на рынок и контролировать цену продукции.
Основные условия возникновения конкуренции:
Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Она представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?
Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и способствует повышению работоспособности работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Борьба между ними за потребителей приводит к уменьшению издержек производства, снижению цен, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса. Но в то же время конкуренция ведет к дифференциации производителей и покупателей, способствует созданию монополий.
Содержание конкуренции наиболее полно определяется при анализе ее функции [4, стр.134]. У разных авторов российской и зарубежной экономической литературы существуют разные подходы к определению функций конкуренции, но наиболее общим является выделение 6 основных функций конкуренции:
1. Регулирующая функция –
2. Функция размещения (аллокационная функция) заключается в том, что конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. т.е. выражается в эффективном размещении сами факторов производства
3. Инновационная функция конкуренции – обнаруживается в различных проявлениях новаторства: стимулирование внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д., которые предопределяют динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
4. Адаптационная функция –
5. Распределительная функция, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Конкуренция также оказывает влияние на распределения ВНП среди потребителей.
6. Функция контроля по которой конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Она ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Некоторые экономисты выделяют еще одну функцию конкуренции - функцию мотивации, которая выражается в том, что для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночных отношениях