Конкуренция и ее роль в рыночных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление сущности понятия "конкуренция" с различных сторон, определение ее роли в рыночной экономике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и условия возникновения конкуренции;
- изучить функции конкуренции;
- описать основные виды и формы конкуренции;
- сравнить различные модели совершенной и несовершенной конкуренции;
- проанализировать особенности конкуренции в РФ;
- рассмотреть антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория_____________________6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции___________________6
1.2. Функции конкуренции_________________________________________9
1.3. Виды и формы конкуренции_______________________________ ____11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____14
2.1. Совершенная конкуренция____________________________________14
2.2. Монополистическая конкуренция______________________________16
2.3. Олигополия_________________________________________________18
2.4. Монополия_________________________________________________19
Глава 3. Конкуренция в России, ее роль и методы ее регулирования____________________________________________________20
3.1 Особенности конкуренции в РФ__________________________________20
3.2 Антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством в РФ________________________________________________20
Заключение______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34

Файлы: 1 файл

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике1111.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Преимущества олигополии: широкое использование достижений НТП, сдерживание резкого колебания цен, отсутствие мотивации к снижению объемов производства. Недостатки олигополии: высокий уровень барьеров для входа на рынок, что существенно ослабевает конкуренцию, нарушение механизма саморегуляции рынка вследствие незначительной подвижности цен.

 

 

2.4. Монополия

 

Монополия – это ситуация, при которой один субъект хозяйствования занимает доминирующее положение и полностью контролирует рынок определенной продукции.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста, либо отказаться в удовлетворении своих потребностей в этом товаре. Монополия означает власть над рынком, но прежде всего над ценой, т.к. являясь единственным продавцом на рынке монополист может устанавливать цену по своему усмотрению.

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные черты чистой монополии:

      1. единственный продавец – производитель;
      2. товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
      3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
      4. практически невозможные условия вхождения в отрасль новых предприятий;
      5. совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.

В зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия действует в масштабе одной отрасли рыночной деятельности, абсолютная монополия захватывает всю сферу национального хозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом, то абсолютная монополия находится в руках государства.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

Различают и другие типы монополий:

  1. естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)
  2. искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.
  3. легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты, авторские права и т. д.)
  4. случайная монополия — возникает в результате временного превышения спроса над предложением данного продукта;
  5. временная – порождена результатом развития НТП на основе монопольного владения фирмой патентом до тех пор, пока данная технология не получит общественного распространения.

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии:

1. Картель - объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность, сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.

2. Синдикаты - это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции. В синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно.

3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т. п.

Основные достоинства монополий:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек;
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства;
  • нет дополнительных издержек на рекламу;
  • продукция монополистических компаний отличается высоким качеством.

Основные недостатки монополий:

  • приводит к неэффективному распределению ресурсов, т. к. они сосредоточены в одних руках;
  • деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов;
  • невозможность удовлетворить потребительский спрос из-за ограниченности предложения;
  • своевольное установление цены, часто сильно завышенной.

 

Глава 3. Конкуренция в России, ее роль и методы ее регулирования

 

 

3.1 Особенности конкуренции в РФ

 

В последнее время можно отметить, все возрастающее влияние на экономику России экономик развитых стран. Негативные события  в данных странах вызывают негативные последствия и в нашей экономике. Позитивные, в условиях глобальной конкуренции, ставят в зависимость российскую экономику, нередко негативно сказываясь на её состоянии. Например, можно заметить, что зависимость уровня инфляции в России от курса доллара становится все более явной, что можно объяснить таким эффектом, как импортируемая инфляция, чаще всего со стороны США.

К подобным негативным экономическим событиям приводят отсутствие какой-либо системы внешнеэкономической защиты экономики и довольно низкий уровень экономической безопасности нашей страны в условиях глобальной экономики.

Одна из проблем нормального развития конкурентоспособности в России является то, что она занимает довольно холодную и некомфортную для производства часть территории планеты. Довольно жесткие климатические и природные условия требуют относительно больших расходов (на электроэнергию, отопление и т.д.) на достижение эквивалентного уровня жизни, производства и предоставления услуг по сравнению с другими государствами, где климат является более мягким, и тем самым делают любую экономическую деятельность более затратной, чем в более выгодных географических условиях.

Строительство, транспорт, освещение, энергетика, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, здравоохранение и другие зависимые от климатического фактора сферы, которые составляют более 25 % в структуре ВВП, вносят дополнительный, больший вклад в структуру себестоимости производимых товаров и услуг. Этот факт влияет на уровень конкурентоспособности экономики РФ  в мировой системе и охватывает, в той или иной степени, все экономические сферы страны.

Экспортно-импортные отношения можно рассматривать как показатель государственной конкурентоспособности. В процессе международного разделения производства конкурентоспособность производимых продуктов и ресурсов в определенной стране непосредственно влияет на эффективность обмена экспортируемых ресурсов, товаров и услуг на импортируемые. Чем более конкурентоспособны экспортируемые продукты и ресурсы, тем выгоднее для государства международный обмен.

Рассматривая текущую структуру конкурентного взаимодействия России с другими странами (табл. 1), видно что на данный момент мы пытаемся конкурировать в тех областях и сегментах, где мы наименее конкурентоспособны – т. е. в низкотехнологичных сырьевых отраслях, сильно зависимых от климатического фактора. Этот факт еще раз говорит о том, что практика внедрения в российскую экономику новых технологий, даже в условиях индустриальной экономики, способствует повышению конкурентоспособности результатов экономической деятельности страны, а соответственно и конкурентоспособности экономики страны в условиях глобальной экономики.

Таблица 1

Структура экспорта товаров в РФ за январь-март 2011 года.

Январь – март 2011 г.

Млн. долл.

Доля в экспорте, %

Топливно-энергетические товары:

79332

70,3

нефть сырья

39196

34,7

нефтепродукты

19951

17,7

газ природный

16399

14,5

Металлы и изделия из них

10799

9,6

Продукция химической промышленности, каучук

6568

5,8

Машины, оборудование и транспортные средства

4689

4,2

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

2382

2,1

Продовольственные товары и сельскохозяйственное 
сырье (кроме текстильного)

1451

1,3

Другие товары

7604

6,7

Всего экспорт

112825

100,0


На текущий момент экспорт в России превышает в денежном выражении импорт почти в два раза на протяжении нескольких лет, при этом выручка от экспорта уходит не на импортные поставки необходимых продуктов и оборудования, а в основном инвестируется за рубеж, так как это является наиболее прибыльным.

Без учета, привлеченных рядом финансовых организаций крупных кредитов структура инвестиционного портфеля на данный момент такова, что из страны за рубеж вывозится капиталов и инвестиций больше, чем привлекается. Инвестиционные потоки “уходят” за рубеж в виде банковских вкладов и торговых кредитов, а “приходят” в виде долгих денег и вложений в акции российских предприятий.

Еще одна глобальная проблема, мешающая развитию конкуренции в РФ это то, что сейчас из около 60 современных передовых технологий Россия обладает всего около 20 и, следовательно, могла бы претендовать лишь на 10-15 % мирового рынка наукоемких высокоинформационных технологий. При этом потенциале наша страна находится на одной из нижних позиций по реализации наукоемкой продукции инновационной экономики на базе новых технологий существенно повысит конкурентные преимущества государства.

Рис. 3. Вклад России на мировом рынке наукоемкой продукции.

Россия богата природными и биологическими ресурсами. Она занимает первое место в мире по запасам угля, железной руды; третье – по запасам пресной воды. Некоторые месторождения, например Рений, добываются только в нашей стране. Итого, природная составляющая национального богатства России в расчете на душу населения в сопоставимых оценках в 5 раз превышает аналогичный показатель для Норвегии и Канады, в 6 раз – для США, в 20 раз – для таких европейских стран, как Германия, Великобритания и Франция, в 38 раз – для Японии и в 80 раз – для Китая. Природная экосистема России может выдерживать нагрузки в 2,2 раза большие, чем природные экосистемы таких стран, как США, Канада, Австралия, Бразилия.

По сути, Россия является монополистом по ресурсам – это уникальное и неоспоримое конкурентное преимущество.

Кроме того, в качестве основных национальных конкурентных преимуществ можно еще выделить:

  • довольно высокий уровень образования населения;
  • богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях, а также устойчивый приток валютных поступлений;
  • значительные валютные резервы, позволяющие последовательно наращивать денежное предложение;
  • огромная территория и потенциально емкий внутренний рынок, которые связаны с широким многообразием форм жизнедеятельности и потребностей населения;
  • значительные масштабы свободных производственных мощностей для развития наукоемкой промышленности;
  • большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно резко повысить инвестиционную активность.

Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты.

Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и  правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов.

Сейчас для устойчивого роста и потребительского оживления в виде инвестиций на стратегические цели должен формироваться комплекс условий, регулирующих существующую промышленную политику и обеспечивающих выгодность расширения производственной деятельности и соответствующих инвестиций в современные сектора экономики. Перспективы конкурентного развития российской экономики довольно высоки, главное направить усилия на установление эффективного и разумного использования имеющихся колоссальных ресурсов и преимуществ нашего государства.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночных отношениях