Конкуренция и ее роль в рыночных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление сущности понятия "конкуренция" с различных сторон, определение ее роли в рыночной экономике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и условия возникновения конкуренции;
- изучить функции конкуренции;
- описать основные виды и формы конкуренции;
- сравнить различные модели совершенной и несовершенной конкуренции;
- проанализировать особенности конкуренции в РФ;
- рассмотреть антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория_____________________6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции___________________6
1.2. Функции конкуренции_________________________________________9
1.3. Виды и формы конкуренции_______________________________ ____11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____14
2.1. Совершенная конкуренция____________________________________14
2.2. Монополистическая конкуренция______________________________16
2.3. Олигополия_________________________________________________18
2.4. Монополия_________________________________________________19
Глава 3. Конкуренция в России, ее роль и методы ее регулирования____________________________________________________20
3.1 Особенности конкуренции в РФ__________________________________20
3.2 Антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством в РФ________________________________________________20
Заключение______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34

Файлы: 1 файл

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике1111.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

    -предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли, что является позитивными санкциями.

    -предприятия, которые не учитывают пожелания клиентов или не реагируют на нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке или изменение конкурентной ситуации на рынке, получают наказание в виде убытков или полностью вытесняются с рынка, что является негативными санкциями.

В общем виде можно сказать, что конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются» [10, с. 327]. Из этого следует вывод, что в условиях нормальной конкуренции ресурсы распределяются наиболее эффективно.

 

 

1.3. Виды и формы конкуренции

 

Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций видов и форм конкуренции.

Конкуренцию условно можно разделить по следующим основным признакам:

  1. по методам осуществления,
  2. по масштабам развития,
  3. по типу конкурентного поведения,
  4. по степени свободы.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.

Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта. В современных условиях рыночных отношений  неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.

По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев  какой-то ограниченной территории, местности);

3) внутриотраслевой (конкуренция ведется в одной из отраслей рынка где идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей  разных отраслей рынка за привлечение  на свою сторону покупателей  в целях извлечения большего  дохода);

5) национальной (состязание отечественных  продавцов и покупателей внутри данной страны);

6) международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и  государств разных стран за положение на мировом рынке).

По типу конкурентного поведения также разделяют конкуренцию на добросовестную (повышение качества продукции, снижение цен («война цен», реклама и т.д.) и недобросовестную (экономический шпионаж, обман потребителей, сокрытие дефектов и т.д.).

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование, свободный вход на рынок, свободный выбор маркетинговой политики и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные, наиболее крупные производители, которые владеют значительными сегментами рынка, имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят диктовать определенные правила сбыта и т.д.

 

Так же в экономической литературе выделяют следующие виды конкуренции:

  • функциональную (это конкуренция определенного товара);

Функциональная конкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами.

  • видовую (по цене и качеству);

Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то важным для потребителя характеристикам.

  • межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Межфирменная конкуренция — борьба между предприятиями одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей.

Как видно, из приведенной выше классификации, существует большое многообразие различных видов и форм конкуренции, которые отражают данное понятие с различных сторон.

 

Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

 

 

2.1. Совершенная конкуренция

 

По степени развития конкуренции в экономической теории выделяют следующие основные модели рынка:

  1. чистая (совершенная) конкуренция
  2. монополистическая конкуренция
  3. олигополия
  4. монополия

Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции  
[3, с. 150]:

  1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
  2. тип продукта стандартизированный или однородный с точки зрения потребностей покупателей и продавцов;
  3. имеется полная и доступная информация для участников рынка о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях;
  4. свободный вход на рынок новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из него, вход и выход из отраслей абсолютно свободен.

Главная отличительная черта данного вида конкуренции – это то, что ни одна из фирм на рынке не может оказывать влияние на цену товара, так как влияние каждой из этих фирм на рынке незначительно.

В условиях совершенной конкуренции фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Что в свою очередь означает наличие абсолютно эластичного спроса, который графически представлен на рис. 1.


 

 

 

 

 

Рис. 1. Кривая спроса при совершенной конкуренции

Крайне малый рост цены стремительно уменьшает спрос, крайне малое понижение цены ведет к неограниченному росту спроса. И как видно из рис. 1 предельный доход (MR) равен цене товара (Р).

При этом предельный доход (TR) будет прямо пропорционален выпуску продукции (P´Q)/


 

 

 

 

 

Рис. 2. Кривая валового дохода при совершенной конкуренции

Значение рынка совершенной конкуренции:

  • Абстрактность концепции совершенной конкуренции. Все условия существования рынка чистой конкуренции настолько жестки, что им едва ли может соответствовать хоть один реально функционирующий рынок.
  • Ценность концепции совершенной конкуренции. При всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции имеет практическую и методологическую ценность для развития экономической науки.

Достоинства рынка совершенной конкуренции:

1. рыночное равновесие устанавливается на минимальном уровне досрочных и краткосрочных издержек;

2. каждая фирма и отрасль работают сбалансировано – без запасов и дефицита;

3. как следствие достигается оптимальное распределение ресурсов.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

1. в долгосрочном периоде отсутствует  экономическая прибыль, как главный  источник НТП;

2.способствует унификации и  стандартизации продукта, что не  отвечает требованиям современного  покупателя;

3. не может распространяться  на производство общественных  благ;

4. вытесняется монополиями и олигополистическими структурами;

5. не достигается экономия на масштабах производства.

 

 

2.2. Монополистическая конкуренция

 

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, при которой многочисленные продавцы предлагают дифференцированную продукцию, стремясь придать ей реальные или мнимые уникальные качества.

Основные черты монополистической конкуренции:

  1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  2. фирмы обладают незначительной долей рынка и поэтому имеют ограниченное влияние на цены;
  3. определенная изолированность производителей и практическое отсутствие сговора между фирмами с целью снижения объемов производства и повышения цен;
  4. дифференциация продукта, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  5. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

 На рынке монополистической  конкуренции действует относительно  большое число продавцов, каждый  из которых удовлетворяет небольшую  долю рыночного спроса на общий  тип товара, реализуемого фирмой  и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке.

Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой.

Преимущества рынка монополистической конкуренции: дифференциация продукции расширяет возможность выбора потребителя; рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, что не дает им возможности устанавливать цены на товар; сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек. Недостатки данной модели рынка: нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса; малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил, ограничивающих НИОКР.

Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

 

 

2.3. Олигополия

 

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом.

Олигополия состоит из небольшого числа продавцов (в среднем от 3 до 10), весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям и поведению друг друга.

В условиях олигополии присутствует ценовая и неценовая конкуренция. Неценовые методы конкуренции (как добросовестные, так и недобросовестные) – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

В зависимости от выпускаемой продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия чистой олигополии производят однородную стандартизированную продукцию, что определяет примерно одинаковую цену на товар. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения называется дифференцированной.

Можно также выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:

  • наличие доминирующей фирмы - агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка и способен на стратегическое поведение;
  • наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но не способных оказать влияние на рыночную цену;
  • рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночных отношениях