Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:43, курсовая работа
Целью данной работы является выявление сущности понятия "конкуренция" с различных сторон, определение ее роли в рыночной экономике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и условия возникновения конкуренции;
- изучить функции конкуренции;
- описать основные виды и формы конкуренции;
- сравнить различные модели совершенной и несовершенной конкуренции;
- проанализировать особенности конкуренции в РФ;
- рассмотреть антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория_____________________6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции___________________6
1.2. Функции конкуренции_________________________________________9
1.3. Виды и формы конкуренции_______________________________ ____11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____14
2.1. Совершенная конкуренция____________________________________14
2.2. Монополистическая конкуренция______________________________16
2.3. Олигополия_________________________________________________18
2.4. Монополия_________________________________________________19
Глава 3. Конкуренция в России, ее роль и методы ее регулирования____________________________________________________20
3.1 Особенности конкуренции в РФ__________________________________20
3.2 Антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством в РФ________________________________________________20
Заключение______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34
Возможно использование следующих мер, которые будут способствовать развитию конкурентоспособности:
3.2 Антимонопольное
Антимонопольное регулирование – это совокупность законодательных, экономических и административных актов, нацеленных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики [1, с.162]
Таблица 2
Основные методы антимонопольного регулирования
Экономические методы: |
Административные методы |
создание товаров-субститутов |
предупредительная демонополизация (дробление компаний) |
финансирование/кредитование мероприятий по стимулированию производства дефицитных товаров |
запретительные меры, препятствующие тайным сговорам по ценам, рынкам сбыта, квотам производства |
государственная поддержка малого и среднего бизнеса |
установка предельных цен или предельного уровня рентабельности |
улучшение инвестиционного климата с целью развития субъектов хозяйствования |
ограничение и запрет слияний, ведущих к установлению контроля над предложением |
Антимонопольное законодательство – пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, а также закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.
Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),
ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.
В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:
Рис. 4. Формы государственного регулирования деятельности естественных монополий.
Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.
Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Заключение
Подводя итог данной курсовой работы следует отметить, что конкуренция - это сложное и многогранное явление. В экономической литературе не существует единого мнения к определению понятия «конкуренция», что объясняется тем, что она охватывает различные стороны экономики от микро- до макроуровня. Существует множество видов, форм и методов конкуренции.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики, особенно на современном этапе развития рыночной экономики и усилении глобализации мирового рынка. Она имеет свои плюсы и минусы.
К положительным чертам конкуренции можно отнести: повышение качества продукции, довольно гибкое приспособление к спросу, стимулирование к высокой производительности труда, минимизация издержек, активизация инновационного процесса и т.д. что это обеспечивает эффективность конкурентных рынков.
К негативным последствиям конкуренции относятся: усиление дифференциации в условиях жизнедеятельности, разорение и обнищание ряда производителей при неконкурентосопобности товара, порождение недобросовестных приемов конкуренции, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологических нарушений и др.
В настоящее время в РФ конкуренция развита слабо, а большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы, хотя в РФ существует возможность к активному развитию как внутренней конкурентной борьбы (внутри страны), так и на мировом рынке (между другими странами). К тому же государство ведет политику демонополизации государственных отраслей экономики, что будет существенно способствовать развитию России в рыночных отношениях и повышению эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. В ближайшее время производство в РФ должно стать конкурентоспособным как на внутреннем рынке, так и на внешнем и ориентированным на нужды потребителей.
Конкуренция может рассматриваться как одно из важнейших понятий в экономической теории, и пренебрежение ею ведет к плачевным результатам.
Список использованной литературы
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночных отношениях