Конкуренция и ее роль в рыночных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление сущности понятия "конкуренция" с различных сторон, определение ее роли в рыночной экономике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и условия возникновения конкуренции;
- изучить функции конкуренции;
- описать основные виды и формы конкуренции;
- сравнить различные модели совершенной и несовершенной конкуренции;
- проанализировать особенности конкуренции в РФ;
- рассмотреть антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция как экономическая категория_____________________6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции___________________6
1.2. Функции конкуренции_________________________________________9
1.3. Виды и формы конкуренции_______________________________ ____11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____14
2.1. Совершенная конкуренция____________________________________14
2.2. Монополистическая конкуренция______________________________16
2.3. Олигополия_________________________________________________18
2.4. Монополия_________________________________________________19
Глава 3. Конкуренция в России, ее роль и методы ее регулирования____________________________________________________20
3.1 Особенности конкуренции в РФ__________________________________20
3.2 Антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции государством в РФ________________________________________________20
Заключение______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34

Файлы: 1 файл

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике1111.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Возможно использование следующих мер, которые будут способствовать развитию конкурентоспособности:

  • закрепление внутри страны и использование имеющихся инвестиций, а так же открытие новых внутренних инвестиционных источников в роли крупного российского бизнеса;
  • создания инвестиционных структур развития из собственных средств и средств государства;
  • создание экономических и политических условий, повышающих эффективность производства и улучшение климата для развития конкурентного бизнеса;
  • проведение политики эффективного привлечения международных ресурсов и технологий;
  • увеличение государственных целевых инвестиций в развитие наукоемких производств нового технологического уклада.
  • создание инновационной инфраструктуры, включающей образование и подготовку кадров, создание свободных экономических зон.
  • поощрение и воздействие на существующий бизнес, стимулирование практики применения высоких технологий и увеличения ответственности за использование старых технологий через экологические нормы, отраслевые стандарты и другие рычаги.

 

 

 

3.2 Антимонопольное законодательство  и регулирование конкуренции  государством в РФ

 

Антимонопольное регулирование – это совокупность законодательных, экономических и административных актов, нацеленных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики [1, с.162]

Таблица 2

Основные методы антимонопольного регулирования

Экономические методы:

Административные методы

создание товаров-субститутов

предупредительная демонополизация (дробление компаний)

финансирование/кредитование мероприятий по стимулированию производства дефицитных товаров

запретительные меры, препятствующие тайным сговорам по ценам, рынкам сбыта, квотам производства

государственная поддержка малого и среднего бизнеса

установка предельных цен или предельного уровня рентабельности

улучшение инвестиционного климата с целью развития субъектов хозяйствования

ограничение и запрет слияний, ведущих к установлению контроля над предложением


 

Антимонопольное законодательство – пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, а также закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),

 ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:

 

Рис. 4. Формы государственного регулирования деятельности естественных монополий.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

 

Заключение

 

Подводя итог данной курсовой работы следует отметить, что конкуренция - это сложное и многогранное явление. В экономической литературе не существует единого мнения к определению понятия «конкуренция», что объясняется тем, что она охватывает различные стороны экономики от микро- до макроуровня. Существует множество видов, форм и методов конкуренции.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики, особенно на современном этапе развития рыночной экономики и усилении глобализации мирового рынка. Она имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам конкуренции можно отнести: повышение качества продукции, довольно гибкое приспособление к спросу, стимулирование к высокой производительности труда, минимизация издержек, активизация инновационного процесса и т.д. что это обеспечивает эффективность конкурентных рынков.

К негативным последствиям конкуренции относятся: усиление дифференциации в условиях жизнедеятельности, разорение и обнищание ряда производителей при неконкурентосопобности товара, порождение недобросовестных приемов конкуренции, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологических нарушений и др.

В настоящее время в РФ конкуренция развита слабо, а большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы, хотя в РФ существует возможность к активному развитию как внутренней конкурентной борьбы (внутри страны), так и на мировом рынке (между другими странами). К тому же государство ведет политику демонополизации государственных отраслей экономики, что будет существенно способствовать развитию России в рыночных отношениях и повышению эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. В ближайшее время производство в РФ должно стать конкурентоспособным как на внутреннем рынке, так и на внешнем и ориентированным на нужды потребителей.

 

Конкуренция может рассматриваться как одно из важнейших понятий в экономической теории, и пренебрежение ею ведет к плачевным результатам.

 

Список использованной литературы

 

  1. Артамонов, В.С. Экономическая теория/ В.С. Артамонов, А.И. Попов, С.А. Иванов. – СПб.: Питер, 2010. – 528 с.
  2. Базылев, Н.И. Экономическая теория / Базылев Н.И., С.П. Гурко, М.Н. Базылева. – М.: Норма, 2005. – 637 с.
  3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 399 с.
  4. Грязнова, А.Г. Экономическая теория / А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
  5. Давыденко, Л.Н. Экономическая теория / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский. – М.: Экономика, 2002. – 366 с.
  6. Друкер, П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. / П.Ф. Друкер. - М.: ЭЛКО, 2007. – 320 с.
  7. Итуэлл, Дж. Экономическая теория / Дж. Итуэлл, М. Милгейт, П. Ньюмен. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 931 с.
  8. Клюни, В.Л. Основы экономической теории / В.Л. Клюни – М.: Высшая школа, 2006. – 240 с.
  9. Кураков, Л.П., Курс экономической теории / Л.П. Кураков, Г.Е. Яковлева, А.Г. Костромин, А.Л. Кураков - М.: ЮниВестМедиа, 2011. – 640 с.
  10. Макконелл, К. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ К. Макконелл, С. Брю. – M.: Экономика, 2002. – 520 с.
  11. Николаева, И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. – М.:ЮНИТИ, 2002. – 467 с.
  12. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. – М.: Вильямс, 2005г. –  
    608 с.
  13. Рубин, Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции / Ю.Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2003. – 584 с.
  14. Смирнов, А.В. Основы антимонопольного регулирования в РФ/ А.В. Смирнов – М.: Юридическая литература, 2005 – 520 с.
  15. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: Эксмо, 2007. – 875 с.
  16. Сулакшин, С.С. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в РФ / С.С. Сулакшин. – М.: Научный эксперт, 2007. – 344 с.
  17. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции / Э. Чемберлин– М.: ИЛ, 1996. - 294 с.
  18. Шумпетер, Й. - Теория экономического развития/  Й. Шумпетер - М.: Экономика, 2002. – 320 с.
  19. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов - М.: Гном-Пресс, 2001. – 304 с.
  20. Янова, В.В. Экономика / В.В. Янова - М.: Экзамен, 2008. – 384 с.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночных отношениях