Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:46, реферат

Описание работы

Главная особенность рыночной экономики – свобода выбора. Производитель может свободно выбирать производимую продукцию, потребитель – приобретаемый товар, работник – место предполагаемой работы и т.д., но экономический успех не обеспечивается только свободой выбора – его следует завоевать в конкурентной борьбе.
Конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Данный термин подразумевает под собой соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конкуренция ……………………………………………………………… 4
Понятие конкуренции ………………………………………………………. 4
Конкурентность рынка .…………………………………………………...… 4
Совершенная конкуренция …………………………………….…………..... 5
Монополистическая конкуренция ………………………………………….. 7
Олигополия …………………………………………………………………... 9
Глава 2. Монополия
Понятие монополии ………………………………………………………... 13
Международные монополии ……………………………………………….. 14
Монополизация экономики ………………………………………………… 14
Глава 3. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………... 21

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.docx

— 83.15 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЗИУ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

РЕФЕРАТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

на тему:

«Конкуренция и монополия»

 

 

Выполнил: студент I курса

группы 1104

факультета ГиМУ

Малахова Дарина

Проверил: Бастраков М.В.

 

Дата сдачи: ______________

Оценка: _________________

Подпись: ________________

 

 

Санкт-Петербург 2013г.

 

Содержание

                                                                                                                                    С.

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………………  3

Глава 1. Конкуренция  ………………………………………………………………  4

    1. Понятие конкуренции  ……………………………………………………….  4
    2. Конкурентность рынка .…………………………………………………...…  4
    3. Совершенная конкуренция …………………………………….………….....  5
    4. Монополистическая конкуренция …………………………………………..  7
    5. Олигополия …………………………………………………………………...  9

Глава 2. Монополия

    1. Понятие монополии ………………………………………………………...  13
    2. Международные монополии ……………………………………………….. 14
    3. Монополизация экономики ………………………………………………… 14

Глава 3. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации.16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………………  18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   ……………………………...  21

 

Введение

 

Главная особенность рыночной экономики – свобода выбора. Производитель может свободно выбирать производимую продукцию, потребитель – приобретаемый товар, работник – место предполагаемой работы и т.д., но экономический успех не обеспечивается только свободой выбора – его следует завоевать в конкурентной борьбе.

Конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Данный термин подразумевает под собой соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Еще в древности постоянно велась борьба за существование, за наилучшие условия жизни – это подтверждает глубинное происхождение термина конкуренции.

В экономике каждого государства конкуренция занимает наивысшее положение, но формы имеет различные. Уровень экономического развития страны, ее влияние и положение в сфере международных рыночных отношений – вот те факторы, которыми определяется значение конкуренции экономики в стране

 

Интерес экономистов вызывает на протяжении долгого времени проблема монополизма. Она была и будет актуально до тех пор, пока присутствуют экономические гиганты, которые прочно занимают монополистические места в производстве.

Роль монополий в экономике является противоречивой, поэтому отношение государства и общественности к несовершенной конкуренции остается двойственным. С одной стороны, монополии устанавливают высокие цены из-за своего положения на рынке и ограничивают выпускаемую продукцию, что усиливает неравенство доходов и вызывает нерациональное распределение ресурсов. Конечно, монополия склонна к снижению уровня населения.  В связи с тем, что конкуренция отсутствует, монополии не имеют стимулов для повышения эффективности и не используют свои возможности для роста НТП (Научно-Технического Потенциала).

Именно из-за двойственного характера монополий правительства многих стран с развитой экономикой пытаются противостоять монополизму, в каком-то роде поддерживая конкуренцию.

 

Конкуренция

    1. Понятие конкуренции

Без конкуренции рынок немыслим. «Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей – предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену» - именно так утверждают  Американские профессоры экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю.

Конкуренция – это борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов.

    1. Конкурентность рынка

Конкурентность рынка определяется пределами, в рамках которых отдельные фирмы могут влиять на рынок, т. е. воздействовать на условия реализации своей продукции, но главным образом на цены. Чем меньше некоторые фирмы влияют на рынок, где реализуют свою продукцию, тем более конкуретным считается ры¬нок. Наивысшая точка конкурентности рынка может быть достигнутой тогда, когда какая-нибудь отдельная фирма не может оказать никакого подобного влияния. В подобном случае на рынке действует настолько много фирм, что любая из них в отдельности не воздействует на цену товара, а принимает ее, как величину, которая определяется рыночным предложением  и спросом. Такой  тип рынка называется совершенно конкурентным. Фирмы, которые действуют в условиях такого рынка, не ведут конкурентной борьбы между собой.

Если отдельные компании могут влиять на условия продажи собственной продукции (во-первых, на цены), то они ведут конкурентную борьбу между собой, но рынок уже не является совершенно конкурентным.

Когда несколько фирм выпускают и продают однородные и одноименные товары, то считается, что эти компании образуют отрасль.

Кривая, показывающая, на какое количество произведенного компанией товара проявляют спрос покупатели при каждой цене товара, именуется кривой индивидуального спроса фирмы. Если бы отдельная компания знала свою кривую спроса, то ей было бы нетрудно определить объем продаж и доход, получаемый от этого. Если бы при этом были общеизвестны и издержки компании, то она смогла бы  увеличить прибыль и  найти соответствующий объем производства.

В нашей жизни можно установить лишь рыночный спрос всей отрасли, а не отдельной компании. Для того чтобы определить, какими будут объемы продаж производимого товара при изменении ею цены, компания обязана знать, как поведут себя иные компании отрасли (т.к. их реакция на действия компании скажется на уровне ее продаж), т.е. знать структуру рынка. В курсе «экономики» рассматриваются четыре теоретически вероятные структуры рынка, при этом считается, что они охватывают большинство реалистично существующих рыночных структур:

  1. совершенная конкуренция;
  2. монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.
    1. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция присутствует в тех сферах деятельности, где присутствует достаточно большое количество мелких продавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому никто из них не может повлиять на цену товара.

Цена здесь определяется свободной игрой спроса и предложения в соотношении с рыночными законами их функционированием. Этот тип рынка именуют "рынком свободной конкуренции".

Существование гигантского количества продавцов и покупателей означает, что ни один из них не обладает большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, вступая на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который он не может, ведь рынок сам называет цену в определенный момент времени. Данная ситуация разрешает новым продавцам на одинаковых условиях (цена, юридические условия, технологии) с уже присутствующими продавцами начать производить продукцию. С иной стороны, продавцы имеют возможность свободно покинуть рынок, что подразумевает вероятность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода "рыночного" перемещения создает такие условия, что на рынке всегда происходит изменение количества производителей. В это же время у оставшихся продавцов, как и раньше, отсутствует вероятность наблюдать за рынком, т.к. Они представляют мелкое производство, и их крайне много.

А теперь выделим главные особенности рынка совершенной конкуренции:

    • большое количество мелких покупателей и продавцов;
    • продукт, выставленный на продажу, однороден у всех производителей, следовательно, покупатель может приобрести товар у любого продавца;
    • создание условий для неизменных колебаний цены и купли-продажи под воздействием изменения рыночной конъюнктуры;
    • полная свобода «входа» и «выхода» на рынок.

В реалистичной экономической действительности рынок совершенной конкуренции практически не встречается в абсолютном теоретическом значении. Он представляет собой "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует  как абстрактная идея, к которой  существующие рынки могут лишь устремляться. Но, все-таки, в экономической практике существуют рынки товаров, больше всего подходящих под критерии приведенной рыночной структуры (допустим, рынок с/х продукции или же ценных бумаг).

С присутствием конкуренции на рынке производители, желая получить максимальную прибыль, устремляются понизить издержки производства на единицу продукции. В итоге  создается вероятность понижения цены, что ведет к  увеличению объема продаж и дохода у производителя. Научно-технические усовершенствования и новинки в производстве – самый эффективный способ достижения вышесказанного. Внедрение научно-технических достижений разрешает повысить производительность труда, что и ведет к грядущему понижению цены, доставляющему  компании-новатору больший доход.

Конкуренция стимулирует производителей для «завоевания» рынка к постоянному разнообразию предлагаемых товаров. Расширить ассортимент предлагаемой продукции можно как за счет совершенно новых услуг и товаров, так и следствием дифференциации отдельных товаров.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.1

Теория совершенного конкурентного рынка без каких-либо изменений может применяться для отдельных реалистично действующих отраслей, либо являться основой для поиска закономерностей, имманентных иным рыночным структурам. Мы должны придерживаться следующих основополагающих предположений, когда рассматриваем поведение компаний в условиях совершенной конкуренции:

  1. Объемы производства отдельной компании очень невелики по сравнению с выпуском всей отрасли, они изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого воздействия на цену продаваемого ею товара;
  2. Отрасль, где функционирует компания, является свободной для «входа» и «выхода». Это означает, что любая компания, если захочет, может начать производить данный товар и «войти» в отрасль, либо остановить выпуск этого товара и «выйти» из отрасли. Компании, соединённые в отрасль, не оказывают никакого противодействия на эти решения .

Если поведение какой-либо отдельной компании не оказывает противодействия на цену используемого ею товара, то для этой компании кривая спроса и кривые среднего и предельного доходов совпадают. Они являются одной и той же горизонтальной чертой, проведенную на уровне, соответствующем цене предлагаемого товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, то для компании, максимизирующей свою прибыль (на основании правила №2), цена должна быть равна предельным издержкам.

    1. Монополистическая конкуренция

Английский экономист Дж. Робинсон и американский ученый Э. Чемберлина разработали теорию монополистической конкуренции в своих трудах. Монополистическая конкуренция понимает под собой взаимосочетание двух моделей – чистой монополии и совершенной конкуренции. С одной стороны, в отрасли действуют много фирм, они имеют право свободного «входа» и «выхода». С другой стороны, все компании могут изменять цену производимого товара, т.к. каждая фирма выпускает товар, который значительно отличается от товаров, производимых конкурентами. Допустим, нам кажется, что все фирмы выпускают абсолютно одинаковый товар – мужские костюмы, но это не так. Каждая компания выпускает свой товар (мужской костюм), отличающийся от товара других фирм тканью, качеством, фасоном и т.п. Дифференциация Это означает, что каждая компания обладает в какой-то мере монопольной властью над своим товаром: она может управлять ценой на него вне зависимости от действий конкурентов. Конечно, эта власть ограничивается как наличием производителей похожих товаров, так и свободой «входа» в отрасль. Все вышеперечисленное приводит к тому, что кривая спроса отдельной компании в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара означает, что компании отрасли производят товары довольно похожие, чтобы их можно было именовать одинаковым товаром (мужской костюм), но и достаточно различные (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель отдельного товара мог менять цену своего товара.

Информация о работе Конкуренция и монополия