Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:46, реферат

Описание работы

Главная особенность рыночной экономики – свобода выбора. Производитель может свободно выбирать производимую продукцию, потребитель – приобретаемый товар, работник – место предполагаемой работы и т.д., но экономический успех не обеспечивается только свободой выбора – его следует завоевать в конкурентной борьбе.
Конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Данный термин подразумевает под собой соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конкуренция ……………………………………………………………… 4
Понятие конкуренции ………………………………………………………. 4
Конкурентность рынка .…………………………………………………...… 4
Совершенная конкуренция …………………………………….…………..... 5
Монополистическая конкуренция ………………………………………….. 7
Олигополия …………………………………………………………………... 9
Глава 2. Монополия
Понятие монополии ………………………………………………………... 13
Международные монополии ……………………………………………….. 14
Монополизация экономики ………………………………………………… 14
Глава 3. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………... 21

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.docx

— 83.15 Кб (Скачать файл)

Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что теория монополистической конкуренции включает в себя следующие положения:

  1. Кривая спроса отдельной компании несет падающий характер; ее эластичность выше эластичности кривой спроса отрасли, т.к. на рынке продаются товары-заменители, которые производятся другими фирмами. Падающий характер кривой спроса дает компании возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
  2. Имеется свобода «входа» и «выхода» в отрасль. Этот момент приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех компаний отрасли становится равна нулю (рис. 1). Если фирма получает монопольную экономическую прибыль (рис. 1а), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы начнет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на этот конкретный товар начнет распределяться на большее количество фирм, следовательно, кривая спроса отдельной фирмы переместится влево (кривая D2). В итоге наступит момент (рис. 1б), когда экономическая прибыль компании станет равна нулю, и «вход» новых фирм прекратится. Получается, что в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т. е. величина среднего дохода) становится равной величине средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается кривой АТС).

Рис. 1. Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.

  1. В отрасль входит довольно много фирм, которые конкурируют друг с другом, поэтому каждая фирма проводит собственную ценовую политику, несмотря на реакцию конкурентов.

Еще одно замечание: если рассмотреть рис. 1б, то можно увидеть, что, если фирма добьется равновесия в точке В (в долгосрочном периоде), действуй она в условиях совершенной конкуренции, она обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня qс, т.к. в точке С она имеет минимальные средние суммарные издержки (т. е. в точке С она получила бы наибольшую прибыль). Следовательно, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции.

Как показывает практика, третье условие монополистической конкуренции довольно часто не выполняется. Во многих отраслях США, например, имеется немного (от 3 до 12) доминирующих фирм, определяющих политику цен. Вместе с этим в отрасли присутствует достаточное количество конкурентов, поэтому кривая суммарного спроса доминирующих фирм не может расцениваться как кривая спроса отрасли. Такая рыночная структура носит название «олигополии», и мы ее рассмотрим ниже.2

    1. Олигополия

Олигополия – это преобладающая форма современной структуры рынка. Данный термин применяют в экономике с целью  описания рынка, на котором присутствуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют большую долю рынка.

На олигополистическом рынке между собой конкурируют несколько крупных фирм, и вступление на этот рынок новых компаний является затрудненным. Продукция, которая производится фирмами, может быть и однородной, и дифференцированной. Однородность чаще всего бывает на рынках полуфабрикатов и сырья: нефти, цемента, стали; дифференциация – на рынках потребительских товаров.

Небольшое количество компаний на олигополистическом рынке вынуждает эти компании применять не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, т.к. последняя  является наиболее эффективной в данных условиях. Производители знают, что при понижении собственной цены  их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая наиболее результативна в условиях совершенной конкуренции, "олигополусы" применяют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, дифференциацию условий оплаты, экономический шпионаж.

Одна из особенностей олигополистического рынка – это зависимость поведения каждой компании от реакции и поведения конкурирующих фирм. Большие размеры и высокий капитал компаний довольно немобильны на рынке, и в данных условиях наибольшие выгоды гарантирует именно договор между олигополистическими фирмами с целью поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о разделении рынка, а именно "картельное соглашение".

Картель – это соглашение нескольких предприятий, которое устанавливает для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю ("квоту") каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Цель соглашения –  повышение цен, но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

Картель редко может контролировать весь рынок, т.к. он должен принимать во внимание политику некартелизованных предприятий. Помимо этого, участники картеля могут обмануть партнеров, снизив цены или рекламируя свой товар, что ведет к созданию условий для захвата рынка. Именно поэтому многие картели являются временными и довольно редко встречаются.

Пример образования и существования картели – Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), контролировавшая от 25% до 60% производства нефти в индустриальных странах.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их вести тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политика олигополистических фирм в виде "жесткости цен" или "лидерства в ценообразовании", так и через особые организации типа "патентных пулов" (или консорциумов).

Поскольку картель невозможно постоянно использовать, фирмы вынуждены вести тайную экономическую политику для разграничения влияний и изменения цен. Данное сотрудничество может проявляться как в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через организации вида «патентных пулов».

Под «жесткостью цен» понимается практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменении издержек или спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать "войну цен".

«Лидерство в ценах» означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, которые установлены лидером. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано.

Патентные пулы – это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместному строительству крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка

Олигополия характеризуется следующими признаками:

  • в отрасли функционируют более двух фирм, следовательно, отрасль не монополизированная;
  • кривой спроса каждой компании свойственен падающий характер, значит, в отрасли не пригодны правила свободной конкуренции;
  • в отрасли присутствует хотя бы одна крупная фирма, чье действие вызывает реакцию конкурентов, следовательно, нельзя считать, что в отрасли присутствует монополистическая конкуренция.

Главным отличием совершенно конкурентного рынка от олигополистического является особенность изменения цен. В конкурентном рынке цены меняются непрерывно в зависимости от спроса и предложения, а при олигополии – не столь часто, обычно через промежутки времени и на значащую величину.

В структуре фирм-олигополистов залодена способность контролировать и удерживать  цены в краткосрочном периоде. Они подготавливают производство в различным увеличениям или же падением спроса. Практически всегда фирма-олигополист имеет необычную кривую средних переменных издержек (рис.2).

Обычно фирма-олигополист имеет своеобразную кривую средних переменных издержек (рис 2). При такой кривой AVC выпуск товара с величины q1 до q2 может производиться при одном и том же уровне переменных издержек. На этом интервале предельные издержки также не изменяются и равны средним переменным.

Фирма-олигополист имеет возможность сохранять неизменным отношение работающих единиц труда и капитала на каком-либо интервале (Q1 – Q2) выпуска продукции. В данном случае средние переменные и предельные издержки не изменяются.

 

 Рис.2. AVC и MC в условиях олигополии  в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде фирмы Обычно на основе изучения рынка определяют свою нормальную кривую спроса, отражающую, какой объем товара они имеют возможность реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они могут установить оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. «Нормальная» кривая спроса используется для определения первоначальной «нормальной» цены товара (рис. 3,а).

 

Рис.3. Неизменность цен при варьировании спроса

Любая фирма стремится максимизировать прибыль при MR=MC, а кривые AVC и МС совпадают, что соответствующие значения цены и объема находятся по точке А пересечения кривых MR и AVC. Цена Рn – «нормальная» цена. Она берется за основу и в случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 3,б) не меняется, а объемы продукции уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2).

Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.3

Монополия

2.1. Понятие монополии

Монополией является абсолютное преобладание в экономике единого производителя или продавца продукции1. Данное преобладание гарантирует предпринимательской фирме или другим субъектам хозяйствования уникальное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, так и искусственного монополизма.

Двусторонней монополией называется взаимодействие одного  поставщика или объединенного покупателя.

Олигополия – наличие на рынках нескольких поставщиков (от 2 до 7-8).

Монополия – явление довольно редкое, даже уникальное. Для Западных стран в рыночной экономике типичным является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства.

Олигополии, а тем более и монополии, имеют разные количественные параметры. Но они складываются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому обычно исполнителями этой роли являются крупные корпорации.

Всегда существует некая возможность перехода от олигополии к монополии – это обусловлено естественной тенденцией монополизма. Данная возможность осуществляется с помощью монополизации экономики. Такие действия жестко пресекаются во всех странах с развитой экономикой с помощью актов государства.

В США, допустим, крупные олигополистические структуры захватывают более 50% ВНП и менее 50% занятых. Подобная картина присутствует и в  странах Западной Европы. Гибким и мобильным небольшим фирмам удается порой быстрее и с меньшими потерями приспосабливаться к изменениям хозяйственной конъюнктуры. Эффект гибкости производства к использованию которого лучше приспособлены мелкие и средние фирмы нередко обеспечивает больший выигрыш, чем эффект масштабности и концентрации ресурсов. К тому же небольшие фирмы легче и охотнее идут на риск.

Между олигополиями и небольшими фирмами просматриваются тенденции усиления горизонтальных и вертикальных связей. Горизонтальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействия фирм, которые находятся на одной стадии производственного процесса и выполняющих разные функции по изготовлению основного продукта (например, субконтрактная кооперация крупных корпораций с мелкими фирмами, выпускающими отдельные узлы, компоненты изделий, сбора которых происходит на заводах головной корпорации).

Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях производственного процесса. Характерным примером таких связей являются отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальнейшую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилизацию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а также и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наиболее   распространенных   форм   вертикальных   взаимосвязей используется система «франчайзинг» – заключение контракта, по которому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов.4

2.2. Международные монополии

Международная монополия – это крупнейшая фирма с активами за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, которые устанавливают господство в одной или нескольких сферах мирового хозяйства с целью максимизации прибыли. Международные монополии делятся на две группы: монополии, которые базируются на общей монополистической собственности и межфирменные союзы.

Информация о работе Конкуренция и монополия