Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:46, реферат

Описание работы

Главная особенность рыночной экономики – свобода выбора. Производитель может свободно выбирать производимую продукцию, потребитель – приобретаемый товар, работник – место предполагаемой работы и т.д., но экономический успех не обеспечивается только свободой выбора – его следует завоевать в конкурентной борьбе.
Конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Данный термин подразумевает под собой соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конкуренция ……………………………………………………………… 4
Понятие конкуренции ………………………………………………………. 4
Конкурентность рынка .…………………………………………………...… 4
Совершенная конкуренция …………………………………….…………..... 5
Монополистическая конкуренция ………………………………………….. 7
Олигополия …………………………………………………………………... 9
Глава 2. Монополия
Понятие монополии ………………………………………………………... 13
Международные монополии ……………………………………………….. 14
Монополизация экономики ………………………………………………… 14
Глава 3. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………... 21

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.docx

— 83.15 Кб (Скачать файл)

Транснациональные тресты и концерны – это компании, которые находятся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Они являются международными по сфере своей деятельности. Компании данного типа существовали уже в XIX веке, но по-настоящему широкий размах получили в середине прошлого столетия.

В случае с многонациональными трестами и концернами можно сказать, что их хозяевами являются предприниматели не одной страны, а двух и более. Характерная особенность – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.5

2.3. Монополизация  экономики

Монополизацией экономики называется процесс захвата фирмами главных позиций в области производства и реализации продукции, установление ими собственного монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное или искусственное происхождение.

Временные соглашения о ценах являлись низшими формами монополизации экономики – участники соглашения были обязаны в течение какого-то определенного периода времени продавать свои товары по единым ценам.

Данные соглашения могут быть возникнуты и сегодня, но основными формами монополизации экономики являются картели, синдикаты, тресты и концерны. Картель – объединение ряда предприятий единой отрасли производства, при котором его участники, которые сохраняют свою собственность на средства и результаты производства, вступают между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынков по потребителям и продукции и т. п. Синдикат – объединение предприятий одной отрасли, когда собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а продукция – собственностью всего синдиката. Трест – объединение предприятий, базирующихся на установлении общей собственности на деньги производства. Концерн – корпорация, которая возникает на основе акционерного капитала и которая объединяет под эгидой головной компании независимые предприятия с помощью установления над ними финансового контроля.

В жизни стран с рыночной экономикой монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. расположением в руках фирм такой доли продаж, которая позволит им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам только свои интересы.

 

 

 

Глава 3. Антимонопольная и конкурентная политика в

Российской Федерации

В наше время растет значение антимонопольной и конкурентной политики как одного из основных направлений деятельности по борьбе с кризисом и реформированию российской экономики.

Антимонопольная и конкурентная политика концентрируется на поощрении рыночной конкуренции между субъектами и на организации контроля действий фирм-монополистов.

Выполнение этих задач производится по следующим направлениям:

- разработка и реализация  Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и соответствующих отраслевых и региональных программ;

- осуществление антимонопольного  контроля с целью предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, контроль за слияниями и поглощениями; проведение государственного антимонопольного превентивного контроля в процессе второго этапа приватизации, а также при реорганизации предприятий,

- недопущение создания  или сохранения более благоприятных  условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов в отраслях и на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предоставления льгот, присвоения разного рода эксклюзивных прав в части доступа на определенный рынок и т.п.; разработка Закона "О государственной помощи", принятого во многих странах Европы,

- выработка сбалансированной  экспортно-импортной политики, в  том числе политики умеренного  государственного протекционизма, определяемой уровнем конкурентоспособности отечественных предприятий и условиями вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в качестве полноправного члена;

- проведение специальной  политики в отношении естественных  монополий на основе соответствующего  законодательства;

- выявление и пресечение  незаконных действий государственных  органов и органов местного  самоуправления, приводящих к ограничению или подрыву конкуренции;

- снижение барьеров для  входа на рынки новых хозяйствующих  субъектов, устранение административных  региональных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции;

- дальнейшая разработка  и реализация государственной  политики по поддержке предпринимательства, в том числе мальве предприятий;

- защита предпринимателей  от преступных посягательств  и злоупотреблений со стороны должностных лиц;

- проведение государственной  потребительской политики как  важнейшей формы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности.

Немаловажной стала разработка законодательства, которое регулирует процессы демонополизации и поддержания добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Также требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.

Также важно регулирование со стороны антимонопольных органов процессов аккумулирования в руках каких-то отдельных инвесторов контроля за большой долей предприятий одной отрасли, то есть предотвращение усиления монополизма. К примеру, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранных инвестиций должны быть предусмотрены нормы, которые препятствуют скупке конкурирующих российских предприятий с последующим их закрытием и приватизацией каналов сбыта исключительно в интересах зарубежных конкурентов. При этом также должны быть предусмотрены меры, которые способствуют поддержанию определенного уровня занятости на территории страны.

Значимая роль отводится законодательству, которое регулирует конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения организованных торгов. Именно здесь очень важно обеспечить конкурентность, гласность и публичность их проведения. Следует разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.

Следует выделить, что эффективность проведения конкурентной и антимонопольной политики в большей степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при обработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, которые определяют характер и темпы реформ.

 

 

 

Заключение

В заключении необходимо еще раз проанализировать все вышеперечисленное и сделать общие выводы о конкуренции.

Конкуренцией является ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в разных формах и осуществляется различными способами.

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между похожими товарами) и межотраслевой (между товарами разных отраслей).

Конкуренция может быть как ценовой, так и неценовой. Ценовая конкуренция подразумевает под собой продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурентов. Цена может быть снижена за счет уменьшения прибыли или издержек, что доступно только для крупных фирм.

В случае с неценовой конкуренцией товары выпускаются в более высоком качестве и надежности, которые достигаются с помощью технического превосходства.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,

Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Совершенная конкуренция – идеальный образ конкуренции, при которой продавцы и покупатели с равными возможностями и правами на рынке действуют независимо друг от друга. Главная черта –  ни одна из фирм не имеет влияния на розничную цену, т.к. Доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. К совершенной конкуренции в полном объеме можно лишь приближаться.

Из-за НТП (Научно-Технического Прогресса) со второй половины XIXв. стали образовываться сверхкрупные предприятия, т.е. монополии.

Монополия возникает тогда, когда какой-либо отдельный производитель занимает главенствующее положение и контролирует весь рынок данного товара.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода с помощью контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели – монопольная цена, обеспечивающая сверхнормальную прибыль.

Монополии образуются в следствие слияния нескольких компаний и имеют такие организационные формы, как:

  • Картель – это соглашение о квоте выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
  • Синдикат –  это объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
  • Трест – это монополия, объединяющая в себе и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
  • Концерн – это монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм различных отраслей, но с общей технологией.
  • Конгломерат – это объединения, которые основаются на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной.

Несовершенная конкуренция – это  рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.

Несовершенная конкуренция подразделяется на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

  1. При монополистической конкуренции на рынке остается большое количество продавцов и покупателей. Появляется новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта свойств, отличающих его от аналогичных товаров конкурентов. Данными свойствами являются: хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, красивая упаковка, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея вышеперечисленные преимущества, владелец в какой-то степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но в связи с тем, что объем продаж каждого продавца невелик, то фирм-монополистов довольно много и каждая из них имеет какой-либо контроль над рыночной ценой – в этом особенность монополистической конкуренции.

  1. Олигополистическая конкуренция – это рынок, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главной чертой является установление цен по принципу лидерства.

Большинство фирм пытается установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

  1. Олигопсония – это явление, обратное олигополии, когда на рынке действуют несколько покупателей, а не продавцов.

Чистая монополия бывает на рынке только в том случае, если на нем имеется только один продавец, у которого отсутствуют конкуренты. Ее особенность состоит в том, что продавец может изменить цену в довольно широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только лишь платежеспособным спросом.

Бывает, что на рынке имеется только один покупатель. Такое явление именуется монопсонией.

Роль монополии в экономике двойственна.

Положительный эффект заключается в том, что продукция фирм-монополий отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательная сторона состоит в том, что монополия, занимая господствующее положение на рынке и имея большие прибыли, ограничивает выпуск продукции. Помимо этого, в условиях, где конкуренция отсутствует, монополия теряет стимул для повышения эффективности с помощью технического прогресса.

Учитывая это, государство пытается противостоять появлению монополии, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого – антимонопольное законодательство, т.е. Пакет законов, являющийся средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Портер, М. Международная конкуренция/ М. Портер. - М.:1994.
  2. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции/ Дж. Робинсон. - М.: 1986.
  3. Рубин, Ю. Б. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / Ю.Б.Рубин. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.
  4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс / - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1996.
  5. Толкачев, С.  Несовершенная конкуренция / С. Толкачев // Российский экономический журнал. - 1993.- N.5. 

 

1 Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

Информация о работе Конкуренция и монополия