Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью курсовой работы: выяснять сущность, формы, значение в рыночной экономике.
Задачи данной работы:
Изучить конкуренцию в системе рыночных отношений
Рассмотреть роль конкуренции
Выяснить формы и методы антимонопольной политики
Введение………………………………………………………………3
Конкуренция в системе рыночного механизма…………………6
Конкуренция: виды, экономическая роль………………...6
Несовершенная конкуренция и ее особенность…………10
Роль конкуренции………………………………………………...16
Формы и методы борьбы с монополией………………………..28
Заключение……………………………………………………….......34
Список литературы…………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Огромное значение, которое имеет конкуренция для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики столь очевидно, что его не имеет смысла доказывать.
Конкуренция — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств отдельных компаний затмевают в обыденном сознании проблемы конкуренции.
Конкуренция возникла одновременно
с товарным производством, однако лишь
при капитализме она
Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
Рынок не может эффективно работать без конкуренции.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.
Чем ожесточеннее конкуренция
на внутреннем рынке, тем лучше национальные
фирмы оказываются
Поддержание конкурентной среды
в РФ, как и во всех развитых странах
в настоящее время, стало важной
задачей государственного регулирования
экономики. А значит, изучение конкуренции,
ее роль в развитии рыночных отношений
является в настоящий момент важнейшей
задачей экономических
Тема актуальна и представляет собой интерес, потому что в современных условиях конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Произошел переход к рыночной экономике, которая не может существовать без субъектов конкуренции, конкурентной среды, развития конкуренции между субъектами экономических отношений.
Целью курсовой работы: выяснять сущность, формы, значение в рыночной экономике.
Задачи данной работы:
Содержание курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается общее понятие определению конкуренция, описываются ее виды и экономическая роль. Она состоит из двух подглав, из которых особое внимание стоит уделить второй. В ней рассмотрена несовершенная конкуренция и ее виды. Во второй главе речь идет о роли конкуренции. Третья – о формах и методах борьбы с монополией.
Объектом исследования являются сущность, виды, роль конкуренции. Рассмотрена монополия в рыночной экономике и методы борьбы с ней.
Методологической и теоретической основой исследования послужили отечественные и зарубежные произведения. Большое внимание было уделено законам Российской Федерации.
Существует много разновидностей конкуренции и ее можно разделить по 3-м признакам:
По методам осуществления конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.
По отраслевой принадлежности делится на внутри- и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.
По степени свободы делится на совершенную конкуренцию, несовершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками:
Совершенная конкуренция обладает также рядом недостатков:
1. Малые предприятия, типичные
для этого типа рынка, часто
оказываются неспособными
2. Рынок совершенной конкуренции
не стимулирует научно-
Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
Существование огромного количества
покупателей и продавцов
В реальной экономической действительности
рынок совершенной конкуренции
в строгом теоретическом
Несовершенная конкуренция
– это конкуренция, при которой
не соблюдается хотя бы один из признаков
совершенной. Рынки, на которых продавцы
способны воздействовать на рыночную
цену, называются несовершенно конкурентными.
Несовершенную конкуренцию
Признаками несовершенной конкуренции являются:
Информация о работе Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике