Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: выяснять сущность, формы, значение в рыночной экономике.


Задачи данной работы:
Изучить конкуренцию в системе рыночных отношений
Рассмотреть роль конкуренции
Выяснить формы и методы антимонопольной политики

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Конкуренция в системе рыночного механизма…………………6
Конкуренция: виды, экономическая роль………………...6
Несовершенная конкуренция и ее особенность…………10
Роль конкуренции………………………………………………...16
Формы и методы борьбы с монополией………………………..28
Заключение……………………………………………………….......34
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 766.82 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………3

  1. Конкуренция в системе рыночного механизма…………………6
    1. Конкуренция: виды, экономическая роль………………...6
    2. Несовершенная конкуренция и ее особенность…………10
  2. Роль конкуренции………………………………………………...16
  3. Формы и методы борьбы с монополией………………………..28

Заключение……………………………………………………….......34

Список литературы………………………………………………….36

Приложение…………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Огромное значение, которое  имеет конкуренция для самых  глубоких основ функционирования рыночной экономики столь очевидно, что  его не имеет смысла доказывать.

Конкуренция — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

Конкуренция - ключевая категория  рыночных отношений. Она выступает  в различных формах и осуществляется разными способами.

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно  она отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным. Рост конкуренции  сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств отдельных компаний затмевают в обыденном сознании проблемы конкуренции.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного  регулирования общественного производства.

Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.

Рынок не может эффективно работать без конкуренции.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция  на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными  к борьбе за рынки за рубежом, и  тем в более выгодном положении  оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды  в РФ, как и во всех развитых странах  в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования  экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент важнейшей  задачей экономических исследований в нашей стране.

Тема актуальна и представляет собой интерес, потому что в современных  условиях конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Произошел переход к рыночной экономике, которая не может существовать без субъектов конкуренции, конкурентной среды, развития конкуренции между субъектами экономических отношений.

Целью курсовой работы: выяснять сущность, формы, значение в рыночной экономике.

 

 

Задачи данной работы:

  1. Изучить конкуренцию в системе рыночных отношений
  2. Рассмотреть роль конкуренции
  3. Выяснить формы и методы антимонопольной политики

Содержание курсовой работы состоит из введения, трех глав и  заключения. В первой главе дается общее понятие определению конкуренция, описываются ее виды и экономическая роль. Она состоит из двух подглав, из которых особое внимание стоит уделить второй. В ней рассмотрена несовершенная конкуренция и ее виды. Во второй главе речь идет о роли конкуренции. Третья – о формах и методах борьбы с монополией.

Объектом исследования являются сущность, виды, роль конкуренции. Рассмотрена  монополия в рыночной экономике  и методы борьбы с ней.

Методологической и теоретической основой исследования послужили отечественные и зарубежные произведения. Большое внимание было уделено законам Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конкуренция в системе рыночного механизма
    1. Конкуренция: виды, экономическая роль

Существует много разновидностей конкуренции  и ее можно разделить по 3-м признакам:

  1. по методам осуществления,
  2. по отраслевой принадлежности,
  3. по степени свободы.

По методам  осуществления конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.

По отраслевой принадлежности делится на внутри- и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.

По степени  свободы делится на совершенную конкуренцию, несовершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

 

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Рынок совершенной конкуренции  характеризуется следующими признаками:

  1. на рынке действуют продавцы, рыночная доля каждого из которых столь мала, что хозяйственные решения отдельного участника не оказывают влияния на условия рыночного равновесия.
  2. представленный на рынке продукт является настолько однородным (стандартизированным), что спрос на продукт отдельного продавца является абсолютно эластичным.
  3. отраслевые барьеры входа на рынок и выхода из него столь низки, что любая фирма может беспрепятственно войти на рынок и выйти из него без потерь, а производственные ресурсы обладают абсолютной мобильностью.
  4. рынок характеризуется совершенством информации, т. е. продавцы и покупатели полностью осведомлены о ценах и имеющихся у них альтернативах.
  5. для рынка характерно отсутствие взаимодействия между фирмами, и каждая из них принимает решения, не учитывая реакцию своих конкурентов.

Совершенная конкуренция  обладает также рядом недостатков:

1.  Малые предприятия, типичные  для этого типа рынка, часто  оказываются неспособными использовать  наиболее эффективную технику.  Дело в том, что экономия  на масштабах производства часто  бывает, доступна только крупным  фирмам.

2.  Рынок совершенной конкуренции  не стимулирует научно-технический  прогресс. Действительно, небольшим  фирмам обычно не хватает средств,  чтобы финансировать длительные  и дорогостоящие научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции  не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции  компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет  большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя  на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти, ведь рынок сам диктует  цену в каждый момент времени. Такая  ситуация позволяет новым продавцам  на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного выхода с рынка  Свобода «рыночного» перемещения  создает условия для того, что  на рынке всегда происходит изменении  количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов  по-прежнему отсутствует возможность  контролировать рынок, поскольку они  представляют мелкое производство и  их крайне много.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции  в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически  не встречается. Он представляет собой  так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция  существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Несовершенная конкуренция и ее особенность

Несовершенная конкуренция  – это конкуренция, при которой  не соблюдается хотя бы один из признаков  совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

  1. демпинговые цены
  2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  6. замалчивание важной для потребителя информации

Информация о работе Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике