Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: выяснять сущность, формы, значение в рыночной экономике.


Задачи данной работы:
Изучить конкуренцию в системе рыночных отношений
Рассмотреть роль конкуренции
Выяснить формы и методы антимонопольной политики

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Конкуренция в системе рыночного механизма…………………6
Конкуренция: виды, экономическая роль………………...6
Несовершенная конкуренция и ее особенность…………10
Роль конкуренции………………………………………………...16
Формы и методы борьбы с монополией………………………..28
Заключение……………………………………………………….......34
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 766.82 Кб (Скачать файл)

В исследовании представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). В настоящее время основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году.

Индекс глобальной конкурентоспособности  составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

  1. Качество институтов.
  2. Инфраструктура.
  3. Макроэкономическая стабильность.
  4. Здоровье и начальное образование.
  5. Высшее образование и профессиональная подготовка.
  6. Эффективность рынка товаров и услуг.
  7. Эффективность рынка труда.
  8. Развитость финансового рынка.
  9. Уровень технологического развития.
  10. Размер внутреннего рынка.
  11. Конкурентоспособность компаний.
  12. Инновационный потенциал.

Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики. Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

Эксперты при составлении  Индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями, или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчета Индекса для того, чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде. [25]

Из таблицы (прил.1) рейтинга глобальной конкурентоспособности  мы видим, что Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011—2012 возглавила Швейцария, которая в прошлогоднем рейтинге также занимала первое место. Далее идут Сингапур и Швеция — второе и третье места, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Финляндия (4 место), Германия (6), Нидерланды (7), Дания (8) и Великобритания (10). Япония, которая занимает девятое место, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на снижение на целых три позиции по сравнению с прошлым годом.

Соединенные Штаты за минувший год опустились на одну позицию и теперь занимают пятое место в рейтинге. Снижение позиций США авторы исследования объясняют следующими факторами: в дополнение к макроэкономическими проблемами, некоторые аспекты институционального климата США продолжают вызывать озабоченность у руководителей ведущих компаний; в частности низким остается уровень доверия к политическим деятелям, озабоченность также вызывают проблемы государственного управления; положительным является тот факт, что банки и финансовые институты впервые после начала финансового кризиса восстанавливаются; их состояние в настоящее время оценивается как значительно более здоровое, а деятельность, как более эффективная.

Европейские страны продолжают преобладать в первой половине рейтинга среди наиболее конкурентоспособных экономик. Германия, которую ныне принято считать «локомотивом еврозоны», продолжает лидировать, хотя и спускается на одну строчку вниз — до шестого места, в то время как Нидерланды (7 место) перемещаются на одну позицию вверх, Франция (18 место) спускается на три места вниз, а Греция продолжает падение и спускается до 90 места, худшей позиции в Европейском Союзе. Лидерами снижения конкурентоспособности в регионе стали Словения, Черногория и Румыния, которые потеряли 12, 11 и 10 позиций, соответственно. Авторы исследования отмечают, что реформы для повышения конкурентоспособности будут играть ключевую роль в оживлении экономического роста в регионе евро и в разрешении ключевых проблем: фискальной консолидации и долговременной безработицы. Результаты показывают, что в то время как конкурентоспособность в развитых экономиках находилась на одном и том же уровне последние семь лет, во многих развивающихся экономиках конкурентоспособность выросла, что делает их рост более устойчивым и отражает смещение экономической активности от развитых экономик в их пользу.

Среди крупных развивающихся  экономик продолжает лидировать Китай, который поднялся на одну позицию и достиг 26 места. Что касается остальных экономик БРИКС, Южно-Африканская Республика (50 место) и Бразилия (53) двигаются в рейтинге вверх, а Индия (56) и Россия (66) несколько снижают позиции.

Место России в рейтинге ВЭФ за минувший год снизилось с 63 на 66 место, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС. Соседями России в списке на этот раз оказались Вьетнам (65 место) и Перу (67 место). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, здравоохранение и начальное образование, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и технологический уровень. Именно кардинальные улучшения в макроэкономической сфере (рост на 35 позиций — с 79 до 44 места) позволили России не упасть в рейтинге еще более значительно. Существенные изменения произошли в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России. Как и в прошлом году, основным барьером представители бизнеса назвали коррупцию, а прошлогодние проблемы с доступом к финансированию и налоговым регулированием уступили первые места таким барьерам для бизнеса как неэффективность государственного аппарата и преступность. Россия продолжает оставаться в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка, инфляция, бремя государственного регулирования. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив  вперед Эстонию (33 место), Литву (44), Азербайджан (55) и Латвию (64). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Казахстан (72 место), Украина (82), Грузия (88), Армения (92), Молдова (93), Таджикистан (105) и Кыргызстан (126). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Среди ближневосточных экономик Катар (14 место) укрепляет свои позиции в первой двадцатке, а Саудовская Аравия (17) впервые входит в эту группу; за ними следуют Израиль (22), ОАЭ (27), Кувейт (34) и Бахрейн (37). Большинство стран Персидского залива продолжают свое продвижение вверх в рейтинге. В то же время ряд арабских государств, в которых наблюдались политические волнения или произошла смена власти, продемонстрировали существенное снижение конкурентоспособности своих экономик. Среди них: Египет (90 место, -13 позиций), Иордания (71 место, -6 позиций), Тунис (40 место, -8 позиций).

Среди стран Африки южнее  Сахары в верхнюю половину рейтинга попали Южная Африка (54 место) и Маврикий (54), следом за ними идут лучшие страны региона — игроки второго эшелона: Руанда (70), Ботсвана (80) и Намибия (83).

В Латинской Америке и Карибском бассейне лидирует Чили (31 место), за ними следуют Барбадос (42), Панама (49), Бразилия (53), Мексика (58) и Перу (67).

Замыкают рейтинг Йемен, Ангола, Бурунди, Гаити и Чад, который занял последнее — 142 место. [26]

Конкуренция распределяет не только  факторы производства, но и доходы в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Получать высокие доходы производителям позволяет эффективное использование ресурсов, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Индекс инвестиционной конкурентоспособности  отражает степень инвестиционной привлекательности  каждого региона в составе  субъектов федерации (прил.2).

Конкурентоспособность региона  — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими  факторами положение региона  и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое  состояние и его динамику.

В таблице 2(прил.2) показано, что наибольший индекс конкурентоспособности  региона у Ямало-Ненецкого АО. В годы кризиса индекс опустился, но также остался в лидирующих позициях.  Наименьший индекс конкурентоспособности наблюдается в течение всех лет у республики Тыва.

Конкуренция направлена на то, чтобы покупатель приобретал именно этот товар, а ни какой другой. Для этого следует снижать цену на продукцию. Для этого нужно уменьшать убытки. Это достигается посредством усовершенствования техники, обслуживания, организации и квалификации работников. То есть конкуренция двигает прогресс самым прямым образом.

Положительный эффект конкуренции  во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики  и экономической свободы. В связи  с этим различают конкуренцию  совершенную и несовершенную.

Рассмотрим основные функции  конкуренции:

  1. Функция регулирования. В ходе конкуренции решаются вопросы: что, как и для кого производить, а именно: производить то, что пользуется спросом и направлять туда ресурсы. Это служит лучшему обеспечению рынков товарами и услугами.
  2. Функция мотивации. Для производителя конкуренция означает одновременно шанс, риск и стимул. Шанс получить максимально возможную прибыль. Риск получить убытки, а стимул к экономии ресурсов и эффективности их использования.
  3. Функция распределения. Конкуренция позволяет распределить доход среди предприятий и домохозяйств в соответствии с их вкладом в экономическую деятельность.
  4. Функция контроля. Конкуренция контролирует и ограничивает рыночную власть каждого предприятия, каждой отрасли. Она предоставляет потребителю свободу выбора благ: возможность покупать или отказываться от товара высокой цены. Чем выше уровень конкуренции, тем справедливее цена, тем богаче отдельный человек, домохозяйство, предприятие и государство.

Нужно немного сказать  о понятии «конкуренция». Причиной конкуренции является ограниченность ресурсов и благ. Следствием — развитие экономики и научно-технический прогресс, полное удовлетворение потребительского спроса. Чем более развита конкуренция в экономической системе, тем ниже издержки производства, выше качество товара, ниже его цена, больше выгода потребителя и общества. К сожалению, сегодня в стане экономистов поговаривают об угасании или ослаблении конкуренции. Это происходит благодаря негативным рыночным процессам, скажем слиянию и тайному сговору компаний. Технический прогресс также способствует упадку конкуренции, поскольку он требует крупного производства, крупных рынков сырья, информации. Это ведет к концентрации рынка, в котором господствует одна или несколько компаний.

Кроме явных преимуществ  конкуренции, у нее есть и недостатки. Банкротство предприятий — одно из самых неприятных последствий  конкуренции, которое приводит к  повышению уровня безработицы в  обществе. Кроме того, фирмы, вовлеченные  в конкурентную борьбу, не всегда соблюдают  законность и правопорядок в обществе. Мы часто бываем свидетелями недобросовестной конкуренции, ложной рекламы, фальсифицированных товаров, разрушения зданий конкурентов. Существует также промышленный шпионаж, подкуп должностных лиц, «утечка  мозгов», то есть переманивание специалистов из одной компании в другую. А конкуренция на «черном» рынке между производителями запрещенной продукции вообще способствует криминализации общества, в котором «прав тот, у кого больше прав и денег».

Россия вступила в ВТО. Существуют у этого события как плюсы, так и минусы. Российские потребители от этого шага должны выиграть — они получат доступ к конкурентным, а значит, более дешевым услугам и товарам. Однако целым секторам российской экономики придется серьезно пересматривать свои стратегические планы. Плюсы для производителей не очевидны, а скорее, они останутся в проигрыше.

По оценке Национальной мясной ассоциации, только потери федерального бюджета от снижения таможенных пошлин составят $200 млн в год, а общие потери отечественных производителей будут исчисляться суммой до 30 млрд рублей в год. При этом оптовые цены, по расчетам экспертов, упадут на 15 рублей (сейчас они составляют 125–130 рублей за килограмм), чему, возможно, даже порадуются потребители. Но для производителей это будет существенная потеря рентабельности.

Вступление в ВТО потребует  от производителей переименовать ряд  привычных потребителю отечественных продуктов. Например, шампанское превратится в игристое вино, так как продукт с таким названием может производиться только в провинции Шампань во Франции, коньяк может производиться только в провинции Коньяк, поэтому в нашей стране разливают бренди. Предварительное соглашение о том, что к 2022 году российские производители откажутся от использования термина «шампанское», между межпрофессиональным комитетом вин Шампани CIVC и Ассоциацией производителей игристых вин России уже заключено.

Информация о работе Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике