Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: выяснять сущность, формы, значение в рыночной экономике.


Задачи данной работы:
Изучить конкуренцию в системе рыночных отношений
Рассмотреть роль конкуренции
Выяснить формы и методы антимонопольной политики

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Конкуренция в системе рыночного механизма…………………6
Конкуренция: виды, экономическая роль………………...6
Несовершенная конкуренция и ее особенность…………10
Роль конкуренции………………………………………………...16
Формы и методы борьбы с монополией………………………..28
Заключение……………………………………………………….......34
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 766.82 Кб (Скачать файл)

Потери от несовершенной  конкуренции:

  1. неоправданный рост цен
  2. увеличение издержек производства и обращения
  3. замедление научно-технического прогресса
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  5. падение эффективности экономики.

В отличие от совершенной  конкуренции монополистическая  предполагает, что каждая фирма продает  особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя  складываются «неценовые предпочтения».

Теперь рассмотрим виды несовершенной  конкуренции.

 

 

Монополия

Монопо́лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Ее основные черты:

1. в условиях монополии потребителям противостоит один единственный производитель-гигант;

2. не существует хороших или близких заменителей;

3. чистый монополист диктует цену в силу того, что он контролирует общий объем предложения;

4. существуют барьеры для вступления в отрасль.

Имеет ряд недостатков:

  1. продукция монополии не имеет совершенных товаров-заменителей;
  2. отсутствует свободный вход на рынок;
  3. совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.

Виды монополий:

  • Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
  • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Монополист доминирует, господствует на рынке, что имеет отрицательные  последствия, поэтому государство  ограничивает такое положение рамками  законодательства.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено  точной абстрактной модели, как это  можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Недостатки рынка монополистической  конкуренции:

Как правило, фирмы, действующие  в условиях монополистической конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым  появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью  используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа  в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых.

Малые размеры и предопределяют основные недостатки этой структуры  рынка.

  • Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса. Если рыночный спрос слаб, то это может привести к финансовым потерям, банкротству, выходу из отрасли. Если рыночный спрос силен, то это усиливает приток новых фирм в отрасль и ограничивает получение прибылей выше нормального у действующих.
  • Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и инновационной деятельности. И хотя существуют исключения, большинство малых фирм не являются технически передовыми или инновационными.

Неценовая конкуренция - главное  оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает  реклама.

Проникновение на рынок монополистической  конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые  заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция  свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Олигополия

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. В отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти).

Характеризуется следующим:

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов;
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль;
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию;
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора;
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов;
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке;
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

Олигополистические фирмы  должны одновременно принимать целый  ряд решений, в частности: сколько  продукта производить, какую установить цену, в каких масштабах осуществлять рекламу, вводить ли и когда именно новый продукт на рынок и т. д. Все это делает процесс принятия управленческих решений очень трудным. В экономической теории на сегодняшний  день существует достаточно большое  количество моделей, объясняющих олигополию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль конкуренции

Что такое конкуренция, и  на какие виды она делиться мы выяснили, теперь поговорим о том, какую  она роль выполняет.

Роль конкуренции заключается  в том, что она широко рассеивает экономическую власть между всеми  участниками рыночных отношений. Именно поэтому ни продавец, ни покупатель не может повлиять на рыночную цену благ. Из всего этого следует, что  конкуренция  ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный  механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем  любой иной фактор её движения. Эффективность  функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем  лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания  экономических, технологических и  социальных предпосылок. Нарушение  этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления  больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт  к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями  за покупателей, одновременно вызывая  конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий  «дефицитный рынок» можно лишь с  оговорками назвать рынком. Такой  рынок - порождение определённой системы  хозяйствования, в условиях которой  связанный по рукам и ногам  рынок не в состоянии выполнить  свои классические функции.

Конкуренция — двигатель  экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Конкурентоспособность на рынке того или иного товара зависит от:

— числа конкурентов и  их стратегии;

— цены и величины спроса на данный товар;

— величины затрат на производство товара;

— уровня прибыльности;

— степени применения рекламы.

В приложении (прил.1) приведен рейтинг стран, упорядоченных по Индексу глобальной конкурентоспособности. В 2011 году исследование охватывает 142 страны.

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Всемирный экономический  форум определяет национальную конкурентоспособность  как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчеркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

Представители Всемирного экономического форума указывают, что конкурентоспособность  национальных экономик определяется многочисленными  и весьма разноплановыми факторами. Так, на состояние экономики отрицательное влияние оказывают неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция, а положительный эффект могут оказать защита прав интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и повышение квалификации рабочей силы, постоянный доступ к новым знаниям и технологиям. Факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, по-разному влияют на экономические системы стран мира в зависимости от стартовых условий и текущего уровня развития. Очевидно, что и сами факторы изменяются с течением времени.

Информация о работе Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике