Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью курсовой работы: выяснять сущность, формы, значение в рыночной экономике.
Задачи данной работы:
Изучить конкуренцию в системе рыночных отношений
Рассмотреть роль конкуренции
Выяснить формы и методы антимонопольной политики
Введение………………………………………………………………3
Конкуренция в системе рыночного механизма…………………6
Конкуренция: виды, экономическая роль………………...6
Несовершенная конкуренция и ее особенность…………10
Роль конкуренции………………………………………………...16
Формы и методы борьбы с монополией………………………..28
Заключение……………………………………………………….......34
Список литературы…………………………
Кто точно выиграет от вхождения в ВТО и снижения или отмены пошлин — это черная металлургия и нефтехимия. Также после вступления в ВТО усилится конкуренция на финансовом рынке, особенно в розничном секторе.
Правда, реальные изменения от вступления нашей страны в ВТО станут происходить не раньше, чем через несколько лет после подписания всех документов.
Присоединение России к ВТО приведет к существенному росту конкуренции на российском рынке. Конкуренция возрастет во многих отраслях. Существует большой процент того, что отечественные производители не смогут конкурировать с зарубежными, и экономика России сильно пострадает. Именно поэтому нужно заняться модернизацией во всех сферах, иначе Российской промышленности и сельскому хозяйству грозит угасание. [27]
Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
Чистая монополия – это единственный производитель. Однако, даже если на рынке присутствуют несколько производителей, они часто договариваются между собой, вступают в объединения. Формы таких объединений – картели, синдикаты, тресты, концерны.
Картель – форма монополистического союза предпринимателей или их объединений, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее обязательный для всех участников объем производства, цены на товары, разграничение рынков сбыта, долю (квоту) каждого участника в общем объеме производства или сбыта и т.д. Предприятия, входящие в состав картеля, сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Картельные соглашения могут носить как формальный (документально оформленный) характер, так и неформальный. Неформальные картельные соглашения особенно опасны для отрасли и экономики страны в целом.
Синдикат – форма монополистического объединения картельного типа с целью устранения конкуренции между его участниками в области сбыта продукции и закупок сырья путем установления контроля над рынком главным образом однородной продукции. В отличие от картеля, в котором участники самостоятельно продают свою продукцию, в синдикате закупки сырья и реализация продукции производится централизованно. Таким образом, участники синдиката сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.
Трест – форма монополистического объединения, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению. Первым трестом считается объединение, созданное Дж. Д. Рокфеллером в 1879 г. под названием «Стандард ойл» и охватившее подавляющую часть нефтяной промышленности США.
Концерн – форма монополистического объединения, характеризующаяся единством собственности и контроля, основанная на акционерной форме собственности и финансовой зависимости участников от головной (держательской) компании, владеющей контрольными пакетами акций участников.
Формой монополистического
объединения можно считать и ко
Существуют две основных
формы борьбы с монополиями: предупреждение
создания монополий и ограничение
использования монопольной
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.
Антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монополий.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
1. поощрение создания товаров - заменителей;
2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
3. привлечение иностранных
инвестиций, учреждение совместных
предприятий, зон свободной
4. финансирование мероприятий
по расширению товаров в целях
устранения доминирующего
В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:
Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.
В 2006 г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.
Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:
В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.
В России антимонопольная
политика действует, хотя не так хорошо
как хотелось бы. Существуют примеры,
когда ФАС выявляла и наказывала
тех, кто нарушал закон о
Например, операторы "Большой тройки" получили штрафы от Федеральной антимонопольной службы, причем суммы оказались для каждой компании индивидуальные. Наибольший штраф ФАС применила к МТС - 21,892 млн рублей, "Вымпелкому" антимонопольное ведомство установило санкции в объеме 12,018 млн рублей, "МегаФону" - 4,194 млн рублей. Всего же компании должны государству 38,1 млн рублей. Напомним, что антимонопольное ведомство в октябре 2010 года признало трех крупнейших операторов сотовой связи, чья совокупная доля на рынке услуг сотовой связи России превышает 85%, нарушившими закон о конкуренции. ФАС признала, что "Большая тройка" установила монопольно высокие цены на роуминг на территории РФ и в СНГ. Кроме того, операторы навязывали абонентам невыгодные условия договора об оказании услуг связи, меняя систему оплаты в роуминге - средства со счета абонента списываются с задержкой, установила ФАС.
Антимонопольщики применили в отношении "Большой тройки" минимальный штраф в связи со своевременным устранением нарушений - штрафы планировалось установить на уровне не более 1% от выручки каждого оператора по услугам роуминга за 2009 год.
Еще одно достижение ФАС на мобильном рынке - снижение цен практически в два раза в 2010 году на зарубежный роуминг для россиян.
Операторы согласились снизить цены на SMS в роуминге по странам СНГ в полтора-два раза, на услуги мобильного интернета - в 2,5-3 раза. Кроме того, в 2,5-3 раза должны были подешеветь тарифы на телефонные разговоры во внутрироссийском роуминге.
Все изменения в расценках на услуги в роуминге "Большая тройка" называет плодом сотрудничества с ФАС, которая в начале года инициировала возбуждение дела о завышении цен в роуминге со стороны крупнейших российских операторов. [28]
Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.
Заключение
Усиление конкуренции за последние десятилетия отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Конкуренция, с одной стороны, -
это экономическая
Конкуренция имеет намного больше положительных моментов, чем негативных.
Позитивное влияние
1. конкуренция заставляет
2. конкуренция требует
3. конкуренция стимулирует
4. конкуренция заставляет
5. конкуренция требует от
6. конкуренция ориентирует на
ассортимент товаров
7. конкуренция повышает качество
продукции (клиент всегда прав)
8. конкуренция вводит новые
К числу негативных сторон можно отнести:
- придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
- ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
- ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.
В заключение хотелось бы отметить,
что очень прискорбен тот факт,
что в нашей стране еще не сложилось
такая восприимчивость к
Информация о работе Конкуренция: сущность, формы, значение в рыночной экономике