Конкуренция, виды, место в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Для достижения поставленных целей мной определены следующие задачи исследования:
● рассмотреть сущность, функции, виды конкуренции;
● выявить проблемы конкуренции в современной экономике России;
● предложить перспективы решения проблем конкуренции в стране.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретические аспекты конкуренции_________________________6
1.1. Понятие конкуренции и ее характерные черты____________________6
1.2. Виды конкуренции__________________________________________8
1.3. Роль конкуренции в экономике__________________________________11
Глава II. Проблемы и перспективы конкуренции в России_______________14
2.1. Характеристика конкуренции в РФ_______________________________14
2.2. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией_________________18
2.3. Перспективы конкуренции______________________________________22
Заключение______________________________________________________27
Список литературы________________________________________________29

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет 

им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Институт (факультет) малого и среднего бизнеса

Кафедра экономики

 

Курсовая работа

 по дисциплине

«Экономическая теория»

на тему

«Конкуренция, виды, место в современной

экономике»

 

 

Выполнил:

ст. гр. ГДИ-111

А.О. Цветкова

 

Принял:

Н. О. Субботина

 

 

Владимир 2012

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретические аспекты конкуренции_________________________6

1.1. Понятие конкуренции и ее характерные черты____________________6

1.2. Виды конкуренции__________________________________________8

1.3. Роль конкуренции в экономике__________________________________11

Глава II. Проблемы и перспективы конкуренции в России_______________14

2.1. Характеристика конкуренции в РФ_______________________________14

2.2. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией_________________18

2.3. Перспективы конкуренции______________________________________22

Заключение______________________________________________________27

Список литературы________________________________________________29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок  – это организованная структура, где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция. Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

В конкурентных экономических  условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает  предпринимателей к эффективным  действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий  ассортимент товаров и услуг  по более низким ценам и лучшего  качества.

Именно это способствует прогрессу экономики – эффективность  производства повышается, создаются  условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение  побуждает предпринимателей активно  внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предпринимателям.

Основная  цель  курсовой  работы  состоит  в  том,  чтобы  рассмотреть различные формы  конкуренции на рынке и  выявить  главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. 

Для достижения поставленных целей мной определены следующие  задачи исследования:

● рассмотреть сущность, функции, виды конкуренции;

● выявить проблемы конкуренции  в современной экономике России;

● предложить перспективы  решения проблем конкуренции  в стране.

       Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассмотрено понятие, виды, функции конкуренции. Также здесь затрагивается вопрос того, какую роль выполняет  конкуренция.

Во второй главе – проблемы и перспективы конкуренции в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты конкуренции.

    1. Понятие конкуренции и её характерные черты

Конкуренция – соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.1 Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

Но понятие конкуренции  настолько многозначно, что оно  не охватывается каким-либо универсальным  определением. Это и способ хзяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.        

Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности  хозяйственной деятельности, ускорение  НТП.        

Конкуренция относится к  неконтролируемым факторам, которые  воздействуют на деятельность организации  и которые не могут управляться  организацией.

    Во-первых, конкуренция   способствует  установлению  равновесной   цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции,  имеют  настолько небольшую  часть  от  общего  объёма  производства,   что   увеличение   или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на  цену  товара. Производитель, равно как и  покупатель,  всегда  должен  ориентироваться  на рыночную  цену.   Таким   образом,   конкуренция   способствует   достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то,  что конкуренция создаёт тождество частных и  общественных  интересов. 

      Во-вторых, конкуренция  поддерживает  общественно   нормальные  условия производства  и  реализации  товаров  и  услуг.  Она  как  бы   подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они  должны  вложить  в  производство того  или  иного  товара.  Предположим,  что  один  продавец  затратил    на производство какого-нибудь товара больше  средств,  чем  другой.  При  такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид  товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то  есть  тот,  кто  произвёл товар по более низкой себестоимости.  А  при  избытке  данного  вида  товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец,  затративший на производство много средств, понесёт убытки.  Таким  образом,  конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. В условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

      В-третьих,  конкуренция  стимулирует   научно-технический  прогресс   и повышение   эффективности   производства.   Так   как   конкуренция  служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном  соперничестве будет побеждать тот,  кто  имеет  товары  высокого  качества  и  максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо  постоянно  обновлять  условия производства,  затрачивать  большие  капиталовложения  на  совершенствование техники. В настоящее время встречается  много  находчивых  предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров  с  применением  новой технологии.  Следовательно,  при  развитии  конкуренции   с   каждым   годом повышается эффективность производства.

      В-четвёртых,  при  противоборстве  субъектов   рынка   усиливается   их социально-экономическое  расслоение.  В  конкуренции   участвует   множество мелких собственников,  которые  только  начинают  вести  свою  хозяйственную деятельность. Многие из них,  не  имея  достаточного  капитала,  современных средств  производства  и  других  ресурсов,   не   могут   выдержать   этого соперничества и через некоторое время  терпят  убытки,  разоряются.  И  лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия  и становятся  полноправными  и  довольно  значимыми  и  уважаемыми  субъектами рынка.

 

 

    1. Виды конкуренции

Различают конкуренцию:

  • функциональную (это конкуренция определенного товара);

Функциональная конкуренция  возникает вследствие того, что любую  потребность можно удовлетворить  разнообразными способами. Например, для занятий спортом или интеллектуальных игр - это шахматы, шашки, нарды, карты и т.д.; для туризма - лодки, велосипеды, машины и пр.

  • видовую (по цене и качеству);

Видовая конкуренция возникает  вследствие наличия товаров, предназначенных  для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то важным характеристикам. Например, магнитофоны  с различным уровнем выходной мощности.

  • межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Межфирменная конкуренция  — борьба между предприятиями  одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.

  • внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции, специфическая форма  антагонистического соперничества  и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в  одной и той же отрасли хозяйства.

Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции; специфическая форма  борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. Межотраслевая конкуренция представляет собой процесс перелива капиталов из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала.

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в  принципе, может купить товар у  любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного  товара. Каждый производитель может  продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной  выгодой. Ни один из потребителей не приобретает  какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией и порождает  так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный  удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В  случае, когда рынок представлен  относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической  конкуренции;

в) единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый потребитель  приобретает весь объем предложения  товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура  порождает особый тип несовершенной  конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

Информация о работе Конкуренция, виды, место в современной экономике