Конкуренция, виды, место в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Для достижения поставленных целей мной определены следующие задачи исследования:
● рассмотреть сущность, функции, виды конкуренции;
● выявить проблемы конкуренции в современной экономике России;
● предложить перспективы решения проблем конкуренции в стране.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретические аспекты конкуренции_________________________6
1.1. Понятие конкуренции и ее характерные черты____________________6
1.2. Виды конкуренции__________________________________________8
1.3. Роль конкуренции в экономике__________________________________11
Глава II. Проблемы и перспективы конкуренции в России_______________14
2.1. Характеристика конкуренции в РФ_______________________________14
2.2. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией_________________18
2.3. Перспективы конкуренции______________________________________22
Заключение______________________________________________________27
Список литературы________________________________________________29

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)
  • Предписание антимонопольного органа.

 Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Основанием для рассмотрения дел в антимонопольных органах  могут являться представления прокурора  либо заявления коммерческих или  некоммерческих организаций, федеральных  и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Заявление, содержащее сведения о конкретных действиях хозяйствующих субъектов, подается в антимонопольный орган  с приложением документов, свидетельствующих  о фактах недобросовестной конкуренции.

  • Контрреклама.

Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган  вправе применить для того, чтобы  пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе состоит  в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях  ликвидации вызванных ею последствий.

Публично-правовая обязанность  предпринимателя-нарушителя осуществить  контррекламу возникает в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе. Срок исполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламе расходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.

Если контрреклама не была осуществлена в установленный срок, то федеральный антимонопольный орган, принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший такое решение, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Теперь рассмотрим каким образом должна осуществляться контрреклама. Во-первых, контрреклама должна осуществляться посредством того же средства распространения, что и опровергаемая ненадлежащая реклама; во-вторых, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама. 
Содержание такой контррекламы в обязательном порядке согласовывается с антимонопольным органом, принявшим решение. Надо сказать, что допускаются случаи, когда по решению федерального антимонопольного органа (территориального управления) происходит замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Но законодатель не указывает критерии, по которым бы определялись такие случаи. По мнению К. Ю. Тотьева, такая неопределенность создает почву для бюрократического произвола.

  • Отзыв товара от потребителя.

Недобросовестная конкуренция  может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но и потребителям. В таких случаях  применяются средства, предусмотренные  законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить  производство (реализацию), а в необходимых  случаях принять меры по изъятию  из оборота и отзыву от потребителя  товара. Если установлено, что при  соблюдении потребителем установленных  правил использования, хранения и транспортировки  товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде. Даже если причины вреда установить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) обязанности снять товар (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг. Убытки, причиненные потребителю в связи с таким отзывом, возмещаются за счет изготовителя, исполнителя в полном объеме.

  • Недействительность сделок.

 Все сделки должны соответствовать императивным требованиям законодательства о конкуренции и монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос об особом гражданско-правовом последствии незаконных сделок - их недействительности.

Согласно п.1 ст. 166 ГК РФ в  зависимости от состава юридических  фактов выделяют два вида недействительных сделок: оспоримые ( сделки становятся недействительными по решению суда), ничтожные (решение суда не входит в состав юридических фактов, влекущих недействительность сделки).

В качестве ничтожных сделок следует считать договоры, заключаемые  хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара. Такие договоры запрещены п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции, как могущие повлечь негативные последствия для конкуренции.

Оспоримыми являются сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст. 18 Закона о конкуренции. Они могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они приводят к ограничению конкуренции.

  • Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

 Применение данного последствия в законодательстве о конкуренции и монополиях вызвано тем, что запрещающие и обязывающие нормы в этом законодательстве адресованы федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам (организациям), наделенным функциями или правами органов власти.

Основная правовая форма  их деятельности издание нормативных  и ненормативных актов. Антимонопольный  орган наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд  с заявлением о признании недействительными полностью или частично противоречащих законодательству о конкуренции и монополиях актов властных органов.

 

 

 

2.3. Перспективы  конкуренции

Основные факторы, ограничивающие конкурентоспособность России, таковы:

  • Высокий уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса

Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа  на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают  условия для коррупции и возникновения  «административного ресурса».

  • Неоправданно высокий уровень таможенных тарифов

Развитие конкуренции  в ряде сегментов экономики (например, сельское хозяйство, автомобилестроение, авиастроение) сдерживается неоправданно высоким уровнем импортных пошлин. В результате национальные производители  лишаются стимула к повышению  эффективности производства, а конечный потребитель платит завышенную цену.

  • Доминирование государственных корпораций в стратегически значимых секторах экономики (банковский сектор, телекоммуникации, ВПК)
  • Ограничивающие конкуренцию действия органов власти

Властью на всех уровнях  используется практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный  подход к оказанию государственных  услуг, проведение необоснованных проверок, организация давления посредством  использования административного  ресурса.

  • Несовершенство уголовного законодательства

За 10 лет осуждено 3 млн предпринимателей. На конец 2011 года зарегистрировано всего 7,5 млн предпринимателей. В тюрьмах находятся порядка 13 тыс. осужденных по экономическим преступлениям.

Общие приоритеты политики развития конкуренции:

1. Предложения по повышению эффективности деятельности государственных структур

● Оптимизировать функции и внедрить КПЭ (ключевые показатели деятельности) деятельности государственных учреждений

Введение подобных мер  обеспечит расширение и институциализацию конкуренции государственных служащих за должности, а министерств и ведомств – за эффективность. Выстраивание подобного социального лифта существенно обогатит содержание и повысит результативность реформ.

● Внедрить в практику органов власти системы проектного управления (включая публичную оценку достижения критериев успеха и эффективности реализации), а также личную ответственность чиновников за их недостижение.

Текущая модель деятельности госорганов малоэффективна, когда речь идет о реализации программ и проектов, направленных на институциональные  изменения.

● Мотивировать регионы и региональные органы ФОИВ к привлечению инвестиций и изменению межбюджетных отношений. Составлять регулярные рейтинги регионов на основе опросов предприятий и экспертов.

Необходимо создать систему  положительной обратной связи между  привлечением инвестиций и карьерным  ростом представителей всех уровней  власти. Для этого необходима, в  том числе, реформа межбюджетных отношений в целях исключения ситуации, когда прирост налоговых  сборов в регионе централизуется в «общем котле» и перераспределяется отстающим.

● Радикально упростить процедуры оказания государственных услуг, включая регистрацию предприятий и собственности. Перевести основные формы взаимодействия бизнеса и власти в электронную форму.

Неразумная длительность и нетехнологичность большей части операций по предоставлению государственных услуг, бюрократические барьеры тормозят развитие сегмента малого и среднего бизнеса и подавляют предпринимательскую инициативу. Затягивание сроков рассмотрения дел – самый типичный способ вымогательства денег за ускорение процесса.

2. Развитие социальных и гражданских институтов, повышающих уровень конкуренции 

● Усилить роль общественных организаций.

В настоящий момент, согласно социологическим опросам, лишь 11% граждан  оценивают усилия государства по защите конкуренции как шаги, осуществляемые в интересах потребителей, а не бизнеса.

● Передать отдельные функции, которые сейчас исполняют государственные структуры, частным исполнителям (включая функции контроля и сертификации)

● Совершенствовать систему оценки регулирующего воздействия.

Зачастую неблагоприятные  для потребителей и конкуренции  решения принимаются не вследствие недостатка информации, а в силу несовершенства процедур принятия решений.

● Обеспечить нейтральность судебной системы

3. Снижение присутствия  государства в экономике 

● Приватизировать госимущество (включая недвижимость и региональное имущество), за исключением имущества, необходимого для реализации госфункций.

Доля контролируемых государством компаний в капитализации двадцати крупнейших компаний российского фондового  рынка превышает 50%.

Приватизация госсобственности должна преследовать институциональные  цели: повышение эффективности управления, развитие конкуренции, развитие финансового  рынка.

● Ограничить прямые государственные инвестиции и субсидии в производство.

Помимо приватизации активов, находящихся в государственной  собственности, следует принять  меры по сокращению прямых государственных  инвестиций, следствием которых может  быть рост госактивов.

 

4. Усиление защиты конкуренции, прав собственности и прав предпринимателей 

● Устранить барьеры, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства.

● Устранить избыточные требования в области бухгалтерской и налоговой отчетности.

● Ориентировать ФАС на развитие конкуренции.

Укрепление роли ФАС в  развитии конкуренции и усилении борьбы с правонарушениями, наносящими вред конкурентной среде на отдельном  рынке (рынках) и затрагивающими неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную  деятельность на таких рынках, а  также с целью введения общественного  контроля над деятельностью ФАС.

5. Развитие конкуренции  в отдельных отраслях 

● Развивать конкуренцию на рынке телекоммуникаций.

● Внедрять комплексные эффективные инвестиционные модели в аграрном секторе экономики.

● Развивать конкуренцию в военно-промышленном комплексе.

● Развивать конкуренцию в банковском секторе.

● Развивать конкуренцию в газовой отрасли.

● Развивать конкуренцию в строительстве. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам конкуренции  можно отнести:

● отсутствие неоправданного роста цен

● улучшение качества товара

● двигатель научно-технического прогресса

Информация о работе Конкуренция, виды, место в современной экономике