Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Для достижения поставленных целей мной определены следующие задачи исследования:
● рассмотреть сущность, функции, виды конкуренции;
● выявить проблемы конкуренции в современной экономике России;
● предложить перспективы решения проблем конкуренции в стране.
Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретические аспекты конкуренции_________________________6
1.1. Понятие конкуренции и ее характерные черты____________________6
1.2. Виды конкуренции__________________________________________8
1.3. Роль конкуренции в экономике__________________________________11
Глава II. Проблемы и перспективы конкуренции в России_______________14
2.1. Характеристика конкуренции в РФ_______________________________14
2.2. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией_________________18
2.3. Перспективы конкуренции______________________________________22
Заключение______________________________________________________27
Список литературы________________________________________________29
Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Основанием для рассмотрения
дел в антимонопольных органах
могут являться представления прокурора
либо заявления коммерческих или
некоммерческих организаций, федеральных
и региональных органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления.
Заявление, содержащее сведения о конкретных
действиях хозяйствующих
Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе состоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях ликвидации вызванных ею последствий.
Публично-правовая обязанность предпринимателя-нарушителя осуществить контррекламу возникает в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе. Срок исполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламе расходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.
Если контрреклама не была осуществлена в установленный срок, то федеральный антимонопольный орган, принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший такое решение, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.
Теперь рассмотрим каким
образом должна осуществляться контрреклама.
Во-первых, контрреклама должна осуществляться
посредством того же средства распространения,
что и опровергаемая ненадлежащая реклама;
во-вторых, с использованием тех же характеристик
продолжительности, пространства, места
и порядка, что и опровергаемая реклама.
Содержание такой контррекламы в обязательном
порядке согласовывается с антимонопольным
органом, принявшим решение. Надо сказать,
что допускаются случаи, когда по решению
федерального антимонопольного органа
(территориального управления) происходит
замена средства распространения, характеристик
продолжительности, пространства, места
и порядка осуществления контррекламы.
Но законодатель не указывает критерии,
по которым бы определялись такие случаи.
По мнению К. Ю. Тотьева, такая неопределенность
создает почву для бюрократического произвола.
Недобросовестная конкуренция может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но и потребителям. В таких случаях применяются средства, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить производство (реализацию), а в необходимых случаях принять меры по изъятию из оборота и отзыву от потребителя товара. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения и транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде. Даже если причины вреда установить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) обязанности снять товар (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг. Убытки, причиненные потребителю в связи с таким отзывом, возмещаются за счет изготовителя, исполнителя в полном объеме.
Все сделки должны соответствовать императивным требованиям законодательства о конкуренции и монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос об особом гражданско-правовом последствии незаконных сделок - их недействительности.
Согласно п.1 ст. 166 ГК РФ в зависимости от состава юридических фактов выделяют два вида недействительных сделок: оспоримые ( сделки становятся недействительными по решению суда), ничтожные (решение суда не входит в состав юридических фактов, влекущих недействительность сделки).
В качестве ничтожных сделок следует считать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара. Такие договоры запрещены п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции, как могущие повлечь негативные последствия для конкуренции.
Оспоримыми являются сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст. 18 Закона о конкуренции. Они могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они приводят к ограничению конкуренции.
Применение данного последствия в законодательстве о конкуренции и монополиях вызвано тем, что запрещающие и обязывающие нормы в этом законодательстве адресованы федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам (организациям), наделенным функциями или правами органов власти.
Основная правовая форма их деятельности издание нормативных и ненормативных актов. Антимонопольный орган наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично противоречащих законодательству о конкуренции и монополиях актов властных органов.
2.3. Перспективы конкуренции
Основные факторы, ограничивающие конкурентоспособность России, таковы:
Необоснованные
Развитие конкуренции
в ряде сегментов экономики (например,
сельское хозяйство, автомобилестроение,
авиастроение) сдерживается неоправданно
высоким уровнем импортных
Властью на всех уровнях
используется практика неформальных преференций,
создания искусственных барьеров, дискриминационный
подход к оказанию государственных
услуг, проведение необоснованных проверок,
организация давления посредством
использования
За 10 лет осуждено 3 млн предпринимателей. На конец 2011 года зарегистрировано всего 7,5 млн предпринимателей. В тюрьмах находятся порядка 13 тыс. осужденных по экономическим преступлениям.
Общие приоритеты политики развития конкуренции:
1. Предложения по повышению эффективности деятельности государственных структур
● Оптимизировать функции и внедрить КПЭ (ключевые показатели деятельности) деятельности государственных учреждений
Введение подобных мер обеспечит расширение и институциализацию конкуренции государственных служащих за должности, а министерств и ведомств – за эффективность. Выстраивание подобного социального лифта существенно обогатит содержание и повысит результативность реформ.
● Внедрить в практику органов власти системы проектного управления (включая публичную оценку достижения критериев успеха и эффективности реализации), а также личную ответственность чиновников за их недостижение.
Текущая модель деятельности госорганов малоэффективна, когда речь идет о реализации программ и проектов, направленных на институциональные изменения.
● Мотивировать регионы и региональные органы ФОИВ к привлечению инвестиций и изменению межбюджетных отношений. Составлять регулярные рейтинги регионов на основе опросов предприятий и экспертов.
Необходимо создать систему положительной обратной связи между привлечением инвестиций и карьерным ростом представителей всех уровней власти. Для этого необходима, в том числе, реформа межбюджетных отношений в целях исключения ситуации, когда прирост налоговых сборов в регионе централизуется в «общем котле» и перераспределяется отстающим.
● Радикально упростить процедуры оказания государственных услуг, включая регистрацию предприятий и собственности. Перевести основные формы взаимодействия бизнеса и власти в электронную форму.
Неразумная длительность и нетехнологичность большей части операций по предоставлению государственных услуг, бюрократические барьеры тормозят развитие сегмента малого и среднего бизнеса и подавляют предпринимательскую инициативу. Затягивание сроков рассмотрения дел – самый типичный способ вымогательства денег за ускорение процесса.
2. Развитие социальных и гражданских институтов, повышающих уровень конкуренции
● Усилить роль общественных организаций.
В настоящий момент, согласно социологическим опросам, лишь 11% граждан оценивают усилия государства по защите конкуренции как шаги, осуществляемые в интересах потребителей, а не бизнеса.
● Передать отдельные функции, которые сейчас исполняют государственные структуры, частным исполнителям (включая функции контроля и сертификации)
● Совершенствовать систему оценки регулирующего воздействия.
Зачастую неблагоприятные для потребителей и конкуренции решения принимаются не вследствие недостатка информации, а в силу несовершенства процедур принятия решений.
● Обеспечить нейтральность судебной системы
3. Снижение присутствия государства в экономике
● Приватизировать госимущество (включая недвижимость и региональное имущество), за исключением имущества, необходимого для реализации госфункций.
Доля контролируемых государством компаний в капитализации двадцати крупнейших компаний российского фондового рынка превышает 50%.
Приватизация госсобственности
должна преследовать институциональные
цели: повышение эффективности
● Ограничить прямые государственные инвестиции и субсидии в производство.
Помимо приватизации активов, находящихся в государственной собственности, следует принять меры по сокращению прямых государственных инвестиций, следствием которых может быть рост госактивов.
4. Усиление защиты конкуренции, прав собственности и прав предпринимателей
● Устранить барьеры, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства.
● Устранить избыточные требования в области бухгалтерской и налоговой отчетности.
● Ориентировать ФАС на развитие конкуренции.
Укрепление роли ФАС в развитии конкуренции и усилении борьбы с правонарушениями, наносящими вред конкурентной среде на отдельном рынке (рынках) и затрагивающими неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на таких рынках, а также с целью введения общественного контроля над деятельностью ФАС.
5. Развитие конкуренции в отдельных отраслях
● Развивать конкуренцию на рынке телекоммуникаций.
● Внедрять комплексные эффективные инвестиционные модели в аграрном секторе экономики.
● Развивать конкуренцию в военно-
● Развивать конкуренцию в банковском секторе.
● Развивать конкуренцию в газовой отрасли.
● Развивать конкуренцию в строительстве.
Заключение.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы.
К положительным чертам конкуренции можно отнести:
● отсутствие неоправданного роста цен
● улучшение качества товара
● двигатель научно-технического прогресса
Информация о работе Конкуренция, виды, место в современной экономике