Конкуренция, виды, место в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Для достижения поставленных целей мной определены следующие задачи исследования:
● рассмотреть сущность, функции, виды конкуренции;
● выявить проблемы конкуренции в современной экономике России;
● предложить перспективы решения проблем конкуренции в стране.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретические аспекты конкуренции_________________________6
1.1. Понятие конкуренции и ее характерные черты____________________6
1.2. Виды конкуренции__________________________________________8
1.3. Роль конкуренции в экономике__________________________________11
Глава II. Проблемы и перспективы конкуренции в России_______________14
2.1. Характеристика конкуренции в РФ_______________________________14
2.2. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией_________________18
2.3. Перспективы конкуренции______________________________________22
Заключение______________________________________________________27
Список литературы________________________________________________29

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это  проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

 

    1. Роль конкуренции в экономике

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно  возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом, и тем  в более выгодном положении оказываются  потребители на внутреннем рынке  и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция  должна иметь такие потребительские  свойства, которыми бы она выгодно  отличалась от сходной продукции  других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в  РФ, как и во всех развитых странах  в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования  экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент важнейшей  задачей экономических исследований в нашей стране.

Конкуренция — двигатель  экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю.

Роль конкуренции в  хозяйственной жизни общества глубока  и многогранна. Способствуя росту  наиболее эффективных производств  и вымывая неэффективные хозяйственные  звенья, конкуренция выступает в  качестве механизма регулирования  народнохозяйственных пропорций. Она  проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования..

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Сказанное не означает, что  все сводится только к этому. В  действительности конкурентные отношения  фирм выходят далеко за границы отдельных  рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия  хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции  позволяет раскрыть ее значение и  роль в развитии экономики. Экономическая  природа конкуренции связана  с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие  конкуренции, с одной стороны, указывает  на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической  свободы, а с другой стороны, что  особенно важно, - на рассредоточение  экономической власти среди агентов  рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции  не исчерпывается лишь ограниченными  воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских  структур.

Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Наконец конкуренция - это  условие рыночной активности. Задавая  критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится повседневной заботой конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Проблемы и перспективы конкуренции в России

2.1. Характеристика конкуренции в РФ

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму  гигантских промышленных натуральных  хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В  конечном счете, всё это привело  к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому  технологическому отставанию от передовых  научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной  конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и  многое другое.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции  разрабатывалось при сильных  монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных  органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального  функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная  конкурентная среда. Конкурентная среда  может быть определена как исторически  конкретная социально-экономическая  структура общественного производства, особый тип социально-экономических  отношений между субъектами и  объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного  производства, она функционирует  согласно строго рассчитанным целевым  программам.

Государство в борьбе с  монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополии, связанных  с властью, позволяющих им подавлять  сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации  рынка; постоянный государственный  мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение  создания товаров - заменителей; поддержка  новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Председатель правительства  РФ Владимир Путин распоряжением N691-р  от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий  по реализации программы развития конкуренции  в РФ на 2009-2012 гг. Федеральным органам  исполнительной власти и органам  исполнительной власти субъектов РФ поручается обеспечить в пределах своей  компетенции реализацию программы.

Минэкономразвития РФ обязано  принять меры по координации работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации программы, в том числе при  разработке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных программ развития конкуренции.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях  обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения  эффективности и конкурентоспособности  российской экономики, модернизации предприятий  и создания условий для обеспечения  экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах  и услугах. Программа развития конкуренции  в РФ является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления  на период до 2012 г, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а  также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие  предпринимательскую деятельность.

Антимонопольное регулирование  является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а  также предупреждает их возникновение. Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке. Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования.

В целях совершенствования  антимонопольного законодательства необходимо повысить экономическую обоснованность принимаемых антимонопольным органом  решений. Для этого следует изменить порядок установления доминирующего  положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно устанавливаться  по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли хозяйствующего субъекта на рынке. К  таким факторам относятся в том числе наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, наличие взаимозаменяемых товаров, соотношение долей компании, ее конкурентов и потребителей и другие факторы.

Необходимо повысить доказательственный статус экономического анализа и  оценки конкурентной среды, формализовать  и регламентировать процедуру его  проведения. Для этого следует  установить в федеральном законе основные поведенческие и структурные  критерии для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть  обязательное включение результатов  анализа в решение по делу о  нарушении антимонопольного законодательства.

Необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства, прямо и косвенно связанные с ограничением конкуренции.

 

2.2. Меры по борьбе  с недобросовестной конкуренцией.

Недобросовестная конкуренция - нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые  действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно  анализировать (самостоятельно или  с привлечением специалистов), с  какой целью и каким образом  осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного  пресечения или следует обратиться в суд и т.п.

Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции  относится к одной из основных задач федерального антимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции в  МАП России производится в соответствии с Правилами рассмотрения дел  о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом МАП России от 25.07.96 N 91.

Информация о работе Конкуренция, виды, место в современной экономике