Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:38, реферат
Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности.
1) Введение
2) Конкуренция:
2.1. Виды
3) Конкурентоспособность:
3.1. Примеры определений
3.2. Уровни конкурентоспособности
4) Конкурентоспособность продукции:
4.1. Факторы конкурентоспособности продукции
4.2. Критерии
4.3. Показатели
4.3.1. Виды показателей качества товара
4.4. Основные методы оценки конкурентоспособности продукции
4.4.1. Аналитические (модель Розенберга, расчет интегрального показателя, оценка на уровне продаж, модель с идеальной точкой, методика Гребнева)
4.4.2. Графические (матрица БКГ, модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции», построение карт стратегических групп, матрица Портера)
4.5. Пути и методы повышения конкурентоспособности продукции
5) Конкурентоспособность предприятия:
5.1. Обзор понятий
5.2. Источники
5.3. Методы оценки
5.3.1. Матричные
5.3.2. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия
5.3.3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции
5.3.4. Комплексные
5.4. Пример оценки конкурентоспособности предприятия
6) Заключение
7) Список использованной литературы
Министерство образования
Российский государственный
университет
Институт экономики и
Реферат:
«Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия»
Выполнили: Упорова К.,
Кокорина Д., Позняк А.
Проверил: Мокроносов А.Г.
Екатеринбург, 2010
Содержание:
1) Введение
2) Конкуренция:
2.1. Виды
3) Конкурентоспособность:
3.1. Примеры определений
3.2. Уровни конкурентоспособности
4) Конкурентоспособность продукции:
4.1. Факторы конкурентоспособности продукции
4.2. Критерии
4.3. Показатели
4.3.1. Виды показателей качества товара
4.4. Основные методы оценки конкурентоспособности продукции
4.4.1. Аналитические (модель Розенберга, расчет интегрального показателя, оценка на уровне продаж, модель с идеальной точкой, методика Гребнева)
4.4.2. Графические (матрица БКГ, модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции», построение карт стратегических групп, матрица Портера)
4.5. Пути и методы повышения конкурентоспособности продукции
5) Конкурентоспособность предприятия:
5.1. Обзор понятий
5.2. Источники
5.3. Методы оценки
5.3.1. Матричные
5.3.2. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия
5.3.3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции
5.3.4. Комплексные
5.4. Пример оценки
6) Заключение
7) Список использованной литературы
Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Формирование потенциальной
возможности хозяйствующих
Таким образом, тема данной работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.
Следует отметить довольно
высокую степень
Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением.
Австрийский ученый экономист и социолог, виднейший представитель неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции [6].
В своей книге "Международная конкуренция" М. Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Известно [8], что конкуренция – важное средство контроля в рыночной экономике. Рыночный механизм спроса и предложения доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них – и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция обязывает предприятия-изготовителей и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Конкуренция ведет к
лучшему использованию
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция – особый метод воспитания умов, изобретателей и предпринимателей.
Сторонники традиций не должны навязывать свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.
Конкуренция – процесс
доказывания правоты
На современном этапе развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения конкуренции. Так, одни авторы [9, 13] под конкуренцией понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы [10] понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией.
Лунев В.Л. рассматривает
конкуренцию как форму
Кураков Л.П. рассматривает конкуренцию [12]:
− как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;
− борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;
− состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке.
Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: "Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция
– состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей" [2].
Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии "Конкуренция: теория и практика" констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет.
"Определение основных
понятий" конкуренция
Такой подход к данному вопросу является односторонним, так как рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности субъектов в положительном действии.
Проведенный анализ литературных источников, посвященных данной проблеме показывает, что присутствуют три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход отражен в отечественной литературе. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход рассматривает конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка
Как экономическая категория
конкуренция характеризуется
В роли объекта конкуренции выступает потребитель и покупатель. Именно в этом качестве они имеют возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Разделение предмета и объекта конкуренции показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) – с другой. Вследствие указанного разделения различаются методы и приемы конкурентной борьбы, а также их влияние
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция
– соперничество между
Можно выделить следующие виды конкуренции: чистая, монополистическая и олигополистическая.
Конкуренция чистая: рынок чистой конкуренции образуют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) товара.
Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказывает решающего влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку известно, что покупатель может свободно приобрести любое необходимое количество товара по рыночной цене.
Конкуренция монополистическая:
рынок монополистической
Конкуренция олигополистическая: олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувствительных к политике ценообразования и маркетинговой стратегии. Незначительность количества участников олигополистического рынка в большей мере обусловлена жесткими условиями проникновения на такой рынок. В зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы конкуренции.
Конечная цель любого предприятия – достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка.
Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция [2, с.58].
Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.
Прежде всего, необходимо
различать
Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [18, с.5].
Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.
Термин «конкурентоспособность»
Из самого названия следует, что конкурентоспособность – это, прежде всего, способность конкурировать или соперничать.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия