Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности.

Содержание работы

1) Введение
2) Конкуренция:
2.1. Виды
3) Конкурентоспособность:
3.1. Примеры определений
3.2. Уровни конкурентоспособности
4) Конкурентоспособность продукции:
4.1. Факторы конкурентоспособности продукции
4.2. Критерии
4.3. Показатели
4.3.1. Виды показателей качества товара
4.4. Основные методы оценки конкурентоспособности продукции
4.4.1. Аналитические (модель Розенберга, расчет интегрального показателя, оценка на уровне продаж, модель с идеальной точкой, методика Гребнева)
4.4.2. Графические (матрица БКГ, модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции», построение карт стратегических групп, матрица Портера)
4.5. Пути и методы повышения конкурентоспособности продукции
5) Конкурентоспособность предприятия:
5.1. Обзор понятий
5.2. Источники
5.3. Методы оценки
5.3.1. Матричные
5.3.2. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия
5.3.3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции
5.3.4. Комплексные
5.4. Пример оценки конкурентоспособности предприятия
6) Заключение
7) Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность предприяьтия.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

В решении задач  повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых  рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны  аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если  на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

В результате оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие  пути повышения конкурентоспособности [5, с.31]:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения  качества товара является важнейшей  составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров  конкурентов.

Напомним, что в странах  ЕврАзЭС особое значение имеет экологическая группа факторов, в том числе с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятий. Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.

Можно отметить основную возможность, открывающуюся на экологическом  рынке – это улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка.

Примером удачной реализации подобной стратегии может служить  популярный в Германии бренд "Happy Chicken" (Счастливый Цыпленок). Первоначально такая маркировка действительно ставилась на бройлерных цыплят, выращенных в экологически чистых условиях, без применения генетически измененного корма и искусственных кормовых добавок. Затем под этим брендом стали выпускаться и другие продукты питания. Параллельно шла активная раскрутка нового бренда. Потребителям внушали, что, используя продукцию с маркировкой "Happy Chicken", заботятся о своем здоровье и здоровье своих близких. На сегодняшний день популярность этого бренда в Германии столь велика, что даже несмотря на в полтора-два раза более высокую цену (по сравнению с обычной продукцией), продукты с маркировкой "Happy Chicken" пользуются очень высоким спросом [8, с.113].

В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, конкурентоспособность  продукции — это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

На конкурентоспособность оказывают свое влияние определенные движущие силы или факторы. В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у  Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара

Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель.

Среди критериев, характеризующих  конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.).

Для определения конкурентоспособности  продукции на основе выбранных критериев  используют различные показатели. Для  сопоставления величины различных  показателей, характеризующих конкурентоспособность  товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.).

Обеспечение конкурентоспособности  продукции предполагает необходимость ее количественной оценки, которая может быть получена различными как аналитическими, так и графическими методами. Так как использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности, при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.

С целью повышения  конкурентоспособности продукции  необходимо внедрять комплексные мероприятия  по повышению конкурентоспособности  соответствующего предприятия, отрасли, страны.

 

    1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие "конкурентоспособность  предприятия" в экономической  литературе, чаще всего, сводится к  способности предприятия производить конкурентоспособный товар.

Однако, учитывая, что  в настоящее время предприятия  могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегии диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов(производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относится к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.

На современном этапе  экономического развития конкуренция, как движущая сила вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым для российской действительности, поэтому с точки зрения определения его экономической сущности необходимо внести уточнение самого термина "конкурентоспособность предприятия".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1. Обзор определений понятия "конкурентоспособность предприятия"

 

Определение

Автор

1

Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

Донцова Л.В.

2

Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них возможностей способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов

Рубин Ю.Б.

3

Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутринациональной экономики и за ее пределами

Млоток Е.

4

Способность компании реализовывать  свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств <span c



Информация о работе Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия