Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:38, реферат
Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности.
1) Введение
2) Конкуренция:
2.1. Виды
3) Конкурентоспособность:
3.1. Примеры определений
3.2. Уровни конкурентоспособности
4) Конкурентоспособность продукции:
4.1. Факторы конкурентоспособности продукции
4.2. Критерии
4.3. Показатели
4.3.1. Виды показателей качества товара
4.4. Основные методы оценки конкурентоспособности продукции
4.4.1. Аналитические (модель Розенберга, расчет интегрального показателя, оценка на уровне продаж, модель с идеальной точкой, методика Гребнева)
4.4.2. Графические (матрица БКГ, модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции», построение карт стратегических групп, матрица Портера)
4.5. Пути и методы повышения конкурентоспособности продукции
5) Конкурентоспособность предприятия:
5.1. Обзор понятий
5.2. Источники
5.3. Методы оценки
5.3.1. Матричные
5.3.2. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия
5.3.3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции
5.3.4. Комплексные
5.4. Пример оценки конкурентоспособности предприятия
6) Заключение
7) Список использованной литературы
Рассмотрим особенности трактовки конкурентоспособность на нескольких уровнях:
В самом общем виде
страновую
Свое понятие
Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
Рассматривая
По нашему мнению, наиболее
полным будет определение
Поэтому под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг [10, с.88].
Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.
На наш взгляд, все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь (рис.1.1). То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Однако не всегда повышение
конкурентоспособности объектов одного
уровня способствует повышению
Схема взаимосвязи
конкурентоспособности на
Что касается конкурентоспособности предприятия, то, опять же, единого определения данного термина еще не выработано. Одним из наиболее удачных определений, на наш взгляд, является определение Яшевой Г.А., где под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала [22, с.20]. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное – систематическая работа по управлению конкурентоспособностью продукции.
Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей.
Существует множество
определений
Однако, на наш взгляд,
при определении
В работе Гарбацевича [4] конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.
Однако в данном определении неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.
На наш взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова [11], согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.
4.1. Факторы конкурентоспособности продукции.
В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:
1. Классификация Гарбацевича [4].
2.Классификация Трубилина [15].
3. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова [16]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
Внешние факторы:
Внутренние факторы:
Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий [3, с.66].
Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность труда
оценивается по индексам интенсивности
производства (промышленного и
В настоящее время на первый план
в мировой
Информация о работе Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия