Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:59, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является определение сущности конкурентных преимуществ, оценка роли кадрового потенциала как важного источника формирования конкурентных преимуществ, а также разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ за счет улучшения использования кадрового потенциала предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие и факторы конкурентных преимуществ;
- раскрывается сущность и показатели кадрового потенциала предприятия;
- выявляется значение кадрового потенциала как источника формирования конкурентных преимуществ;
Введение
1. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ предприятия
1.1 Понятие и факторы конкурентных преимуществ
1.2 Сущность и показатели кадрового потенциала предприятия
1.3 Значение кадрового потенциала как источника формирования конкурентных преимуществ
2. Анализ кадрового потенциала ООО «Балаковские Минеральные Удобрения»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Выявление конкурентных преимуществ и оценка текущей конкурентоспособности предприятия
2.3 Оценка кадрового потенциала предприятия
3. Мероприятия по повышению конкурентных преимуществ за счет улучшения использования кадрового потенциала ООО «БМУ»
3.1 Экономическое обоснование мероприятия по привлечению молодых специалистов
3.2 Экономические обоснование совершенствования системы стимулирования труда
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
формирования конкурентных
1.1 Понятие и факторы конкурентных преимуществ
1.2 Сущность и показатели
кадрового потенциала
1.3 Значение кадрового
потенциала как источника форми
2. Анализ кадрового потенциала ООО «Балаковские Минеральные Удобрения»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Выявление конкурентных
преимуществ и оценка текущей
конкурентоспособности
2.3 Оценка кадрового потенциала предприятия
3. Мероприятия по повышению конкурентных преимуществ за счет улучшения использования кадрового потенциала ООО «БМУ»
3.1 Экономическое обоснование
мероприятия по привлечению
3.2 Экономические обоснование совершенствования системы стимулирования труда
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях неотъемлемой частью рынка является конкуренция, которую можно определить как борьбу независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы, а также как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Выживание предприятия в конкуренции может быть обеспечено только при условии его конкурентоспособности, то есть наличии у предприятия таких характеристик, которые позволяют ему превосходить конкурентов и выигрывать в конкурентной борьбе. Наиболее значимые свойства, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия, представляют его конкурентные преимущества.
Одним из источников конкурентных преимуществ могут стать кадры и кадровый потенциал предприятия, так как успешность развития бизнеса непосредственно зависит от имеющегося персонала, его количественного и качественного состава и компетентности. Именно кадровые ресурсы выступают как наиважнейшие ресурсы организации, а потому руководство компании должно иметь адекватное представление о том, каким кадровым потенциалом оно располагает.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последние годы наметилась четкая тенденция увеличения ценности кадровых ресурсов в организации. Именно кадровые ресурсы играют важную роль в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом. Целенаправленное развитие потенциала рабочей силы в условиях динамично изменяющихся потребностей производства является важным аспектом регулирования качества на предприятии и важным фактором его конкурентоспособности.
Целью моей курсовой работы является определение сущности конкурентных преимуществ, оценка роли кадрового потенциала как важного источника формирования конкурентных преимуществ, а также разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ за счет улучшения использования кадрового потенциала предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие и факторы конкурентных преимуществ;
- раскрывается сущность
и показатели кадрового
- выявляется значение кадрового потенциала как источника формирования конкурентных преимуществ;
- дается краткая характеристика объекта исследования, организационной структуры предприятия, его сильных и слабых сторон;
- проводится технико-
- выявляются конкурентные преимущества и дается оценка текущей конкурентоспособности предприятия;
- производится оценка кадрового потенциала предприятия;
- на основе проведенного
анализа разрабатываются
Объектом исследования работы является ООО "Балаковские минеральные удобрения". Предметом исследования выступает кадровый потенциал организации как источник формирования конкурентных преимуществ и фактор повышения конкурентоспособности организации.
1. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ
1.1 Понятие и факторы конкурентных преимуществ
В современных условиях
жесткой конкурентной борьбы и быстро
меняющейся рыночной ситуации особо
остро встает вопрос выживания, завоевания
устойчивых позиций на рынке и
обеспечения дальнейшего
Никакая организация не сможет успешно функционировать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет достичь в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации возникает не только потому, что нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении, а уже потому, что организация есть объединение людей, преследующих определенные цели. Установление целей и определение миссии организации является одной из основных задач высшего руководства. Выполнение миссии и достижение целей обеспечивается стратегией поведения, разработка которой составляет важную часть стратегического управления.
С другой стороны, чтобы выжить в конкурентной среде фирма должна быть конкурентоспособной и иметь преимущества по сравнению с другими конкурентами - конкурентные преимущества.
Таким образом, конкурентное преимущество - это отличие в выгодную сторону торгового предложения одной компании от предложений фирм-конкурентов, благодаря которому потребители целевых рынков делают выбор в его пользу. [1] Преимущество достигается благодаря созданию товаров, по характеристикам или уровню сопутствующего обслуживания превосходящих продукцию конкурентов или предлагаемых по более низким ценам. Когда фирме удается сформировать конкурентные преимущества, она завоевывает большую долю рынка, получает высокую прибыль и имеет возможность отразить атаки конкурентов.
Конкурентные преимущества
удовлетворяют четырем
Предоставляют выгоды для потребителей. Покупатели рассматривают отличие как предлагающее им существенную выгоду или блага.
Уникальны. Предоставляемые выгоды или блага невозможно получить у других поставщиков.
Устойчивы. Преимущество должно быть невоспроизводимо конкурентами. Необходимо установить барьеры на входе: препятствия в приобретении необходимых знаний и опыта, достижение экономии, обусловленной ростом масштаба производства, а также в виде патентов.
Прибыльны для фирмы. Компания предлагает товар или услуги, структура цены, затраты и объем производства которых позволяют получать прибыль.[2] Поиск конкурентных преимуществ начинается с выявления тех благ и выгод, которые особенно высоко оцениваются потребителями. Ценность для покупателей - это полезность или полное удовлетворение, которое они получают при использовании товара, а также минимальные цена и операционные издержки в течение всего срока службы продукта [3].
Конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-либо найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим. Экономическое преимущество особенно важно для деловых рынков, на которых покупатели движимы стремлением увеличить прибыльность своей собственной компании.
Конкурентное преимущество получают
не те, кто располагает
Конкурентное преимущество компании заключается в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, которые будут формировать рынки будущего.
Поддержание конкурентных преимуществ определяется концентрацией усилий на основных компетенциях в ограниченной области рынка и технологий.
Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Например, агенты по продаже ведут телефонные переговоры, техники по обслуживанию выполняют ремонт по желанию покупателя, ученые в лаборатории разрабатывают новые товары или процессы, а финансисты наращивают капитал.
Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Если эта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, фирма рентабельна. Чтобы получить конкурентное преимущество, фирма должна либо давать покупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, но производить товар с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо действовать так. Чтобы давать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).
Виды деятельности при конкуренции в какой-либо данной отрасли можно разделить на категории, как показано на рисунке 1.1, которые объединены в так называемую цепочку ценности:
Рис 1.- Формирование цепочки ценностей предприятия
Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительскую стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вторичная (обеспечение компонентами производства, как-то: технологией, людскими ресурсами и т.д., или обеспечение функций инфраструктуры в поддержку другой деятельности), то есть поддерживающая деятельность. Для каждого вида деятельности требуются покупные "компоненты", людские ресурсы, сочетание тех или иных технологий, а в основе лежит инфраструктура фирмы, например менеджмент и финансовая деятельность.
Избранная предприятием конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют разные значения для достижения конкурентного преимущества. Предприятия получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Цепочка ценности предприятия - это система взаимозависимых видов деятельности, между которыми существую связи.
Рис. 1.2
Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других. Тщательное управление связями может стать решающим источником конкурентного преимущества. Многие из этих связей не бросаются в глаза, и фирмы - конкуренты могут их не заметить. Для того чтобы извлечь выгоду из этих связей, нужны и сложные организационные процедуры, и принятие компромиссных решений. Для достижения конкурентного преимущества следует подходить к цепочке ценности как к системе, а не как к набору компонентов. Изменение цепочки ценности путем перестановки, перегруппирования или даже исключения из нее отдельных видов деятельности часто приводит к существенному улучшению конкурентной позиции.
Конкурентное преимущество все больше определяется тем, насколько четко фирма может организовать всю эту систему. Вышеупомянутые связи не только соединяют разные виды деятельности фирмы, но и обусловливают взаимную зависимость фирмы, смежников и каналов сбыта. Предприятие может добиться конкурентного преимущества, лучше организовывая эти связи. Регулярные и своевременные поставки могут снизить операционные расходы фирмы и позволить уменьшить требуемый уровень запасов.
Немаловажная причина конкурентного преимущества - в том, что предприятие выбирает сферу конкуренции, отличную от той, что выбрали конкуренты (иные сегмент рынка, регион мира), или соединяя продукты родственных отраслей..
То, как долго можно удерживать конкурентные преимущества, зависит от трех факторов[4].
Первый фактор определяется тем, каков источник преимущества. Существует целая иерархия источников конкурентного преимуществ с точки зрения их удерживаемости. Преимущества низкого ранга, такие как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты. Они могут скопировать эти преимущества, найдя другой источник дешевой рабочей силы или сырья, или же свести их на нет, выпуская свою продукцию или черпая ресурсы там же, где и лидер.
Преимущества более высокого порядка (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, или тесные связи с клиентами, укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно удерживать более длительное время. Им присущи определенные особенности.
Во-первых, для того чтобы добиться таких преимуществ, требуются большие навыки и способности - специализированный и более тренированный персонал, соответствующее техническое оснащение и во многих случаях тесные связи с главными клиентами.