Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа
Цель нашей работы — рассмотрение такого важного вопроса, как влияние и значимость рынка консультационных услуг в экономике России, а также перспективы и особенности развития консалтинга в отечественной экономике.
В данной работе будут рассмотрены сущность понятия «управленческого консалтинга», цели консультирования как вида профессиональной деятельности, важнейшие функции консультирования, организация совместной работы клиента и консультанта — то, что позволяет эффективно использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал.
Введение 4
1 Теоретические основы консалтинга
1.1 Сущность консалтинга в современной экономике 6
1.2 Виды консалтинга 9
1.3 Функции консалтинга в современной экономике 12
2 Роль консалтинга в современной экономике. Проблемы развития в РФ
2.1 Консалтинг в зарубежных странах 16
2.2 Преимущества и недостатки консалтинга в России 18
2.3. Пути решения проблем развития консалтинга в России 23
Заключение 26
Список использованных источников 29
Содержание
Введение
1 Теоретические
основы консалтинга
1.1 Сущность
консалтинга в современной
1.2 Виды
консалтинга
1.3 Функции
консалтинга в современной
2 Роль консалтинга в современной экономике. Проблемы развития в РФ
2.1
Консалтинг в зарубежных странах
2.2 Преимущества
и недостатки консалтинга в
России
2.3. Пути решения проблем развития консалтинга в России 23
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Становление многоукладной экономики, переход к рыночным отношениям, появление и развитие в РФ предприятий с различными формами собственности, развитие сети малых предприятий, разрыв связей между регионами и многое другое заставляет руководителей организаций переходить от старых методов хозяйствования к новым. Рыночные условия диктуют свои подходы к производству, управлению, сбыту, финансово-хозяйственной деятельности и т.д.
Существенным элементом всей системы управления народным хозяйством и его отраслями становится консалтинг, обеспечивающий быструю адаптацию субъектов хозяйствования в условиях функционирования и развития экономики страны, осуществляющей переход к рыночным отношениям. Являясь составной частью управленческой инфраструктуры, консалтинг нацелен на помощь субъектам хозяйствования в решении комплекса экономико-управленческих проблем, прежде всего проблем совершенствования производства и управления, способен ускорить внедрение научных идей и передового опыта в практику управления.
Однако, несмотря на бесспорную значимость консалтинга, его развитие в России не в полной мере отвечает требованиям отечественной экономики. Одна из причин этого малочисленность отечественных консультантов, отсутствие эффективной системы их подготовки, что, в свою очередь, влияет на качество самих консультационных услуг. Именно поэтому возникает необходимость в исследовании кадрового потенциала и в расширенном воспроизводстве таких нужных для России кадров, как консультанты по экономике и управлению.
Предметом нашего исследования
является раскрытие сущности консультационных
услуг и их влияния на экономику России.
Для проведения данного исследования
мы используем метод анализа данных.
Цель нашей работы — рассмотрение такого важного вопроса, как влияние и значимость рынка консультационных услуг в экономике России, а также перспективы и особенности развития консалтинга в отечественной экономике.
В данной работе будут рассмотрены сущность понятия «управленческого консалтинга», цели консультирования как вида профессиональной деятельности, важнейшие функции консультирования, организация совместной работы клиента и консультанта — то, что позволяет эффективно использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал.
Таким образом, необходимость четкого
представления о значимости консалтинга
для России, незавершенность разработки
экономических основ его функционирования
в РФ требует дальнейшего исследования
сущности, целей, задач и, что немаловажно,
роли в рыночной экономике и перспектив
развития.
1 Теоретические основы консалтинга
1.1 Сущность консалтинга
в современной экономике
Консалтинг — это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйством руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений. Консалтинг осуществляется на коммерческих началах независимыми производителями консалтинговых услуг в условиях конкурентной борьбы. Это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности таких услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента. Консалтинг — в переводе формально консультирование. А фактически вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Это широкий комплекс консультационных и практических услуг, с одной стороны, а с другой — услуги в управлении и организации бизнеса.
Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называются
консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние — это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние — это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую подсистему организации).
В странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что фирма обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал в области менеджмента. Отсутствие специалистов-консультантов при разработке ответственного решения рассматривается так же, как отсутствие архитектора при разработке проекта здания, врача при лечении больного или дизайнера при разработке новой модели автомобиля.
Консалтинговые компании предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т. д.); по оценке торгово-политических условий экспортно-импортных операций; по разработке и проведению маркетинговых программ и т. п., по регистрации фирм различных форм собственности.
Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Под услугой отдельной личности или организации понимается осуществление деятельности определенного плана, которая является полезной и приемлемой для клиента.
Предметом управленческого консультирования является не управление и экономика как таковые, а методы внедрения экономических и управленческих знаний в практическую деятельность хозяйствующих субъектов. Главным специфическим предметом консультирования является процесс производства и продажи продукта, называемым «консультационная услуга».
Консультационные услуги чаще всего осуществляются в форме консультационных проектов, а не в форме устных, разовых советов. Осуществление такого проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.
Предоставляемые консультационной компанией услуги могут принимать следующие основные формы:
1. Аналитическая деятельность (анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия-клиента, анализ инвестиционных проектов, исследование деятельности конкурентов, рынков сбыта, движения цен и т.д.);
2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик — составление прогнозов по указанным выше направлениям);
3. Консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности компании-клиента, так и рынка в целом;
4. Проверка состояния деятельности предприятия-клиента;
5. Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией управления в различных сферах деятельности предприятия, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.).
Процесс консультирования включает двух партнеров — консультанта и клиента. Клиент (объект консультирования) оплачивает услуги консультанта на определенных условиях, оговариваемых в заключаемом договоре на оказание консультационных услуг. Консультант (субъект консультирования) в течение определенного периода времени работает, выполняя работу по совершенствованию деятельности компании-клиента и получая за эту работу вознаграждение, оговоренное в договоре на оказание консультационных услуг.
Существуют определенные принципы поведения консультанта в процессе взаимодействия с клиентом. Следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешного психологического воздействия. Это, во-первых, доброжелательное отношение к клиенту, клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно выслушать, оказывать поддержку и не осуждать. Во-вторых, консультант должен ориентироваться и уважать ценности и нормы клиента. И в-третьих, консультанту не следует давать советы со стопроцентной гарантией благоприятного исхода. Советуя, консультант полностью берет ответственность за происходящее, что формирует у клиента пассивное отношение и все неудачи будут приписаны консультанту.
При анализе различного рода проблем, с которыми сталкивается консультант, его сила и эффективность проявляются, кроме всего прочего, в знаниях и опыте решения аналогичных проблем в различных клиентских организациях. Основой конкурентного преимущества консультантов является разнообразие методического инструментария, обогащающегося от проблемы к проблеме, от проекта к проекту.
Широкое распространение в консультировании нашли методы, разработанные в социологии, экономике, психологии, статистике, математике и других науках. К этим методам относятся интервью, опросы, тестирование, наблюдения, групповая работа, деловые игры, экспертные оценки, мозговая атака, дерево целей и т.п. Они достаточно полно и глубоко освещены в специальной литературе.
Динамичное изменение среды и условий
функционирования организаций вызывает
появление качественно новых проблем,
что, в свою очередь, стимулирует разработку
все новых и новых методов, методик, подходов.
Весь этот инструментарий создается целенаправленно
для решения конкретных задач. Выступая
основой конкурентных преимуществ консультанта,
методы держатся в секрете. Они становятся
доступными лишь по мере их использования
и передачи клиенту в процессе обучения
и совместной работы при решении проблемы.
Важнейшим способом материализации предлагаемых
услуг являются книги, статьи, семинары,
где консультанты и раскрывают секреты
своего мастерства, методы работы[2].
1.2 Виды консалтинга
С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном консультировании консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов. При процессном консультировании консультанты на всех этапах проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений. При этом, роль консультантов заключается, в основном, в сборе этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций. При обучающем консультировании консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д.
Чем отличается консультирование от обучения? Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т.д. передаются менеджерам в общей форме и затем уже применяются ими на практике. Положительные стороны того и другого способа передачи знаний объединяются в обучающем и процессном консультировании.
Разумеется, в конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех трех перечисленных видов консультирования и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д.