Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа
Цель нашей работы — рассмотрение такого важного вопроса, как влияние и значимость рынка консультационных услуг в экономике России, а также перспективы и особенности развития консалтинга в отечественной экономике.
В данной работе будут рассмотрены сущность понятия «управленческого консалтинга», цели консультирования как вида профессиональной деятельности, важнейшие функции консультирования, организация совместной работы клиента и консультанта — то, что позволяет эффективно использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал.
Введение 4
1 Теоретические основы консалтинга
1.1 Сущность консалтинга в современной экономике 6
1.2 Виды консалтинга 9
1.3 Функции консалтинга в современной экономике 12
2 Роль консалтинга в современной экономике. Проблемы развития в РФ
2.1 Консалтинг в зарубежных странах 16
2.2 Преимущества и недостатки консалтинга в России 18
2.3. Пути решения проблем развития консалтинга в России 23
Заключение 26
Список использованных источников 29
2.2 Преимущества
и недостатки консалтинга
в России
Рынок управленческого консалтинга в последнее десятилетие является одним из самых быстро развивающихся рынков в мире. Его рост составляет 15 - 20 % в год, что в 2-3 раза выше, чем темпы развития рынков наукоемкой продукции и потребительских услуг. Что же делает консалтинг таким популярным? Рост конкуренции на национальных и мировых рынках требует постоянного обновления организационных структур, систем и методов управления. Очень велик при этом риск ошибочного решения, последствия неправильно проведенных преобразований весьма значительны, а нередко — фатальны. Старые организационные приемы и управленческие концепции уже не позволяют добиваться желаемых результатов. В таких сложных условиях абсолютно необходимы профессиональные и компетентные консультанты, специально изучающие опыт и ошибки лучших компаний, владеющие самыми современными методическими средствами и приемами организационного проектирования, подготовки и принятия стратегических и оперативных решений. Миссия консалтинга состоит в том, чтобы способствовать эффективному развитию бизнеса путем разработки и внедрения в практическую деятельность компаний-клиентов эффективных инструментов и механизмов ведения бизнеса. В помощь развитию консалтинговых компаний в России действует несколько ассоциаций консалтинга, таких как Ассоциация консультантов по экономике, Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию.
Недостатки консалтинга, как и недостатки планирования, связаны со спецификой российской экономики. То есть следует говорить не столько о недостатках самого консалтинга, сколько о недостаточной обоснованности его применения на российской почве. Консалтинг, безусловно, полезен, но окружающие условия не дают ему развернуться во всю силу.
Но есть и вполне очевидные недостатки консалтинга как системы оказания услуг. Прежде всего, это высокая стоимость таких услуг. Конечно, консалтинг и должен стоить дорого, и при его правильном применении он должен окупиться. Но ведь рожден этот метод в экономически благополучных странах, а наша страна пока что к таковым не относится.
Вот и получается, что недостатки консалтинга для рядового предпринимателя более очевидны, чем его преимущества. Поэтому задачей консалтинговых организаций является популяризация своей деятельности. А также адаптация процессов консалтинга к существующим условиям его осуществления.
Увеличение спроса на консалтинговые услуги в рамках российского рынка несопоставимо с международными тенденциями стремительнейшего развития этой сферы деятельности. В условиях вечной неопределенности и сложности среды бизнеса, всем очевидного несовершенства законодательной базы в России данная относительная стагнация объясняется тем, что консалтинг по-прежнему воспринимается предприятием-клиентом как составляющая часть в рамках аудиторской проверки, а не как самостоятельный вид деятельности. Одной из причин является ментальность российского бизнеса, с трудом примеряющего к реальной действительности международные стандарты консалтинговых услуг, включающих в себя не только ряд ныне наиболее востребованных услуг (консультирование по вопросам бухгалтерского учета, финансового планирования, налогообложения, гражданского права), но также и относительно менее распространенные (управленческий, маркетинговый, компьютерный, рекрутинговый консалтинг).
К сожалению, следует признаться, что ситуация
на рынке существенно усложнена отсутствием
протекционизма со стороны государства,
а также практически полной неразвитостью
нормативной базы, регламентирующей стандарты
и этику консультанта. Финансово привлекательный
(за счет относительно малой затратности)
консалтинговый бизнес притягивает фирмы-однодневки,
которые зачастую дискредитируют профессию
консультанта и приносят предприятию-клиенту,
увы, гораздо больше вреда, чем пользы.
Недаром налоговые органы еще совсем недавно
относились к консалтинговым фирмам с
подозрением, как к ничего не производящим
компаниям, ставя их на одну ступень со
всякими «маркетинго-брокерско-
Продажа консалтинговых услуг, отягощенная необходимостью регулярного преодоления барьера настороженности, непонимания и недоверия со стороны клиента, — это труд более чем нелегкий. Свою роль играет и относительная молодость консалтинга в России, где насущная потребность в такого рода услугах возникла лишь несколько лет назад. На Западе же данный вид деятельности имеет столетнюю историю существования и прочно устоявшуюся позицию в сфере интеллектуальных услуг.
Впрочем, у отечественных консалтинговых фирм есть одно неоспоримое преимущество — это единый с заказчиком ярко выраженный российский менталитет. Пожалуй, именно необходимость постижения «русской души» смогла предотвратить стопроцентную экспансию западных консультантов в российский бизнес. Вот почему довольно часто отечественные предприниматели, попробовав «импортный сервис» и втридорога заплатив за престиж обращаться за решением проблем к «большой шестерке», возвращаются к услугам своих, российских, пока не столь именитых, зато понятных и понимающих консультантов.
Анализ тенденций в контексте сегодняшних экономических проблем позволяет выявить ряд противоречий в развитии российского консалтинга и его концепций: во-первых, эта проблема качества продукта консалтинга и профессионализма самого консультанта; во-вторых, оказание помощи, в первую очередь, «ключевым клиентам» вследствие, например, дороговизны консалтинговых услуг. Крупные компании за рубежом в последние годы стали вводить у себя штатных консультантов вместо приглашенных со стороны; в-третьих, противоречия между консультантом и клиентом, выражаемые в форме недоверия, непонимания или неготовности к восприятию полученных рекомендаций; в-четвертых, противоречия между развитием консалтинговых услуг в отраслевом, региональном и «ключевом» аспектах с явным смещением в сторону прибыли фирмы; в-пятых, массовый приток в РФ дорогостоящих «западных» экспертов и консультантов на фоне отношения к интеллектуальному потенциалу страны и массового выезда высококлассных отечественных специалистов за рубеж.
Стремление наиболее продвинутых и думающих предпринимателей формировать для привлечения клиентов сложную, но рациональную систему бизнеса с прозрачной структурой, тенденция к планомерному продвижению по пути обладания особенными технологиями и нешаблонным подходом, персональными системными методиками, как нигде в мире, создают богатый материал для продуктивного приложения профессиональных способностей квалифицированных отечественных консультантов.
Преимущества российских компаний:
Недостатки российских
Итак, структура российского рынка консалтинга все больше приближается к западной, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IТ-консалтинг. По итогам прошлого года Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли более 30% дохода консалтинговым компаниям. Из них около 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок и более 10% - от управленческого консультирования в области IT. В последнее время в области IТ-консалтинга наметилась тенденция к смещению акцента с системной интеграции на управленческое консультирование, что связано с увеличением объема консалтинговых услуг в ходе внедрения корпоративных информационных систем.
По мнению экспертов, в будущем году продолжится развитие партнерских отношений между западными и российскими компаниями, работающими на рынке IT-консалтинга. Несомненно, что объединение опыта и технических разработок одних со знанием российской практики и реалий других даст весьма интересные результаты.
Если говорить о векторе развития IT-консалтинга в России, то при благоприятных макроэкономических условиях насыщения рынка этого вида услуг не предвидится. Хорошим показателем насыщения в этом сегменте станет полноправное появление на нем большого количества западных компаний, более прогрессивных в этом отношении. Тем не менее, у этого, на первый взгляд, не слишком привлекательного для российских консалтинговых компаний, факта есть и положительное значение: условия жесткой конкуренции ускорят переход от любительского к профессиональному состоянию российского рынка в целом, от кооперативных методов управления к профессиональному ведению бизнеса.
Рынок консалтинга является одной из самых динамично развивающихся сфер отечественного бизнеса. Объем рынка консалтинговых услуг чисто российских компаний составляет порядка 120 млн долларов, а с учетом компаний иностранного происхождения весь рынок консалтинговых услуг можно оценить примерно в 250-300 млн долларов. Все возрастающее качество услуг и профессионализм российских консультантов позволяет им успешно конкурировать на рынке с западными компаниями. Среди основных тенденций, влияющих на рынок консалтинговых услуг, следует отметить увеличение платежеспособности предприятий, структурные преобразования в экономике, глобализацию и выход российских компаний на международные рынки.
В начале 2009 года ведущие российские консалтинговые компании готовились к серьезному снижению рынка, при этом падение в отдельных секторах прогнозировалось как минимум на треть. Но, согласно рейтингу "Эксперт РА", результаты прошлого года оказались не настолько плачевными. По сравнению с 2008 годом суммарная выручка 150 консалтинговых компаний снизилась всего на 5% — до 79 миллиардов рублей. С поправкой на инфляцию спад реальных доходов достигает 15%.
Подводя некоторый итог сказанному, можно
констатировать, что на отечественном
рынке вырисовывается достаточно оптимистичная
картина перспектив консалтинговой индустрии.
Совершенно очевидно наблюдается, наряду
с реальным приближением российского
консалтинга к международным стандартам,
творческое преломление западного опыта
к отечественным условиям, разработка
новых методик и принципов[6].
2.3 Пути решения
проблем консалтинга
в России
Заканчивая данную работу, хотелось бы сделать несколько замечаний по сути рассматриваемой проблемы, а также высказать наше мнение относительно путей решения проблем российского консалтинга. Несомненно, консалтинг в России существует, хотя и нельзя сказать что данный сегмент рынка процветает. Как и в большинстве других случаев, развитие данной области находится на стадии становления. Это очень важный этап, как для заказчиков, формирующих спрос, так и для исполнителей, ответственных за предложение на рынке.
Учитывая свой, уникальный, путь развития, России в данной ситуации не может ссылаться и руководствоваться мировым опытом. Строить какие-либо прогнозы очень сложно. Понятно одно — любой кризис, будь то политика или экономика, воспринимается с трудом. Особенно, если речь идет об отрасли, еще неокрепшей и не достигшей должного уровня развития.
Другой вопрос — поиски решений насущных проблем. Найти идеальное решение — задача из разряда невыполнимых. В этом случае, можно искать решение оптимальное, посредством которого необходимость в устранении других проблем отпала бы сама собой. Мы предлагаем изменять не составляющие системы, а саму систему и подходы к ее организации. В конце концов, все проблемы сливаются в одну — создание развернутой, доступной, понятной и популярной системы бизнес-консультирования, направленной на решение различных экономических вопросов, как внутри предприятия, так вне его.
И первым шагом в этом направлении, может послужить прекращение хаотичного и непредсказуемого развития рынка. Необходимо разработать единые правила игры, которые должны выступить как константы и для заказчика и, тем более, для исполнителя. Такая стандартизация исключит случаи недобросовестного отношения к работе и, со временем, создаст нормы, отступить от которых будет невозможно.
Представляется, что в целях эффективного развития консалтинга в России нужно прежде всего создать прочную нормативно-правовую базу, регулирующую все стороны взаимоотношений консалтинговой компании и клиента и обеспечивающую в первую очередь его надежную правовую защищенность.
Большое значение имела бы также разработка и соблюдение каждой фирмой профессионального кодекса, содержащего совокупность фиксированных морально-этических норм и правил деятельности. Такой кодекс должен быть создан самими участниками с учетом специфики их деятельности, а не заимствован из зарубежного опыта.