Консалтинг в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы — рассмотрение такого важного вопроса, как влияние и значимость рынка консультационных услуг в экономике России, а также перспективы и особенности развития консалтинга в отечественной экономике.
В данной работе будут рассмотрены сущность понятия «управленческого консалтинга», цели консультирования как вида профессиональной деятельности, важнейшие функции консультирования, организация совместной работы клиента и консультанта — то, что позволяет эффективно использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы консалтинга
1.1 Сущность консалтинга в современной экономике 6
1.2 Виды консалтинга 9
1.3 Функции консалтинга в современной экономике 12
2 Роль консалтинга в современной экономике. Проблемы развития в РФ
2.1 Консалтинг в зарубежных странах 16
2.2 Преимущества и недостатки консалтинга в России 18
2.3. Пути решения проблем развития консалтинга в России 23
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

         Управленческое консультирование — один из методов развития организации. Его суть состоит в проектировании и последовательной реализации изменений, направленных на повышение эффективности работы различных подразделений компании.

          Развитие системы управления организацией предполагает анализ управленческих проблем и возможностей компании и практическое решение проблем ее функционирования и развития. Этапы управленческого консультирования:

          1. Организационная диагностика:  на этом этапе консультант использует имеющийся у него набор диагностических инструментов для того, чтобы максимально быстро и максимально системно оценить общее состояние компании;

          2. Проектирование воздействия: на этом этапе консультант разрабатывает варианты ответа на ключевые вопросы управленческого консалтинга: «Каким образом (какими способами и инструментами) воздействовать , куда направить это воздействие, насколько интенсивным это воздействие должно быть, чтобы инициировать процесс мягкого и естественного обновления и увеличить эффективность взаимодействия и системы управления»;

           3. Реализация (внедрение) изменений: здесь консультант занимается разработкой мер по минимизации сопротивления, проектированием мер по вовлечению сотрудников в процесс изменений (корпоративное обучение, коучинг, «обучение действием», совершенствование системы мотивации).

          В нашем понимании, управленческое консультирование охватывает большую часть стратегического, оперативного и кадрового консалтинга, некоторые аспекты маркетингового консультирования, а также управленческий (оперативный) учёт и бюджетирование.

          Управленческое консультирование помогает вам реформировать структуру, чтобы исправить ее недостатки или подготовить ее к решению новых, более масштабных задач.

          Виды управленческого консультирования:

        1. Экспертное управленческое консультирование: самостоятельная диагностика организационной проблемы, привлечение консультанта для разработки оптимального ее решения и самостоятельная реализация организационных изменений.

        2. Проектное управленческое консультирование: привлечение консультанта для диагностики проблемы, разработки оптимального ее решения и самостоятельная реализация организационных изменений.

         3. Процессное управленческое консультирование: временное нанимание консультанта в штат компании[1].

          В промышленно развитых странах преимущественно осуществляется процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в России пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование. Это объясняется, в первую очередь, неподготовленностью самих российских клиентов к творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит к негативным последствиям и неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом.

         Соответственно клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные и местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д.  

          1.3 Функции консалтинга в современной экономике 

          Принимая во внимание определения консалтинга, можно выделить пять основных его функций:

          1. Консультационная: данная функция связана с оказанием помощи в решении конкретных экономико-управленческих проблем во всех сферах деятельности и функциональных областях субъектов хозяйствования (область управления производством, финансами, кадрами и т.д.). Механизм оказания помощи сводится к четырем основным этапам консультационного процесса:

          а) этап выявления и анализа экономико-управленческих проблем, путем сбора информации о деятельности субъекта хозяйствования (диагностика). Этот этап позволяет не только выявить силы и факторы, создающие проблемы в организациях, но и обеспечивает детальный, точный и всесторонний анализ причин, вызвавших появление этих проблем, которые могут носить общий характер (например, изменение организационной структуры предприятия и переход к новой стратегии предпринимательства) или частный (выбор систем оценки и стимулирования инженерного труда);

          б) этап разработки предложений по решению выявленных проблем (т.е. в планирование действий). Здесь помощь субъектам хозяйствования заключается в выработке одного или нескольких решений диагностированных проблем и плана осуществления изменений по их устранению;

          в) этап, связанный с осуществлением мер по внедрению отобранных предложений в практику управления. Здесь помощь заключается в реализации запланированных мероприятий, что позволяет, в конечном итоге, избавиться от имеющихся в организации проблем;

          г) осуществление контроля за эффективностью внедренных предложений;

          2. Научная, связанная с распространением современных научных достижений и передового опыта в сфере организации управления;

          3. Исследовательская, связанная не только с решением общетеоретических проблем экономического, управленческого плана, сколько с выявлением тех факторов, тенденций и закономерностей, которые оказывают решающее воздействие на результаты работы субъектов хозяйствования;

          4. Посредническая, заключающаяся в подборе деловых партнеров как внутри страны, так и за ее пределами, а также в выявлении наиболее перспективных объектов сотрудничества для осуществления прямых инвестиций, совместных действий в области производства, сбыта продукции и т.д;

          5. Обучающая, связанная с повышением управленческой квалификации руководителей, развитием новых, передовых навыков управления путем их обучения без отрыва от трудовой деятельности в рамках конкретного консультационного проекта.

          На наш взгляд, все вышеперечисленные функции консалтинга подтверждают его чрезвычайную значимость для рыночных условий хозяйствования, особенно консультационная, которая является здесь основной, так как связана с конкретной помощью в решении экономико-управленческих проблем субъектов хозяйствования.

          Можно выделить еще несколько функций консалтинга, непосредственно связанных с сотрудничеством с конкретной фирмой, такие как: планирование, организационная работа, кадровое обеспечение, руководство.                                           Остановимся подробнее на каждой из этих функций:

           1. Планирование призвано решать, каким будет направление бизнеса в будущем, определять действия и проекты, необходимые для движения организации в этом направлении. Планирование значительно различается по степени формализации. Простой проект с несколькими рабочими заданиями и низкой затратой ресурсов потребует минимального внимания и документации. Планирование большого проекта, сложного и, возможно, рискованного, требует значительного времени и усилий. Его реализация поведёт за собой создание сложных систем коммуникации, связывающих воедино большое число менеджеров. Чтобы организация проекта была эффективной, лучше пользоваться формальными методами планирования. Коммерческие предприятия по-разному подходят к планированию и к степени его формализации как направлениям управленческой деятельности. Помимо характера и сложности проекта, значимости его видение в подходе к планированию будет определяться такими важными факторами, как стиль и культура организации, особенности управления;

            2. Организационная работа: организующая функция управления касается всей структуры бизнеса. Определяются роли, обязанности и отношения подчиненности для отдельных сотрудников и подгрупп. В стратегическом смысле это означает что создаётся рабочая группа соответствующая ее стратегии и окружающей ситуации. Структура организации диктует, каким образом она будет работать и как будет использовать возможности. Часто это называют подгонкой стратегии, структуры и процессов;

            3. Кадровое обеспечение — это функция, призванная обеспечивать наличие нужных людей. Чтобы успешно выполнять планы предприятия, они должны обладать необходимыми навыками, В современных организациях функция кадрового обеспечения часто интегрирована в более широкую функцию управления человеческими ресурсами. Ключевыми связными и обобщающими частями стратегии управления человеческими ресурсами являются набор кадров и профессиональное обучение. Дополнительно она включает в себя определение размеров оплаты, развитие карьеры и политику мотивации всех категорий персонала;

            4. Руководство: в процессе руководства людей убеждают выполнять задания, необходимые для достижения нужных для бизнеса результатов. Первоначально это относилось к управленческой функции отдавания указаний и распоряжений. Для удобства выполнения ряда функций в коллективе, нацеленном на решение серьёзных бизнес-задач различают несколько функциональных ролей или составляющих. Одной из главных ролей при этом выступает роль номинальной главы[5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

           
 
 
 

      2  Роль консалтинга  в современной                                экономике. Проблемы развития

          2.1 Консалтинг в зарубежных странах 

          В современной рыночной экономике консультационные услуги давно являются важнейшим элементом поддерживающей ее функционирование инфраструктуры. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой, причем не только в развитых, но и в так называемых развивающихся (Индия, Бразилия), не обходится без использования консультантов: экономистов, юристов, маркетологов, и т.д., индивидуальных, а чаще объединенных в консультационные фирмы.   Одним из первых профессиональных консультантов в области экономики стал основатель теории научного управления предприятия Фредерик Тейлор. Первая фирма по менеджмент консалтингу — «Служба исследований в бизнесе» была образована в 1914 г. в Чикаго, а в 20-х годах такие фирмы появились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии).

         За последние годы наблюдается очень большой рост консалтинговых услуг. Это связано с глобализацией мировой экономики. Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления о границах предприятий и о технологии производства, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров потребовало поиска новых подходов к потребителю, новых решений в сфере управления предприятием, информационных технологий и обучения персонала.

          В 2000-2001 гг., в связи с фондовыми кризисами консалтинг переживал не лучшие времена, медленно восстанавливаясь в 2003-2004 гг., к 2007 г. вышел на довольно высокий уровень, и, несмотря на мировой финансовый кризис, в 2009 году международный рынок консалтинга выходит на довольно высокие показатели.

          Самыми крупными рынками консалтинговых услуг сегодня являются  США и Европейский Союз, хорошую динамику показывают рынки азиатских стран, однако их доля на мировом рынке пока невелика.

          Согласно данным First Research, в США в 2009 году было зарегистрировано около 100 тысяч консалтинговых фирм, включая таких гигантов, как Booz Allen, IBM и Accenture. Объем рынка консалтинга в 2009 году по подсчетам First Research, составил 125 миллиардов долларов. Согласно другим оценкам, приводимым Plunkett Research, индустрия консалтинга в США (включая управленческое консультирование, технические услуги и заказные научные разработки) в 2009 г. продемонстрировала оборот в 156 млрд.долларов. Годовой рост в различных секторах консалтинга в США составил 8-12%.

          Сегодня Германия остается крупнейшим игроком на рынке консалтинговых услуг в Европе, за ней следуют Великобритания, Испания и Франция. Рейтинг Германии  оставался стабильным на протяжении последних нескольких лет и, несмотря на прогнозируемый в 2008 году небольшой спад, остался верен традициям.

     Зарубежные  консалтинговые фирмы представлены в России компаниями так называемой «большой шестерки». Необходимо осознавать, что данные компании пришли на российский рынок одними из первых, что во многом объясняет их передовые позиции в настоящий момент, а также весомый «кредит доверия» со стороны российских предприятий. Конечно, не только своевременный приход является причиной постоянного повышенного спроса  на услуги иностранцев. Западные консультанты - специалисты высочайшей квалификации, но они привыкли работать в определенной среде, решать характерные для нее проблемы.

     Интересно проанализировать взаимоотношения  фирм «большой шестерки» с российскими  фирмами.  Зачастую им предлагается то же самое (что и со стороны российской консалтинговой фирмы), но за другие деньги[4].  

Информация о работе Консалтинг в россии