Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:41, контрольная работа
В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др.
Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д. Так, философия экономической науки формирует учение о равновесии и эволюции систем командно-административной и рыночной, их структуре и инфраструктуре.
Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория» (часть 1)
Вопрос 1. Методология и методы экономической теории.
Методология основывается на методах. Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки и ее методология характеризуются тем, что исследуется, то метод — как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.
В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др.
Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д. Так, философия экономической науки формирует учение о равновесии и эволюции систем командно-административной и рыночной, их структуре и инфраструктуре.
Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метода в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Применение этого метода предполагает использование математических приемов решения экстремальных задач на минимум или максимум, решение системных ситуаций и проблем.
Развитие экономической науки в современный период предполагает использование такого метода, как сбор информации, её анализ и синтез.
Экономическая жизнь это скопление фактов, которые существуют в конкретной действительности. Поэтому данный метод связан со сбором большого количества данных. Однако, чтобы познать эти факты, необходимо от их обозрения подняться на более высокую ступень, к научному обобщению.
Один из методов, активно используемый в экономической науке, — метод восхождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного, и найти главное определяющее движение, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией.
Однако и здесь нужна оптимизац
Метод научной абстракции приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений и отыскивание главного, наиболее существенного в них. Таким образом, улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.
Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается, как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.
Определенную роль среди используемых методов общей экономической теории играет эксперимент и экономические реформы. Они занимают особое место в исследовании и требуют тщательной подготовки, расчета, обоснования, научной проработки. В общей экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического. Исторически общество развивается от простого к сложному, но развитие это не свободно от отступлений и забеганий вперед. Изучение истории помогает понять внутреннюю логику предмета, а знание внутренних структур общества придает истории научный характер. Единство исторического и логического — методологический принцип, который помогает концентрировать внимание науки на усилении аргументации, обоснованности выводов. Как в самих исследованиях, так и в логических построениях при изложении ее результата необходим постоянный взаимоконтроль: логику исследования надо постоянно контролировать историческим сопоставлением, а факты истории — располагать в логической последовательности, вытекающей из парадигмы экономической науки. Однако единство исторического и логического нужно понимать, как определенную тенденцию, достаточно свободную в своем колебании. Жесткая связь исторического и логического может породить догматическое представление о некоторых эпизодах истории или возвести формальную логику в научный аргумент.
Таковы основные методы и приемы
организации научного анализа и
поиска оптимальных решений
Вопрос 2. Становление и развитие экономической теории.
Следует различать период
предистории экономической
Возникновение. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории. Период противоречий в теории, упадок, смена. Источники развития экономических идей: Объективные потребности хозяйственной жизни. Социально-классовые конфликты и противоречия. Противоречия в развитии самой теории.
Экономическая теория выполняет следующие функции – объяснительная, прогнозтическая, методологическая, идеологическая, познавательная, практическая.
Профессор императорского Московского университета Чупров в 1892 году писал: “Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшественников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания на долю строителя редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не слагаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией или компромиссом”.
Экономическая теория –одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Первоначально взгляды на экономику воспроизводились исходя из простых представлений об экономике, свойственных натуральному хозяйству и зарождающихся товарных отношений. Главное различие между взглядами на экономику заключалось в отношениях к натуральному и денежному хозяйству.
Аристотель (384-322 гг. до н. э. ) выделил и систематизировал такие две формы – экономика и “хремастика”. Экономика по Аристотелю – это богатство как совокупность полезных вещей, а “хремастика” – богатство как накопление денег. Только “хремастика” занималась исследованием движения богатства в денежной форме. Другая линия в развитии экономических воззрений уже связывала экономические взгляды с социальной оценкой экономических действий и мер. Важное место в учениях Фомы Аквинского занимает теория “справедливого обмена”, “справедливой цены”: справедливой ценой он считал такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товаров, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория“справедливой цены”ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.
Однако древние мыслители не
создали законченных систем экономических
взглядов. Подлинное начало расцвета
экономической науки связано
с развитием“буржуазного”
Экономическое учение зрелого меркантилизма отражало требования первоначального накопления капитала на той его фазе, когда деньги, занятые во внешней торговле во все большей степени стали подчинять себе национальную экспортную промышленность и торговый капитал начал перерастать в промышленный. Лишь В. Петти провозгласил в качестве источников богатства землю и труд. “Люди и деньги отвратились от земледелия и обратились к мануфактурам по обработке шелка, хлопка, льна и иностранной шерсти …” В. Петти в увеличении населения страны видел средство роста дохода и богатства. Крупнейшим представителем меркантилизма в России был И. Т. Посошков (1652-1726гг). Огромное значение Посошков придавал купечеству. “А торг – дело великое, купечеством любое государство богатится”. Посошков требовал ограничить произвол помещиков.
Сторонник неограниченного самодержавия, но всю систему не одобрял, т. к. “в ней причины сохранения скудности”. Устранения скудности и умножение богатства в России – основная идея. Регламентация труда в промышленности и сельском хозяйстве, определение трудовых повинностей. Бережное отношение к природе. Честное отношение чиновников и судей к обязанностям.
Активная внешняя торговля на основе ремесленного производства, которая должна развиваться Деньги должны стоить “номинал”.
Налоги от дохода с земли и
промысла платят все, кроме духовенства.
Посошков являлся сторонником активного
торгового баланса.
Физиократы(Ф. Кенэ, Тюрго) источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. Основная идея физиократов(др. греч. “власть природы”) –исключительное плодородие земли и бесплодие всех остальных сфер экономики. Физиократы выдвинули идею эквивалентного обмена. Основой физио-кратической теории является определение сельского хозяйства как основы производства. “Земля есть единственный источник богатства и одно только земледелие умножает последнее”, “Из всех способов приобретения нет более достойного свободного человека, чем занятие земледелием”.
“Чистый продукт –ежедневно создаваемое богатство, которое образует доходы нации, представляет продукт, составляющий после изъятия всех издержек прибыли, извлекаемые из земельных владений. Чистый продукт служит основой всего развития. ” Кенэ делает вывод: кроме земледелия все остальные отрасли хозяйства бесплодны, ибо все сырые материалы производятся в земледелии, а в промышленности лишь обретают новую форму.
Кенэ впервые ввел и использовал понятие воспроизводства как постоянного повторения производства и сбыта.
Подлинное становление Э. Т. связано с именами А. Смита и Д. Рикардо. Адам Смит считал главным мотивом хозяйственной деятельности человека его корыстный интерес, для достижения которого человек вынужден оказывать услуги другим людям, предлагая свой труд или его продукты–так появляется разделение труда, которое способствует производительности и прогрессу общества, хотя отдельный человек не стремится к этому, заботясь только о своем интересе.
В дальнейшем в классической школе
это получило название “хомо экономикус”.
Основой экономического учения Смита
был принцип свободной
1. Ничем не стеснять мобильность
рабочей силы –отменить
2. Полная свобода торговли –
внешней и внутренней, отмена
государственного
4. Труд в промышленности, а не только в сельском хозяйстве создает стоимость и поэтому является производительным.
5. Богатство общества зависит
от двух причин: от производительности
труда и от отношения между
числом тех, кто занят
6. Деньги признаются лишь “
7. Капитал –это накопленный
запас орудий труда, сырья,
средств существования и денег.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"