Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др.
Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д. Так, философия экономической науки формирует учение о равновесии и эволюции систем командно-административной и рыночной, их структуре и инфраструктуре.

Файлы: 1 файл

Э.Т. часть 1.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Алминистративно-командная  экономика почти не нуждалась  в ценных бумагах. Ликвидация после 1917 года рынка ценных бумаг и замена экономических методов хозяйствования методами командно-административными исключили какую-либо преемственность в законотворческой деятельности. С конца 20-х годов и до конца 70-х не было принято никаких нормативных актов о ценных бумагах. Единственным документом такого рода было“Положение о простом и переводном векселе” (издан в 1937 г) Объективные и субъективные предпосылки для возрождения в стране рынка ценных бумаг начали формироваться только в конце 80-х годов.

В Российской Федерации  нормативные документы, регламентирующие деятельность на рынке ценных бумаг, начали разрабатываться в конце 1990 года (“Закон о Центральном Банке РСФСР” , “Закон о банках и банковской деятельности в РСФСР”, закон “Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР”, “Положение об акционерных обществах”). Эти нормативные документы впервые за последние 60 лет дали официальную трактовку таких понятий как акция, облигация, сертификат, ценные бумаги, опцион, а также определили порядок выплаты дивидендов и процентов. К числу основных нормативных документов рынка ценных бумаг относится закон РСФСР от 3 июля 1991 года“О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” и “Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации” , закон “О рынке ценных бумаг”. Российский фондовый рынок характеризуется следующим: 
-небольшими объемами и неликвидностью;

-неоформленностью в  макроэкономическом смысле (неизвестно  соотношение сил на фондовом  рынке);

-неразвитостью материальной  базы технологий торговли, регулятивной  и информационной структуры;

-отсутствием государственной  долгосрочной политики формирования  рынка ценных бумаг;

-высокой степенью  всех рисков, связанных с ценными  бумагами; -значительными масштабами грюднерства, т. е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;

-крайней нестабильностью  в движении курсов акций и  низкими инвестиционными качествами  ценных бумаг;

-отсутствием открытого  доступа к макро- и микроэкономической  информации о состоянии фондового рынка;

-инвесимционным кризисом;

-отсутствием крупных,  заслуживших общественное доверие  инвестиционных институтов;

-агрессивностью и  острой конкуренцией при отсутствии  традиций деловой этики; -высокой  долей спекулятивного оборота;

-расширением рынка  государственных долговых обязательств  и спроса государства на деньги, что сокращает производительные  инвестиции в ценные бумаги. Несмотря  на все отрицательные характеристики, современной Российский фондовый  рынок– это динамичный рынок.

Проблемы российского  фондового рынка заключаются  в следующем: -Преодоление негативно  влияющих внешних факторов, т. е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

-Целевая переориентация  рынка ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции–направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России:

-Улучшение качественных  характеристик рынка.

-Улучшение законодательства  и контроля за выполнением  этого законодательства. -Повышение  роли государства на фондовом  рынке.

-Проблема защиты инвесторов (создание системы защиты инвесторов  в ценные бумаги от потерь).

-Реализация принципа  открытости информации (расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специальных изданий, создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг).

Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и с созданием класса собственников. В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами, поэтому стало возможным возникновение финансовых пирамид (МММ). Было подорвано доверие вкладчиков к фондовому рынку.

Пока потенциальные  инвесторы предпочитают вкладывать средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы, в том числе в государственные ценные бумаги.

В России имеются хорошие  традиции и их необходимо вспомнить, восстановить и развивать.

Формирование рынка  ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Приватизация означает преобразование государственной собственности в собственность граждан или юридических лиц.

Сейчас в России выбрана  смешанная модель финансового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Одним из наиболее объемных является рынок государственных  долговых обязательств, включающий:

-долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения; -государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска; -долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991 года;

-внутренний валютный  облигационный займ для юридических  лиц; -казначейские обязательства. 
Рынок частных ценных бумаг:

-эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий;

-эмиссия акций и  облигаций банков;

-эмиссия акций чековых  инвестиционных фондов;

-эмиссия акций вновь  создаваемых акционерных обществ;

-облигации банков  и предприятий.

 

Вопрос 10. Каковы особенности нашего кредитного механизма по сравнению с кредитными механизмами цивилизованных стран?

Кредитный механизм –это механизм реализации собственности  на ссудный фонд, выступающий в  той или иной организационной  форме кредитных отношений, адекватных данному уровню развития производительных сил.

Ссудный фонд –это часть  централизованного денежного фонда, связанная с двумя процессами: с формированием и использованием на условиях возвратности временно свободных денежных средств.

Различают два понятия  кредитной системы: 1) совокупность кредитных отношений и методов кредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма). В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом.

В настоящее время  можно говорить лишь о переходных формах кредитного механизма в России, ориентированного на рыночные отношения. Кредитный механизм переходной экономики отличается от кредитного механизма цивилизованных стран и имеет свои особенности:

ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ. Российское кредитное хозяйство только формируется. Многие элементы, системы и структуры, которые характерны для развитых хозяйств или совсем отсутствуют, или недостаточно развиты (торговля фондовыми ценностями, вексельный, чековый обороты, ипотечные банки, клиринговые палаты).

Фондовая биржа –это специализированное учреждение для  регулярного проведения торговых операций с ценными бумагами, а также валютой и валютными ценностями. В широком смысле–это рынок ценных бумаг, действующий на основе соответствующего законодательства страны. Задача фондовой биржи–приведение в движение свободного капитала в стране, в этом и состоит важнейшее ее народнохозяйственное значение.

В СССР биржи ликвидированы  в 1930 году после произведенной национализации банков.

Вексельный кредит –кредит, открываемый банком под учет имеющихся  у клиента векселей, которые являются обеспечением ссуды банка.

В СССР вексельный кредит не применялся из-за отсутствия вексельного оборота. ( Для примера, в 1928 году около 58% выданных Латвийским банком кредитов составляли вексельные кредиты).

Также как и вексель, чек передается одним лицом другому по индоссаменту, т. е. передаточной надписи. В СССР чек должен был быть предъявлен к оплате в течение 10 дней со дня его выдачи. Обращение чеков изложено в положении о чеках, утвержденном ЦИК и СНК от 6 ноября 1929 г.

Клиринг –долговременная, регулярная система безналичных расчетов за проданные (купленные) товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на зачете взаимных требований сторон, участвующих в расчетах. Различают банковский и валютный клиринг. Развитие клиринговых расчетов, необходимость постоянного обмена платежными документами привели к созданию специальных учреждений, осуществляющих зачеты взаимных требований банков– расчетных оплат. Наиболее распространен двухсторонний клиринг. Но необходимо дальнейшее совершенствование системы многосторонних расчетов.

Ипотечный кредит предоставляется ипотечным банком под залог недвижимого имущества, оценку которого производит банк. Ипотечный кредит всегда бывает долгосрочным (от 5 до 50 лет), как правило в пределах 50-60% от оценочной стоимости заложенного имущества. Народнохозяйственное значение ипотечного кредита состоит в широком вовлечении в коммерческий оборот крупных капиталов в виде закладных листов, представляющих недвижимость, под которую выданы ссуды банка. В СССР предоставление ипотечного кредита прекращено после кредитной реформы 1930 года.

ВТОРАЯ ОСОБЕННОСТЬ  связана с различиями в материально-технических  базах кредитных систем. Россия вступает в эпоху электроники с большим  опозданием, а кредитная система  находится на стадии простой кооперации.

ТРЕТЬЯ ОСОБЕННОСТЬ  –это отсутствие нормативной базы государственного регулирования кредитной сферы. В отличие от России в цивилизованных странах кредитное дело занимает одно из ведущих мест в системе регулирования экономики.

ЧЕТВЕРТАЯ ОСОБЕННОСТЬ  заключается в отсутствии “гласности”в кредитной сфере. Сейчас формируется международный рынок ссудных капиталов, когда кредитные механизмы различных стран переплетаются, интегрируются, становятся взаимозависимыми.

Сразу после Октябрьской  революции 1917 года государство энергично  приступило к реализации идеи единого банка. Упразднены ипотечные банки: Государственный, Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк. Принят декрет“О национализации банков”, которым банковское дело объявлялось государственной монополией. Также ликвидируются общества взаимного кредита. В декабре 1918 года национализируется Московский народный (кооперативный) банк, который был слит с Народным банком республики. Одновременно ликвидируются городские общественные банки и частные земельные банки. В апреле 1919 года Совнарком прекратил деятельность функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков.

В итоге страна получила своеобразный единый банк в лице Народного  банка РСФСР, но к концу 1919 года из-за свертывания товарно-денежных отношений  в государственном секторе народного хозяйства, приведшего к резкому сужению сферы кредитования и расчетов, он практически прекратил свои операции и был упразднен Декретом СНК от 19 января 1920 года.

Основной задачей банков в период СССР была поддержка развития внешнеэкономических связей страны. Банки выполняли депозитные, кредитно-расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках.

В середине 80-х годов  стали предприниматься попытки  реорганизации банковской системы, которые в целом лишь усугубили  недостатки в работе банков. Верховным Советом СССР на союзном уровне 11 октября 1990 года приняты законы“О государственном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”. В Российской Федерации – законы “О Центральном банке РСФСР”(банке России), и “О банках и банковской деятельности в РСФСР” (2 декабря 1990 года). После распада СССР из-за изменений в политике и экономике банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в долгосрочной концепции перехода к экономике рыночного типа и демократической государственности, которым соответствует качественно иная банковская система, нежели для централизованно-планетарной экономики и тоталитарного государства. К сожалению, проект такой концепции был разработан О. И. Лаврушкиным и Я. М. Миркиным только в 1993 году. Основным принципом этой концепции являлась организация банковского дела в переходной экономике.

Эффективность кредитной  системы во многом и от размещения на территории государства.

Вначале экономических  реформ коммерческие банки вышли из-под контроля Центрального банка и сконцентрировали свою деятельность не на развитии экономики России, а на получение своей собственной выгоды. Это привело к событиям 17 августа 1998 года и вызвало необходимость реорганизации банковской системы.

Начало 1997 года ознаменовалось выходом ряда российских банков на международные рынки капиталов. Это стало возможным благодаря  нескольким политическим и экономическим  событиям: избрание на второй срок Президента Б. Н. Ельцина и получению Россией достаточно высокого рейтинга на мировых финансовых рынках и как следствие размещением правительства еврозайма на выгодных условиях. Ряд ведущих российских банков также имели международные рейтинги кредитоспособности, что позволило им привлечь кредиты иностранных партнеров на вполне приемлемых условиях, как по цене, так и по срокам их предоставления. Августовский кризис 1998 года нанес разрушительный удар прежде всего по банковской системе. Кризис так серьезно обострился вследствие оттока вкладов населения и усиления недоверия к банкам.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"