Постоянное
поддержание определенного уровня
занятости населения — сложная
проблема для любой страны, в
том числе имеющей многовековые
рыночные традиции. Считается, что
в сфере занятости рынок не
может оказывать автоматического
влияния на процесс саморегулирования.
Поэтому во всех странах рыночной
ориентации проводится политика
регулирования занятости на основе,
применения постоянных, гибких по
формам и средствам мер воздействия
на сферу занятости. Обеспечение
более полной и эффективной
занятости населения является
одной из важнейших задач любого
демократического общества.
Государственная
политика в области занятости должна
решать два основных вопроса:
во-первых, удовлетворение
потребности в рабочей силе функционирующего
инвестирующего капитала. Энергично и
прибыльно функционирующий капитал —
лучшее свидетельство эффективного использования
рабочей силы;
во-вторых, обеспечение
рабочими местами трудоспособного населения
как условие нормального существования
людей. Забота о благосостоянии населения
является традиционной функцией государства.
Политика российского
государства в области занятости осуществляется
по следующим направлениям:
- обеспечение
равных возможностей трудоустройства
всем гражданам страны независимо от пола,
национальности, возраста, социального
положения и вероисповедания;
- соблюдение
добровольности труда, свободного воле-изъявления
граждан при выборе вида занятости;
- обеспечение
социальной защиты в области занятости;
- поддержка
самостоятельности регионов при проведении
централизованных мероприятий государства
в решении проблем занятости;
- поддержка
трудовой и предпринимательской инициативы
граждан, осуществляемой в рамках законности;
- координация
деятельности в области занятости с другими
направлениями деятельности государственных
органов — экономическими и политическими,
включая социальное обеспечение, регулирование
и распределение доходов;
- поощрение
работодателей, создающих новые рабочие
места;
- обеспечение
занятости для малочисленных народов
с учетом исторически сложившихся видов
занятости;
- международное
сотрудничество в решении проблем занятости.
Государственная
политика занятости в стране направлена
не только на регулирование общих
процессов в сфере труда, но и
на осуществление их в рамках мер,
разработанных для регулирования
локальных (региональных) рынков труда.
Схожие по регионам тенденции функционирования
рынка труда определяют эффект при
едином подходе к решению проблем
занятости, особенно в расчете на
перспективу. Для каждого региона в соответствии
с особенностями рынка вообще, и рынка
труда в частности, разработаны дифференцированные
подходы к мерам регулирования, установлен
их приоритет:
1) для Центрального,
Волго-Вятского и Уральского регионов:
совершенствование
профессиональной переподготовки высвобождаемых
работников;
создание новых
рабочих мест;
поддержание
и оказание помощи в развитии процессов
самозанятости;
поощрение миграции
населения; диверсификация источников
средств финансирования региональных
программ занятости;
2) для Западно-Сибирского,
Восточно-Сибирского и Дальневосточного
регионов:
оценка перспектив
занятости в базовых отраслях регионов;
поддержка диверсификации производства
на основе более полного использования
богатых ресурсов регионов;
поддержка традиционных
видов занятости коренного населения;
расширение спектра
профессий и специальностей при подготовке
и переподготовке кадров;
образовательное
и финансовое содействие развитию самозанятости
и мелкому бизнесу;
3) для Поволжского,
Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского
регионов:
углубление агропромышленного
профиля подготовки и переподготовки
работников;
содействие развитию
самозанятости населения;
активное содействие
усилению агропромышленной специализации
регионов;
создание новых
рабочих мест, особенно в сфере услуг.
Государственная
политика регулирования занятости в различных
странах выработала различные подходы
к решению проблемы. Например, в Германии
принят закон о содействии занятости,
предусматривающий оказание помощи во
временной занятости пожилым людям и инвалидам,
По закону фирме, нанимающей работников
старше 50 лет, предоставляются займы и
субсидии, направляемые в дальнейшем на
доплаты этим работникам. Подобный подход
применяется и по отношению к молодежи,
В США государство полностью освобождает
от налогов те средства, которые направляются
фирмой на обучение молодежи. Кроме того,
предприятия, где организована подготовка
лиц в целях их дальнейшего использования
для собственных нужд, полностью или частично
освобождаются от уплаты взносов в фонд
социального страхования. В Великобритании
работники государственных служб занятости
заблаговременно посещают предприятия,
подлежащие серьезной реорганизации,
с целью выявления требуемой переориентации
работников. Во Франции действует национальная
ассоциация профессиональной подготовки
для решения проблем переориентации. Услугами
этой ассоциации могут воспользоваться
предприниматели, заключившие с ней контракт.
В Дании для лиц, не имеющих работу более
полугода, составляются индивидуальные
планы поиска работы и подготовки к ней.
При проведении
государственной политики занятости все
большее значение приобретают конвенции
и рекомендации Международной организации
труда (МОТ). Разрабатываются различные
конвенции в области труда и его оплаты
на основе применения современных правил
и подходов. Международная организация
труда была создана в 1919 г. с целью содействия
общественному прогрессу, повышения благосостояния
населения, улучшения условий труда и
защиты прав человека на основе установления
и поддержания эволюционным путем социального
мира между различными слоями общества.
Для достижения
этих целей МОТ решает следующие задачи:
- разрабатывает
согласованную политику и программы, направленные
на решение социально-трудовых проблем;
- разрабатывает
и принимает международные трудовые нормы
в виде конвенций и рекомендаций для реализации
принятой политики;
- помогает
странам-участницам в решении проблем
занятости и сокращения безработицы;
- защищает
права человека, в частности на труд и
на объединения, защищает человека от
принудительного труда, дискриминации
и т.п.;
- организует
и ведет борьбу с бедностью, за улучшение
жизненных условий трудящихся, развитие
социального обеспечения;
- разрабатывает
программы в области улучшения условий
труда и производственной среды, техники
безопасности и гигиены труда, охраны
и восстановления окружающей среды;
- содействует
организациям трудящихся и предпринимателей
в их работе совместно с правительством
по регулированию социально-трудовых
отношений;
- разрабатывает
меры по защите наиболее уязвимых групп
трудящихся — женщин, молодежи, пожилых
людей, трудящихся-мигрантов.
Деятельность
МОТ ведется как на макро-, так
и на микроэкономическом уровне. Меры
макроэкономического характера
охватывают область минимальной
заработной платы, уровень жизни
работников, инфляционные процессы. Меры
микроэкономического характера
охватывают область переобучения, создания
системы непрерывного образования
и др.
Результатом
работы МОТ являются конвенции и рекомендации,
которые применяют правительства многих
стран, заботящихся о собственном авторитете.
Конвенция МОТ — это международный договор,
который должен быть ратифицирован и соблюдаться
государствами-членами. Рекомендация
МОТ представляет собой ориентир для отдельного
государства в выработке политики, разработке
национального законодательства и практических
мер в социально-трудовой сфере. Разработками
МОТ могут пользоваться как правительственные
структуры, так и представители организаций
трудящихся и предпринимателей.
В настоящее время
МОТ стала, по существу, международным
координатором работ по организации труда,
ведутся работы в области охраны, гигиены
труда и производственной среды. В вопросах
заработной платы МОТ не ставит своей
целью унификацию подходов. Главное —
достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей
удовлетворительные условия жизни и признание
принципа равенства вознаграждения за
равный труд. Уделяется внимание индексации
заработной платы, оценке и оплате труда
по результатам. |