Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: определить понятие коррупции, рассмотреть её виды и функции; рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления; представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Коррупция: понятие, виды и функции………………………………………......5
1.1. Понятие и виды коррупции . . . . . … . . .. .. . .. . . . . . . . . ………….…….5
1.2. Функции коррупции…………………………….…..... . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………….….......11
2.Экономические теории коррупции
2.1. Коррупция в доиндустриальных цивилизациях
2.2. Коррупция как система теневого лоббизма.
2.3. Институциональная коррупция в советской и постсоветской России
3. Стратегии предотвращения коррупции…………………….............................17
2.1. Методы борьбы с коррупцией в России…….……………………….....17
2.2. Зарубежный опыт преодоления коррупции…………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………...…32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…3

1. Коррупция: понятие, виды и функции………………………………………......5

1.1. Понятие и виды коррупции . . . . . … . . .. .. . .. . . . . . . . . ………….…….5

1.2. Функции коррупции…………………………….…..... . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.3. Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………….….......11

2.Экономические теории коррупции

2.1. Коррупция в доиндустриальных цивилизациях

2.2. Коррупция как система теневого лоббизма.

2.3. Институциональная коррупция в советской и постсоветской России

 3. Стратегии предотвращения коррупции…………………….............................17

2.1.  Методы борьбы с коррупцией в России…….……………………….....17

2.2. Зарубежный опыт преодоления коррупции…………………………….20

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………...…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически  во всех странах мира. При этом меры, предлагаемые учеными и политиками, в решении данной проблемы можно  разделить на две группы: «карательные» и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних выражений коррупции, а потому лишены многих недостатков, присущих «методу войны».

Поскольку коррупция  в целом, равно как и коррупция  при управлении государственными и  муниципальными ресурсами, является сложным системным явлением, то действия по борьбе с коррупцией должны иметь системный характер. В настоящее время в России и в мире разрабатываются различные стратегии предотвращения коррупции.

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: определить понятие коррупции, рассмотреть её виды и функции; рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления; представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

1. Коррупция: понятие, виды и функции

1.1. Понятие и виды коррупции

Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В справочном документе ООН о  международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях"[1]

Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение  по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Рабочее определение междисциплинарной  группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое  другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В докладе, подготовленном Советом  по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что под  коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Согласно ст. 1 ФЗ № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", коррупция - злоупотребление служебным  положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.[2]

Российская юридическая  энциклопедия 2003 года, так дает определение  государственной коррупции: "использование  государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной  власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях".[3]

Многообразие точек  зрения на определение коррупции  свидетельствует о сложности  этого явления и требует более  глубокого и всестороннего его  изучения.

Теоретически возникновение  и существование коррупции становится возможным с момента обособления  функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.

Исходя из этого, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

Субъектами коррупционных  отношений выступают с одной  стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции  могут являться практически все  установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих  субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и  политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Поскольку формы злоупотреблений  служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные  виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

- государственная коррупция  (коррупция госчиновников); - коммерческая  коррупция (коррупция менеджеров  фирм); - политическая коррупция (коррупция  политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного  лица; - подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от  субъекта коррупции, являющегося  взяткодателем:

- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

- предпринимательская  взятка (со стороны легальной  фирмы); - криминальный подкуп (со  стороны криминальных предпринимателей  – например, наркомафии).

4) В зависимости от  формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

- денежные взятки; - обмен  услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от  степени централизации коррупционных  отношений:

- децентрализованная  коррупция (каждый взяткодатель  действует по собственной инициативе); - централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); - централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

- низовая коррупция  (в низшем и в среднем эшелонах  власти); - верхушечная коррупция  (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере  мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

- эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная)  коррупция; - клептократия (коррупция  как неотъемлемый компонент властных  отношений)

 

 

1.2. Экономические  реформы 1990-х годов

Экономические реформы 1990-х годов преследовали две цели — макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием — переходом от плановой к рыночной экономике. Для перехода к рыночной экономике в России необходимо было практически с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное развитие экономики. Открытие внутреннего рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций было также очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева в середине и конце 1980-х годов не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство Б.Н. Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными.

В октябре 1991 года, за два  месяца до официального распада СССР и два месяца после августовского путча, Ельцин и его соратники, включая Е.Т. Гайдара, приступили к осуществлению программы радикальных экономических реформ. Верховный совет РСФСР поддержал президента в осуществлении данной программы, которая была рассчитана на один год.

Программа макроэкономической стабилизации предусматривала проведение большого количества мероприятий для достижения экономической стабильности в стране. Правительство существенно ограничивало государственные расходы, сосредотачивая усилия исключительно на

реализации национальных проектов, обороне, и субсидиях организациям и частным лицам. Программа была направлена на уменьшение дефицита государственного бюджета с 20% ВВП в 1991 году до 9% ВВП ко второй половине 1992 года и 3% к 1993 году. 1 Правительство ввело новые налоги, и обновило систему сбора налогов, чтобы увеличить государственные доходы. В

 

денежно-кредитной сфере, экономическая программа требовала, чтобы Центральный Банк России урезал субсидируемые кредиты предприятиям в целях ограничения роста денежной массы. Программа правительства была направлена на сокращение темпов инфляции от 12% за месяц в 1991 году до 3% за месяц в середине 1993 года.2

Сразу после ликвидации Советского Союза было объявлено, что  правительство отменяет государственное  регулирование цен на 90% товаров широкого потребления и 80% из промежуточных товаров. Тем не менее, государственный контроль сохранился в отношении цен на электроэнергию и главные продовольственные товары, такие как хлеб, сахар, водка и молочная

продукция. Эти меры должны были восстановить баланс между производством и потреблением, которого недоставало при плановой экономике. 
Чтобы поощрять развитие частного сектора, фундаментальные изменения были сделаны в налоговой системе, включая введение налога (ЧАН) на добавленную стоимость 28% на большинство сделок, прогрессивного налога на прибыль, и налога на доход от бизнеса; изменения произошли в системе импортных и экспортных пошлин; новые налоги на внутреннее потребление электроэнергии поощряли ее сохранение (необходимый шаг, потому что цены на электроэнергию все еще находились под контролем государства); и новые экспортные пошлины на нефть и природный газ были введены для того, чтобы уменьшить разницу между субсидируемыми местными ценами и мировыми ценами и, чтобы предотвратить дефицит энергоресурсов. Для рубля был установлен рыночный обменный курс, который в последствии позволил отечественной валюте стать конвертируемой. Много ограничений на внешнюю

торговлю и инвестиции также были сняты в целях обеспечения  перехода экономики России на мировые цены.

Информация о работе Коррупция