Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: определить понятие коррупции, рассмотреть её виды и функции; рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления; представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Коррупция: понятие, виды и функции………………………………………......5
1.1. Понятие и виды коррупции . . . . . … . . .. .. . .. . . . . . . . . ………….…….5
1.2. Функции коррупции…………………………….…..... . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………….….......11
2.Экономические теории коррупции
2.1. Коррупция в доиндустриальных цивилизациях
2.2. Коррупция как система теневого лоббизма.
2.3. Институциональная коррупция в советской и постсоветской России
3. Стратегии предотвращения коррупции…………………….............................17
2.1. Методы борьбы с коррупцией в России…….……………………….....17
2.2. Зарубежный опыт преодоления коррупции…………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………...…32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации.

Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов.

В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

Первая из этих задач  решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций. В условиях «идеального» рынка она могла бы гипотетически  реализовываться и без участия  государства. Но современный рынок не может функционировать без государственной экономики. Для достижения устойчивого социально ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба. Это подразумевает адекватное конструирование и совершенствование государственных институтов, воздействующих на экономические интересы субъектов хозяйствования. Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. Сегодня экономическая политика в стране, равнозначной России, непременно должна быть инновационно ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.

 

Вторая задача – трансформация экономической системы страны. В определенном смысле ее можно расценивать как иное выражение первой. Она по определению подразумевает, что в ходе своей трансформации, система достигает высокой хозяйственной и социальной результативности, ориентированной на устойчивый экономический рост. Трансформация экономической системы страны, имея в виду создание современной и высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются сложными параметрами и требуют особого контроля со стороны государства. Решающее значение в этом блоке задач имеет формирование необходимых для высокоэффективной экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы государственного управления.

Третья задача – внешнеэкономическая. Она связана с поддержкой государством самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощным давлением интересов транснационального капитала. Но ТНК и международный капитал по-своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы групп стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной. Но Россия слишком долгое время жила в условиях государственной монополии на внешнеэкономические связи и их относительной ограниченности в сравнении с масштабами внутренней экономики. Теперь же в условиях почти полной открытости российской экономики глобальному миру внешнеэкономические аспекты государственного регулирования обретают

 

 

 

стратегическое значение. Они связаны с преодолением многих потенциальных угроз для национальной безопасности. 

Перечисленные три главные  задачи государственного регулирования  тесно переплетены и дополняют  друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Регулирование  реального сектора экономики

Предприятия реального  сектора являются неотъемлемым звеном российской экономики. Однако экономический кризис 2008-2009гг. стал самым сильным потрясением для реального сектора России с начала 90-х годов. Индекс  промышленного производства за 2009 год составил 90% и по сравнению с 2008 годом снизился на 11% (Рис. 2).

Рис. 2. Темпы роста промышленного производства по отдельным видам экономической деятельности за 2009 год (в % к 2008 году), где:

 

1 – Добыча полезных ископаемых

2 – Обрабатывающие производства

3 – Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

 

Снижение выпуска в  обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте составило от 10% до 15% по итогам 2009 г.

Меры государственной поддержки реального сектора экономики в условиях кризиса проводились в несколько этапов. Основной целью антикризисных мер первого этапа стало смягчение последствий кризиса и финансовая поддержка реального сектора. Однако восстановление экономики не значит преобразование сырьевой модели экономики, уход от которой был обозначен как приоритет докризисного развития. Второй этап антикризсиных мер, принятых  на 2010 г. был направлен на усиление процессов модернизации экономики и развитие

 

 

технологического потенциала страны. Модернизация осталась приоритетным курсом развития и поддержки реального сектора экономики.

Основными направлениями  поддержки предприятий реального  сектора стали: расширение доступа  к финансовым ресурсам, снижение нагрузки на бизнес, стимулирование рынка труда, стимулирование внутреннего совокупного спроса, поддержка малого и среднего предпринимательства. Для этого были задействованы инструменты промышленной и общеэкономической политики, включая инструменты монетарного, бюджетного, налогового, таможенного, тарифного, инвестиционного регулирования экономики.

Однако существует ряд значительных недостатков, которые препятствуют процессам модернизации и развитию инновационных процессах в отраслях реальной экономики. Перечислим эти недостатки:

По направлениям реализации мер:

- Ограниченное количество мер по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, и развитию конкурентной среды

- В «анктиризисномм пакете» не предусмотрены меры по привлечению инстранных инвесторов как одного из ключевых источников  роста релаьного сектора

- Нехватка мер и ограниченное финансирование, направленное на развитие науки и  человеческого капитала

- Практически отсутсвие мер, направленных на повышение энергоэффективности и разработки энергосберегающих технологий

- Ограниченное число отраслей, получивших государственную поддержку. Многие отрасли – химическая промышленность, металлургия, большинство отраслей обрабтывающей и легкой промышленности не стали выгодоприобретателями государственной помощи

- Не определены иточники финансирования модернизационных мероприятий

 

 

 

 

- Нет мероприятий в рамках антикризисной программы по поддержке и развитию новых отраслей

- Ограниченное финансирование инфрастуктурных проектов

По бенифициарам: основными получателями государственной поддержки стали крупные системообразующие предприятия. Средний бизнес оказался в большей степени вне поля дейстия антикризисной политики

По приоритетам: фактически основным приоритетом регулирования реалного сектора стали  поддержка крупного бизнеса и стимулирование совокупного спроса, а не модернизация экономики

Риски: неэффективное администрирование, недостаточность прозрачности результатов, коррупция и лоббирование интересов крупного бизнеса в ущерб другим экономическим субъектам

В соответствии с проведенным  анализом, можно выделить следующие  основные направления повышения  государственного регулирования реального  сектора, необходимые для акселерации модернизации реального сектора и стимулирования инновационного потенциала, а именно:

- Обеспечение доступности государственной финансовой поддержки для средних         предприятий

- Увеличение мер по стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции

- Расширение списка приоритетных отраслей, получающих государственную поддержку

- Повышение конкурентной среды

- Разработка мер по привлечению иностранного капитала как центрального источника финансирования предприятий реального сектора

- Увеличение ассигнований на развитие науки и человеческого капитала как ключевых источников долгосрочного роста и улучшения производственных факторов

 

 

 

- Разработка и внедрение программ повышения энергоэффективности и финансирование НИР по созданию энергосберегающих технологий

- Обеспечение экономических условий и государственной поддержки создания новых инновационных отраслей

- Разработка целевых мер по модернизации экономики и определения источников их финансирования

- Расширение использования инструментов общеэкономической политики для улучшения конъюнктуры и условий хозяйствования взамен селективных мер, отвечающих приоритетам крупного бизнеса

- Обеспечение мониторинга и прозрачности реализуемых мероприятий

Таким образом, для повышения эффективности государственного управления реальным сектором экономики и стимулирования процессов модернизации в секторе необходимо изменение ключевых направлений поддержки и приоритетов развития реального сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Бюджетное  регулирование экономики страны

В условиях неполной завершенности  рыночной трансформации России, её государственный бюджет отражает особенности переходной экономики. Но в целом он уже представляет новый тип бюджета и новую, рыночную по своему характеру систему финансовых взаимоотношений государства и предприятий, основу которых составляют налоги.

Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваются собственными источниками доходов и правом определения направлений их расходования.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства. Ее стратегические и краткосрочные ориентиры определяются Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации5.

В последние годы удалось  существенно приблизиться к бездефицитности  бюджета, резко сократить эмиссионное  финансирование дефицита, смягчить остроту погашения государственного долга. Это позволяет решать новые сложные задачи бюджетной политики уже в среднесрочной перспективе, такие, как:

• создание эффективной  системы управления государственными финансами и межбюджетных отношений;

• упорядочение государственных  финансовых обязательств;

• снижение налоговой нагрузки на реальный сектор;

• уменьшение зависимости  доходов от конъюнктуры мировых цен;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики.

 

 

Федеральный бюджет выражает денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения

национального дохода для формирования централизованного (федерального) фонда финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Он имеет жесткую конструкцию, обеспечивающую сбалансированное расходование средств.

Регулирующее влияние  на экономику оказывают механизм формирования доходной и расходной  частей, размеры бюджетного дефицита. Источниками доходов являются: налоги и сборы; пошлины за услуги государственных органов; торговля оружием, драгоценными металлами и камнями; отвод и аренда земель, лесов; сдача в концессию недр; продажа и аренда государственного имущества; выпуск ценных бумаг; проценты по кредитам предприятиям и др.

Налоговая политика продиктована сложившимися обстоятельствами, она далека от того, какой была в прежней экономике, но еще и не такая, как в развитых странах. В сложной ситуации государство при формировании бюджета стремится обеспечить как можно больше налоговых поступлений. Доля налогов в доходах бюджета составляет более 80%. Это выше, чем даже в странах с кейнсианской моделью государственного регулирования экономики. Налоговое изъятие (с учетом отчислений в социальные фонды) увеличилось с 16% к ВВП в 1990 г. до почти 30% — это уровень США, Японии и ряда других стран. Однако поскольку многие предприятия имеют льготы, бремя плательщиков повышается до 40% к ВВП.6

Вводимый налоговый  кодекс призван уменьшить фискальную направленность налоговой системы, укрепить налогооблагаемую базу, более справедливо распределить налоговое бремя.

Основным принципом  расходов является целевое использование бюджетных средств. Приоритетом служит удовлетворение коллективных потребностей: структурная, инвестиционная политика, обеспечение внутренней

 

и внешней безопасности, воспроизводство научного потенциала, образование, здравоохранение.

Федеральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение бюджетной, налоговой, валютной политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов, является Министерство финансов Российской Федерации.

В области государственного регулирования экономики Министерство финансов разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета России, а также исполняет федеральный бюджет, проводит с участием Банка России политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, разрабатывает и реализует политику формирования структуры государственных заимствований и выполняет другие функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Антимонопольная  политика

Монополизация рынков –  объективная экономическая тенденция, возникающая в недрах товарного  производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей. Она  имеет отрицательные последствия  для удовлетворения потребностей общества. Цель монополий – ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счёт потребителей. Поэтому, во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство.

Основы антимонопольной политики России закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики.

Информация о работе Коррупция