Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: определить понятие коррупции, рассмотреть её виды и функции; рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления; представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Коррупция: понятие, виды и функции………………………………………......5
1.1. Понятие и виды коррупции . . . . . … . . .. .. . .. . . . . . . . . ………….…….5
1.2. Функции коррупции…………………………….…..... . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………….….......11
2.Экономические теории коррупции
2.1. Коррупция в доиндустриальных цивилизациях
2.2. Коррупция как система теневого лоббизма.
2.3. Институциональная коррупция в советской и постсоветской России
3. Стратегии предотвращения коррупции…………………….............................17
2.1. Методы борьбы с коррупцией в России…….……………………….....17
2.2. Зарубежный опыт преодоления коррупции…………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………...…32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2004 г. произошло  коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции.

Основные задачи и  цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся7:

• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный  орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в законе:

• направляет в Правительство  Российской Федерации предложения  по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его  применения, заключения о проектах законов и других нормативных  актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

•дает рекомендации федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

• разрабатывает и  осуществляет меры по демонополизации  производства и обращения;

• контролирует соблюдение антимонопольных требований при  создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Наиболее действенным  фактором развития конкуренции является увеличение на рынке числа поставщиков. Эта задача решается применением комплекса мер при соблюдении соответствующих условий (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1.

Регулирование количества поставщиков на товарном рынке8

Методы увеличения количества

поставщиков

Условия применимости методов  увеличения

количества поставщиков

- развитие предпринимательства в

целях демонополизации рынков в

соответствии с приоритетами политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках;

- создание конкурирующих производств путем нового строительства;

- диверсификация (перепрофилирование) и конверсия;

- выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих взаимозаменяемую продукцию;

- выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих невзаимозаменяемую продукцию,

выделение отдельных участков, цехов по инициативе трудового коллектива в процессе приватизации либо путем принудительного разделения хозяйствующих субъектов;

- импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья;

- снижение правовых, организационных и экономических барьеров, препятствующих вхождению новых хозяйствующих субъектов на рынок, в том числе мировой.

- наличие платежеспособного спроса на продукцию при проведении селективной экономической политики (налоговые льготы, дотации, льготное кредитование на период становления малых предприятий);

- в случае экономической целесообразности нового строительства, наличия производственных ресурсов

и инвесторов;

- если предприятия не имеют сбыта продукции;

- наличие возможности технологического, организационного, территориального обособления предприятий. При разграничении сфер деятельности

предприятий в рамках товарной специализации. Наличие доступа к ресурсам, в том числе кредитам и рынкам сбыта;

- при возможности технологического, организационного и территориального обособления предприятий, структурных подразделений, структурных единиц. Возможность разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений, структурных единиц в рамках товарной специализации. Если такое выделение способствует развитию конкуренции. Наличие доступа к ресурсам,

в том числе к кредитам, и рынкам сбыта

для обособляющихся хозяйствующих  субъектов;

- при дефиците или высоком спросе и недостаточной конкуренции на внутреннем рынке;

- при низких таможенных барьерах на ввоз товаров;

- наличие нормативно - правового, экономического, информационного обеспечения импорта.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной курсовой работы я постаралась выяснить, какова же роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики в России. Проанализировав экономическую ситуацию в стране в период её становления и на современном этапе, можно сделать ряд выводов:

 - Россия, находясь на пути к становлению рыночной экономики, претерпела ряд кризисов, вызванных реформами 1990-х годов.

- Экономические преобразования  в России конца XX века, призванные модернизировать экономику и сократить её отставание от передовых стран, привели к полнейшей деиндустриализации и падению жизненного уровня населения в целом.

- Приватизация в РФ  способствовала формированию новой  классовой структуры общества  – класса частных собственников  и наемных рабочих, становлению  акционерного сектора экономики, рынка ценных бумаг, системы финансовых структур, а также являлась стимулом к привлечению иностранных инвесторов.

- Государство, обеспечивая  благоприятную среду для формирования  и развития современного предпринимательства,  способствует развитию конкурентной среды и эффективности производства, что в свою очередь влияет на рост и развитие экономики России.

- Становление рыночной  экономики невозможно без регулирования  её государством, которое решает  в ходе своей деятельности  масштабные задачи, тесно переплетенные  и дополняющие друг друга.

- Предприятия реального  сектора являются неотъемлемым звеном российской экономики. Именно поэтому государство проводит политику усиления процессов её модернизации и развития технологического потенциала страны, стараясь исключить значительные недостатки, препятствующие ей.

- В результате проведения  бюджетной политики государству  удалось существенно приблизиться  к бездефицитности бюджета, резко  сократить 

 

 

эмиссионное финансирование дефицита, а также смягчить остроту погашения государственного долга.

- Антимонопольный орган  РФ активно регулирует конкуренцию  в различных сферах национальной  экономики: создает условия для  ее развития, а также вырабатывает  единую государственную политику  поддержки конкуренции.

Полученные в ходе исследования выводы говорят о том, что становление рыночной экономики не может проходить без участия в ней государства, как субъекта рыночных отношений, а также как регулирующего и управляющего органа.

Результаты данного  анализа можно будет использовать во всех областях науки, касающихся рыночной экономики, ведь изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. «Бюджетный кодекс РФ» от 31. 07.1998 №145 ФЗ
  2. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 ФЗ
  3. Каспин, В.И. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: справочник / В.И. Каспин, И.А. Острина – М.:Финансы и статистика, 1992. – 96 с.
  4. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 1999. – 368 с.
  5. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 448 с.
  6. Албегова, И. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / И. Албегова, Р. Емцов, А. Холопов. – М.: Дело и Сервис, 1998. – 264 с.
  7. Долан, Э.Д. Макроэкономика: учебник / Э.Д.Долан, Д.Е.Линдсей. – СПб.: Литера плюс, 1994. – 402 с.
  8. Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / В.И. Кушлин. – М.:РАГС, 2005. – 834 с.
  9. Линвуд, Г. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Г.Линвуд. – СПб.: Питер, 1997. – 352 с.
  10. Смит, А.Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 1962. - 572 с.
  11. Толмачева, Р.П. Экономическая история: учебник 2-е изд., испр. и доп. / Р.П. Толмачева. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. – 604 с.
  12. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт, 1999. – 384 с.
  13. Капканщиков, Г.П. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для студентов гуманитарного факультета / Г.П. Капканщиков, С.Г. Капканщиков. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – 164 с.
  14. Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурыев, В.Ф. Тихонов и др. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 255 с.
  15. Устинов, И.Ю. Макроэкономика: учебное пособие / И.Ю. Устинов. – Воронеж: ВАИУ, 2010. – 171 с.
  16. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. — М.:МГУ, 1995.— 410 с.
  17. Михайлов, А.Ю. Приватизация в России: мифы и реальность // Всероссийский экономический журнал. – 2011. № 6
  18. Об итогах приватизации в РФ и основных направлениях ее дальнейшего поведения // Российский экономический журнал. – 1999. № 2
  19. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. – 2004. №6
  20. www.bibliotekar.ru  - «Электронная библиотека»
  21. www.ereport.ru – «Мировая экономика»
  22. www.economics.wideworld.ru – «Экономика»
  23. www.finansy.ru – «Экономика и финансы: публикации, статьи, обзоры»
  24. www.ibl.ru – «Институт бизнеса и права»
  25. www.iet.ru -  «Институт экономики переходного периода»

1 http://www.ereport.ru – сайт «Мировая Экономика»

2 http://www.ereport.ru – сайт «Мировая Экономика»

3 Кушлин В. И.Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2005. – 834 с.

4 Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997  №4(11).

5 «Бюджетный кодекс РФ» от 31. 07.1998 №145 ФЗ

6 http://bibliotekar.ru – электронная библиотека

7 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 ФЗ № 948-1

8 Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 255 с.


Информация о работе Коррупция