Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: определить понятие коррупции, рассмотреть её виды и функции; рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления; представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Коррупция: понятие, виды и функции………………………………………......5
1.1. Понятие и виды коррупции . . . . . … . . .. .. . .. . . . . . . . . ………….…….5
1.2. Функции коррупции…………………………….…..... . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………….….......11
2.Экономические теории коррупции
2.1. Коррупция в доиндустриальных цивилизациях
2.2. Коррупция как система теневого лоббизма.
2.3. Институциональная коррупция в советской и постсоветской России
3. Стратегии предотвращения коррупции…………………….............................17
2.1. Методы борьбы с коррупцией в России…….……………………….....17
2.2. Зарубежный опыт преодоления коррупции…………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………...…32
Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции.
Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся7:
• содействие формированию
рыночных отношений на основе развития
конкуренции и предпринимательс
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный
орган выполняет следующие
• направляет в Правительство
Российской Федерации предложения
по вопросам совершенствования
•дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
• разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
• контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
Наиболее действенным фактором развития конкуренции является увеличение на рынке числа поставщиков. Эта задача решается применением комплекса мер при соблюдении соответствующих условий (Таблица 2.1).
Таблица 2.1.
Регулирование количества поставщиков на товарном рынке8
Методы увеличения количества поставщиков |
Условия применимости методов увеличения количества поставщиков |
- развитие предпринимательства в целях демонополизации рынков в соответствии с приоритетами политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках; - создание конкурирующих производств путем нового строительства; - диверсификация (перепрофилирование) и конверсия; - выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих взаимозаменяемую продукцию; - выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих невзаимозаменяемую продукцию, выделение отдельных участков, цехов по инициативе трудового коллектива в процессе приватизации либо путем принудительного разделения хозяйствующих субъектов; - импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья; - снижение правовых, организационных и экономических барьеров, препятствующих вхождению новых хозяйствующих субъектов на рынок, в том числе мировой. |
- наличие платежеспособного спроса на продукцию при проведении селективной экономической политики (налоговые льготы, дотации, льготное кредитование на период становления малых предприятий); - в случае экономической целесообразности нового строительства, наличия производственных ресурсов и инвесторов; - если предприятия не имеют сбыта продукции; - наличие возможности технологического, организационного, территориального обособления предприятий. При разграничении сфер деятельности предприятий в рамках товарной специализации. Наличие доступа к ресурсам, в том числе кредитам и рынкам сбыта; - при возможности технологического, организационного и территориального обособления предприятий, структурных подразделений, структурных единиц. Возможность разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений, структурных единиц в рамках товарной специализации. Если такое выделение способствует развитию конкуренции. Наличие доступа к ресурсам, в том числе к кредитам, и рынкам сбыта для обособляющихся хозяйствующих субъектов; - при дефиците или высоком спросе и недостаточной конкуренции на внутреннем рынке; - при низких таможенных барьерах на ввоз товаров; - наличие нормативно - правового, экономического, информационного обеспечения импорта. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной курсовой работы я постаралась выяснить, какова же роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики в России. Проанализировав экономическую ситуацию в стране в период её становления и на современном этапе, можно сделать ряд выводов:
- Россия, находясь на пути к становлению рыночной экономики, претерпела ряд кризисов, вызванных реформами 1990-х годов.
- Экономические преобразования в России конца XX века, призванные модернизировать экономику и сократить её отставание от передовых стран, привели к полнейшей деиндустриализации и падению жизненного уровня населения в целом.
- Приватизация в РФ
способствовала формированию
- Государство, обеспечивая
благоприятную среду для
- Становление рыночной
экономики невозможно без
- Предприятия реального сектора являются неотъемлемым звеном российской экономики. Именно поэтому государство проводит политику усиления процессов её модернизации и развития технологического потенциала страны, стараясь исключить значительные недостатки, препятствующие ей.
- В результате проведения
бюджетной политики
эмиссионное финансирование дефицита, а также смягчить остроту погашения государственного долга.
- Антимонопольный орган
РФ активно регулирует
Полученные в ходе исследования выводы говорят о том, что становление рыночной экономики не может проходить без участия в ней государства, как субъекта рыночных отношений, а также как регулирующего и управляющего органа.
Результаты данного
анализа можно будет использова
Список литературы
1 http://www.ereport.ru – сайт «Мировая Экономика»
2 http://www.ereport.ru – сайт «Мировая Экономика»
3 Кушлин В. И.Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2005. – 834 с.
4 Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11).
5 «Бюджетный кодекс РФ» от 31. 07.1998 №145 ФЗ
6 http://bibliotekar.ru – электронная библиотека
7 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 ФЗ № 948-1
8 Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 255 с.