Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: определить понятие коррупции, рассмотреть её виды и функции; рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления; представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Коррупция: понятие, виды и функции………………………………………......5
1.1. Понятие и виды коррупции . . . . . … . . .. .. . .. . . . . . . . . ………….…….5
1.2. Функции коррупции…………………………….…..... . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………….….......11
2.Экономические теории коррупции
2.1. Коррупция в доиндустриальных цивилизациях
2.2. Коррупция как система теневого лоббизма.
2.3. Институциональная коррупция в советской и постсоветской России
3. Стратегии предотвращения коррупции…………………….............................17
2.1. Методы борьбы с коррупцией в России…….……………………….....17
2.2. Зарубежный опыт преодоления коррупции…………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………...…32
В 1992 году, в первый год экономических реформ, розничные цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992
года, шаг, который привел к повышению средних
цен на 245% только в течение января. К 1993
года годовая инфляция снизилась до 240%,
однако оставалась все еще очень высокой.
В 1994 году темпы инфляции составили 224%.
В 1995 году темпы инфляции успешно сдерживались
поддержанием жесткой денежно-кредитной
политики и посредством принятия относительно
строгого бюджета. Поэтому, ежемесячный
темп инфляции держал фактически устойчиво
ниже 5% в последнем квартале 2005 года. Для
первой половины 1996 года, темпы инфляции
составили 16.5%. Однако, эксперты тогда
отмечали, что контролю инфляции помогли
систематические задержки заработной
платы работникам на государственных
предприятиях.
Основным симптомом
российской макроэкономической неустойчивости
было резкое колебание обменного
курса рубля. С июля 1992 года, с того момента когда рубль
уже мог быть юридически обменян на доллары
Соединенных Штатов, к октябрю 1995 года,
курс рубля к доллару, вырос со 144 рублей
за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар.
До июля 1992 года, курс рубля был установлен
искусственно на чрезвычайно переоцененном
уровне. Но быстрые изменения в реальной
стоимости рубля привели к макроэкономической
неустойчивости. Самый яркий пример такого
колебания - "черный вторник" (октябрь
1994 года) когда рубль упал за день на 27%
по отношению к доллару.
В июле 1995 года, Центральный Банк объявил
о своем намерении поддерживать рубль
в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар
до октября 1995 года, однако позже период
поддержки был расширен до июня 1996 года.
В результате такой политики, правительство
смогло защитить рубль и курс рубля стабилизировался.
Однако в мае 1996 года, был введен плавающий
обменный
курс рубля для того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар.
1.3. Приватизация в РФ: этапы, цели, результаты
Приватизация в России прошла в два этапа. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом:
1) этап чековой приватизации – с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.;
2) этап денежной приватизации – с 1 июля 1994 г. по настоящее время.
Первый этап приватизации – ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:
Количественный успех массовой приватизации стал очевидным уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано более 15000 крупных и средних предприятий (Таблица 1.1). К концу января 1993 г. 98% всех ваучеров, или 144 млн. единиц, оказалось использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций. Решена главная задача – устранена
монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались:
– акционерный сектор экономики;
– рынки ценных бумаг;
– система инвестиционных фондов и других финансовых структур.
Но самый главный результат – это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось «поле» действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов. Также возникла новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика.
Второй этап приватизации в России – денежный. Главная цель этого этапа — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.
Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:
Главной целью считалось формирование слоя частных собственников. В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ: общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации. Изменение структуры распределения приватизированных предприятий по формам собственности в 1994–1997 гг. представлено в таблице 1.2.
К основным результатам денежкой приватизации следует отнести:
Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.
Таблица 1.1
Число частных и приватизированных предприятий в России,
1991 - 1994 гг.
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. | |
Все частные или приватизированные |
250000 |
550018 |
873509 |
891462 |
Приватизированные в течение года |
46815 |
42185 |
23000 | |
Всего приватизированных к концу года |
46815 |
89000 |
112000 | |
Крупных и средних предприятий, приватизированных к концу года |
18 |
8509 |
16462 | |
Малых вновь созданных предприятий к концу года |
250000 |
502203 |
784509 |
779462 |
Таблица 1.2
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. | |
Число приватизированных объектов, всего |
21905 |
10152 |
4997 |
3353 |
По формам собственности: |
||||
муниципальная |
1108 |
6960 |
3354 |
1362 |
субъектов РФ |
5112 |
1317 |
715 |
340 |
федеральная |
5685 |
1875 |
928 |
1651 |
Изменение структуры распределения приватизированных предприятий по формам собственности в 1994–1997 гг.
1.4. Государственная
политика поддержки
Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России. Предприниматель и предпринимательство – движущая сила рыночного процесса, выполняющая его основные конструктивные функции.
Государственное регулирование
предпринимательства
Государство в период
становления
Государственная поддержка
предпринимательства может
Несовершенная конкуренция
и наличие монополий создают
серьезные проблемы в развитии предпринимательства.
Несовершенная конкуренция возн
Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.
Министерство Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке
Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.
В развитии предпринимательства
Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.4
Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.
Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно.
2. Государственное регулирование рыночных отношений
2.1. Современные
задачи государственного
Наборы задач, решаемых
правительствами при