Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: определить понятие коррупции, рассмотреть её виды и функции; рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления; представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Коррупция: понятие, виды и функции………………………………………......5
1.1. Понятие и виды коррупции . . . . . … . . .. .. . .. . . . . . . . . ………….…….5
1.2. Функции коррупции…………………………….…..... . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………….….......11
2.Экономические теории коррупции
2.1. Коррупция в доиндустриальных цивилизациях
2.2. Коррупция как система теневого лоббизма.
2.3. Институциональная коррупция в советской и постсоветской России
3. Стратегии предотвращения коррупции…………………….............................17
2.1. Методы борьбы с коррупцией в России…….……………………….....17
2.2. Зарубежный опыт преодоления коррупции…………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………...…32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

В 1992 году, в первый год  экономических реформ, розничные  цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства  цен в январе 1992

 

года, шаг, который привел к повышению средних цен на 245% только в течение января. К 1993 года годовая инфляция снизилась до 240%, однако оставалась все еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224%. 
 В 1995 году темпы инфляции успешно сдерживались поддержанием жесткой денежно-кредитной политики и посредством принятия относительно строгого бюджета. Поэтому, ежемесячный темп инфляции держал фактически устойчиво ниже 5% в последнем квартале 2005 года. Для первой половины 1996 года, темпы инфляции составили 16.5%. Однако, эксперты тогда отмечали, что контролю инфляции помогли систематические задержки заработной платы работникам на государственных предприятиях.

Основным симптомом  российской макроэкономической неустойчивости было резкое колебание обменного  курса рубля. С июля 1992 года, с того момента когда рубль уже мог быть юридически обменян на доллары Соединенных Штатов, к октябрю 1995 года, курс рубля к доллару, вырос со 144 рублей за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар. До июля 1992 года, курс рубля был установлен искусственно на чрезвычайно переоцененном уровне. Но быстрые изменения в реальной стоимости рубля привели к макроэкономической неустойчивости. Самый яркий пример такого колебания - "черный вторник" (октябрь 1994 года) когда рубль упал за день на 27% по отношению к доллару. 
 В июле 1995 года, Центральный Банк объявил о своем намерении поддерживать рубль в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар до октября 1995 года, однако позже период поддержки был расширен до июня 1996 года. В результате такой политики, правительство смогло защитить рубль и курс рубля стабилизировался. Однако в мае 1996 года, был введен плавающий обменный

курс рубля для того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар.

 

 

 

 

1.3. Приватизация  в РФ: этапы, цели, результаты

Приватизация в России прошла в два этапа. Временные  рамки указанных этапов были определены следующим образом:

1) этап чековой приватизации – с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.;

2) этап денежной приватизации – с 1 июля 1994 г. по настоящее время.

Первый этап приватизации – ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

  1. массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
  2. формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  3. обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
  4. содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  5. создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
  6. расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Количественный успех  массовой приватизации стал очевидным  уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано  более 15000 крупных и средних предприятий (Таблица 1.1). К концу января 1993 г. 98% всех ваучеров, или 144 млн. единиц, оказалось использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций. Решена главная задача – устранена

 

монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались:

– акционерный сектор экономики;

– рынки ценных бумаг;

– система инвестиционных фондов и других финансовых структур.

Но самый главный результат – это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось «поле» действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов. Также возникла новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика.

Второй этап приватизации в России – денежный. Главная цель этого этапа — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

  1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
  2. обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
  3. способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

Главной целью  считалось формирование слоя частных  собственников. В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ: общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации. Изменение структуры распределения приватизированных предприятий по формам собственности в 1994–1997 гг. представлено в таблице 1.2.

 

 

К основным результатам  денежкой приватизации следует отнести:

  1. выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;
  2. формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.

Денежная приватизация имела положительное значение с  точки зрения привлечения иностранных  инвесторов. Сам факт перехода к  денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.

Таблица 1.1

Число частных и приватизированных  предприятий в России,

1991 - 1994 гг.

 

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

Все частные или приватизированные

250000

550018

873509

891462

Приватизированные в  течение года

 

46815

42185

23000

Всего приватизированных  к концу года

 

46815

89000

112000

Крупных и средних  предприятий,

приватизированных к концу года

 

18

8509

16462

Малых вновь созданных  предприятий к концу года

250000

502203

784509

779462




 

 

Таблица 1.2

 

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Число приватизированных  объектов, всего

21905

10152

4997

3353

По формам собственности:

 

муниципальная

1108

6960

3354

1362

субъектов РФ

5112

1317

715

340

федеральная

5685

1875

928

1651




Изменение структуры распределения приватизированных предприятий по формам собственности в 1994–1997 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Государственная  политика поддержки предпринимательства

Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России. Предприниматель и предпринимательство – движущая сила рыночного процесса, выполняющая его основные конструктивные функции.

Государственное регулирование  предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического  обеспечения государством благоприятной  среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

Государство в период становления предпринимательства  выполняет следующие основные функции3:

    • формирование субъектов современного предпринимательства;
    • формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности;
    • создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества,производимых на инновационной основе;
    • стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию;
    • формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства;
    • обеспечение социальной ориентации данного процесса.

Государственная поддержка  предпринимательства может осуществляться в следующих формах:

  1. кредитно-денежная и бюджетно-налоговая – предусматривает установление льготных ставок налогов и процентов на государственные

 

 

  1. кредиты, предоставление налоговых льгот, целевые дотации, кредиты, разработку правил ценообразования и др.
  2. административно-экономическая – предусматривает лицензирование, разработку социальных и экономических нормативов, реализацию научно-технических, инвестиционных, социальных, региональных программ.

Несовершенная конкуренция  и наличие монополий создают  серьезные проблемы в развитии предпринимательства. Несовершенная конкуренция возникает тогда, когда один производитель имеет возможность единолично влиять на цены. Поэтому государство проводит конкурентную политику, предусматривающую создание и развитие конкурентной среды, антимонопольного регулирования с целью повышения эффективности производства, удовлетворения потребностей общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Организационные структуры поддержки  бизнеса сегодня представлены в  первую очередь Государственным  комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте.

 

Вторую группу мер поддержки  предпринимательства составляют различные  фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.4

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в  отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями  малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Деятельность субъектов  предпринимательства во многом зависит  от действий федеральных органов  исполнительной власти. Без специальных  мер государственной поддержки  развитие предпринимательства невозможно.

 

 

2. Государственное регулирование рыночных отношений

2.1. Современные  задачи государственного регулирования

Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании  экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики.

Информация о работе Коррупция