Кривая спроса и закон спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:28, реферат

Описание работы

Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора - цены, изменение спроса зависит от неценовых факторов.
Денежные доходы потребителей
Вкусы потребителей( на изменение которых влияет реклама, мода, перемена времен года)
Ожидаемые в будущем цены

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 25.46 Кб (Скачать файл)

 

Спрос (в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

 

Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора - цены, изменение спроса зависит от неценовых факторов.

  • Денежные доходы потребителей
  • Вкусы потребителей( на изменение которых влияет реклама, мода, перемена времен года)
  • Ожидаемые в будущем цены
  • Цены взаимосвязанных( взаимозаменяемых или взаимодополняемых) товаров
  • Экономическая политика правительства( прямое и косвенное налогообложение, социальные пособия)
  • Реклама
  • Число покупателей( конкуренция потребителей)

 

Кривая спроса и закон  спроса.

Количество вещей, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое  предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая  цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.( пример в тетради)

Такое соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса или кривой спросаD(demand).

Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

На графике  кривая ДД опускается сверху вниз. Это  обусловлено законом падающего  спроса.

Закон спроса: если цена какого-либо товара повышается, то спрос на этот товар уменьшается. Или, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.

Этот  закон впервые сформулировал  французский математик Антуан  Курно. Он формулирует этот закон так: D=f(P), где f(P)>0; D-спрос, f-функция, P-цена.

Данный  закон выражает следующую зависимость:

  • Цены имеют тенденцию к снижению
  • При этом кол-во товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается;
  • Но повышение кол-ва товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цен.

 

 

Спрос  является функцией всех товаров.

D=f(P,Pn,Pm,I,M)

где P – цена данного товара;

Pn – цена товаров-заменителей;

Pm – цена на дополняющие товары;

I – доход  покупателя;

M – вкусы  и предпочтения покупателя.

Функция спроса- это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы  неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель  готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях).

Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса).

 

Эластичность спроса.

 

Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под  воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти  факторы поддается количественному  измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса.

Рассмотрим  сначала коэффициент эластичности спроса по цене- показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного объема спроса к процентному изменению цены.

 

 

Где -коэффициент эластичности по цене; Q-количество товара, на которое предъявлен спрос; Р- рыночная цена товара.

 

Эластичность спроса относительно цены показывают относительное изменение спроса под влиянием изменения цены на 1%.

 

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

  • Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый 1% снижения его цены- означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса;
  • Увеличение приобретаемого товара больше чем 1% на каждый 1% снижения его цены – означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса;
  • Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в два раза – означает  единичную эластичность спроса.

 

Форма кривой спроса может быть различной  в зависимости от эластичности спроса.





 

 

 




 


 


 

 

Товары с эластичным спросом по цене:

  • Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
  • Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
  • Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

 

Товары с неэластичным спросом по цене:

  • Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
  • Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
  • Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

 

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей.
  • Удельный вес товара в бюджете потребителя.
  • Размер дохода.
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен.
  • Консерватизм покупателей во вкусах.

 

Эластичность  спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

 

Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

 

 

 

Предметы  роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше 1, предметы первой необходимости- меньше единицы.

III. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько изменится объем спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара (PB):

 

 

Знак  коэффициента EPB (DA) зависит от связи между товарами:

– если товары взаимозаменяемы (масло/маргарин), то EPB (DA) (+) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А увеличится (кривая D1 на рис. 7.4);

– если товары взаимодополняемые (фотоаппарат/ф.пленка), то EPB (DA) (-) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А сократится (кривая D2 на рис. 7.4).


 


 

 




 

 

 


Информация о работе Кривая спроса и закон спроса