Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

экономика-краткий конспект лекций.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

Труд – заработная плата; земля – рента; капитал  – процент; предпринимательская  деятельность – чистая прибыль.

Это так называемое функциональное распределение доходов. Однако ресурсы в обществе распределены неравномерно и фактически ведет к неравенству в персональном распределении доходов. Для характеристики неравномерности персонального распределения доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент.

Кривая Лоренца показывает статическую картину распределения  доходов в виде диаграммы. В экономических  системах с равным распределением доходов 25% населения должны получать 25% всех доходов, а 40% населения – соответственно – 40% населения. В этом варианте кривая будет представлять прямую линию – биссектрису прямого угла. Прогиб этой кривой отражает неравенство в распределении доходов, чем он глубже, тем больше степень неравенства. Коэффициент Джини при равенстве распределения приближается к 0, соответственно его рост – рост поляризации общества. Децильный коэффициент равен отношению среднего дохода 10% наиболее обеспеченных граждан к среднему доходу 10% наименее обеспеченных граждан (в России в 90-е годы – около 13).

ТЕМА 9. РЫНОЧНЫЕ ПРЕДЕЛЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Государственное регулирование экономики — воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.

Основная причина необходимости  государственного регулирования экономики – фиаско рынка:

• нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);

• несовершенство рынка - возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;

• отрицательные побочные (внешние) эффекты;

• необходимость предоставления общественных благ;

• потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.

Внешние эффекты - воздействия, которые возникают в результате деятельности третьих лиц - хозяйствующих субъектов. Когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки, говорят об отрицательном внешнем эффекте, когда же третья сторона, не участвующая в рыночной сделке, получает от нее доход проявляются положительные внешние эффекты.      

Отрицательные внешние  эффекты прежде всего связаны  с загрязнением окружающей среды. Потери общества из-за отсутствия прав собственности на такие природные ресурсы, как воздух, вода и другие, не учитываются в издержках фирм-загрязнителей. Следствием этого является нерациональное распределение других природных ресурсов.

Положительные внешние эффекты связаны с полезностью от деятельности субъектов хозяйствования не отраженной в цене производимой продукции. В этом случае некоторые отрасли могут получать ресурсы в недостаточном количестве. Например, здравоохранение приносит пользу как отдельным людям, так и обществу в целом. Однако рынком будут учитываться лишь платежеспособные потребности частных лиц, в связи с чем объем услуг медицинских служб будет ниже его оптимального уровня.

Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов: в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции.

Общественные  блага – Блага, предоставляемые только государством (охрана порядка, коммуникации, фундаментальная наука и др.). Потребление их осуществляется коллективно. Оценка этих благ неодинакова с точки зрения потребителя, а их объем определяется государством.

Механизм микроэкономического  регулирования — совокупность форм и методов управления производством на предприятии (воздействие рынка и государства)

Формы государственного вмешательства

• правовая — государство определяет правовую основу собственности, функционирования экономики, отдельных хозяйственных субъектов, регионов и отраслей;

• социально-экономическая — реализуется через совокупность конкретных способов (налоги, трансферты и т.п.) воздействия на процессы ценообразования, поведения хозяйственных субъектов и экономическую активность;

• организационно-институциональная — государство регулирует процессы функционирования экономической системы, создавая соответствующие учреждения, институты и агентства различного профиля и направления.

Помощь государства  предприятиям (трансфертные платежи)

• субсидирование — денежное пособие (за счет средств государственного бюджета) для технического перевооружения, реорганизации и др., (возможно в виде льготного кредитования или налогообложения предприятий и отраслей);

• дотация — безвозмездное финансовое пособие для покрытия убытков;

• субвенция — безвозмездное денежное пособие для финансирования определенного мероприятия (например, в случае банкротства).

Налог - обязательный платеж физических и юридических лиц, установленный законодательно в целях удовлетворения общественных потребностей. Налоги: прямые (с дохода субъекта), косвенные (надбавка к цене, налог на потребителя);

Направления микроэкономического  регулирования

• антимонопольное;

• разгосударствление, приватизация и национализация;

• распределение, охрана окружающей среды;

• создание общественных благ.

Антимонопольное законодательство — законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и возможности роста силы монополии

Основные направления  деятельности антимонопольных органов: контроль за слиянием фирм; противодействие монополистической фиксации цен, тайному сговору в отрасли; уменьшение монополистической ценовой дискриминации.

Меры контроля экологической ситуации

• природоохранное законодательство — предусмотрены стандарты на выбросы, нарушение которых ведет к штрафам и другим формам ответственности;

• плата за выбросы — введение специальных налогов или штрафных санкций за каждую единицу выбросов; государство пытается увеличить затраты производителей, сократить объем производства до его оптимального уровня.

(Государство определяет  границы объема выбросов, который становится объектом купли-продажи. Фирмы решают, что им выгоднее купить: право на загрязнение или оборудование по очистке отходов производства).

Социальная  политика государства — комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения

Цели социальной политики государства: повышение качества жизни населения; обеспечение занятости; обеспечение благосостояния и социальной справедливости (социальные программы): регулирование доходов; смягчение социальной напряженности.

Уровень жизни — степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели  уровня жизни  – количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 100 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура  величина реальных доходов.

МАКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 10. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗАТЕЛИ

Вопросы:

Понятие и структура  национальной экономики

Валовой национальный продукт

Национальное богатство

Национальная  экономика — система общественного воспроизводства страны, охватывающая все сферы деятельности.

Цели национальной экономики

• обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;

• обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не "замораживая" их на длительный период, а планово регулируя;

• создать высокий уровень занятости — достигается в том случае, когда каждый желающий получит работу;

• поддержание активного внешнеторгового баланса — достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, а также достижение стабильности обменного курса национальной валюты на валюты других стран.

В зависимости от критерия классификации можно выделить следующие структуры национальной экономики:

Воспроизводственную – деление на сферы хозяйства (группы однородных отраслей). Выделяются три крупные взаимосвязанные сферы: материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, частично услуги), нематериальное производство (наука, искусство, образование и др.), непроизводственная сфера (оборона, религия, общественные организации);

Социальную – деление экономики на секторы в зависимости от собственности (государственный, частный, коллективный, смешанный);

Отраслевую – выделение крупных народнохозяйственных отраслей и подотраслей (например, промышленность и ее подотрасли: легкая, пищевая, машиностроение и др.);

Территориальную –  деление на экономические районы.

Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.

Макроэкономические  пропорции — количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций

• общеэкономические — между крупными сферами национальной экономики: производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством между; I и II подразделениями материального производства (объемами средств производства и предметов потребления в валовом национальном продукте, численностью работающих в каждом из этих подразделений,);

• межотраслевые — между отраслями промышленности и др.;

• внутриотраслевые — между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;

• территориальные — общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определенной территории;

• межгосударственные — между государствами на основе международного разделения труда;

• стоимостные — между отдельными элементами стоимости валового национального продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения);

ресурсные — между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами;

Каждая страна стремится  установить оптимальные пропорции  своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения  при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей.

Устойчивые тенденции  изменения пропорций, присущие большинству  национальных экономик:

  • увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с отраслями материального производства;
  • повышение технического уровня производства (рост фондовооруженности труда);
  • опережающее развитие наукоемких отраслей;
  • опережающий рост промышленности по сравнению с сельским хозяйством;
  • опережающий рост сферы услуг;
  • расширение участия страны в международном разделении труда, более быстрое увеличение внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства в стране.

Пропорциональность составляет основу сбалансированности национальной экономики.

Сбалансированность  национальной экономики — соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

Пропорциональность и  сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет  к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них. Через структурные изменения осуществляется выход из кризисного состояния экономики.

Структурная перестройка  требует: ликвидации убыточных производств; создание новых высокоэффективных рабочих мест; внедрение в производство высоких технологий; выпуск конкурентоспособной экспортной продукции; рост инвестиций (включая иностранные) в экономику.

Макроэкономические  показатели

Для измерения национального продукта используются различные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, валовой общественный продукт, совокупный общественный продукт и др. Все эти показатели взаимосвязаны и объединяются системой национальных счетов (СНС). Суть схемы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы. СНС представляет собой специальные балансы, в которых отражено наличие ресурсов и их использование. Каждая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записана один раз как ресурс и один раз – как их использование, что исключает повторный счет. СНС позволяем проследить движение массы произведенных конечных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования. Стандартная система счетов разработана в ООН и применяется сегодня более чем в 100 странах мира

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"