Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"
Труд – заработная плата; земля – рента; капитал – процент; предпринимательская деятельность – чистая прибыль.
Это так называемое функциональное распределение доходов. Однако ресурсы в обществе распределены неравномерно и фактически ведет к неравенству в персональном распределении доходов. Для характеристики неравномерности персонального распределения доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент.
Кривая Лоренца показывает
статическую картину
ТЕМА 9. РЫНОЧНЫЕ ПРЕДЕЛЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
Государственное регулирование экономики — воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.
Основная причина
• нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);
• несовершенство рынка - возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;
• отрицательные побочные (внешние) эффекты;
• необходимость предоставления общественных благ;
• потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.
Внешние эффекты - воздействия, которые возникают в результате деятельности третьих лиц - хозяйствующих субъектов. Когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки, говорят об отрицательном внешнем эффекте, когда же третья сторона, не участвующая в рыночной сделке, получает от нее доход проявляются положительные внешние эффекты.
Отрицательные внешние эффекты прежде всего связаны с загрязнением окружающей среды. Потери общества из-за отсутствия прав собственности на такие природные ресурсы, как воздух, вода и другие, не учитываются в издержках фирм-загрязнителей. Следствием этого является нерациональное распределение других природных ресурсов.
Положительные внешние эффекты связаны с полезностью от деятельности субъектов хозяйствования не отраженной в цене производимой продукции. В этом случае некоторые отрасли могут получать ресурсы в недостаточном количестве. Например, здравоохранение приносит пользу как отдельным людям, так и обществу в целом. Однако рынком будут учитываться лишь платежеспособные потребности частных лиц, в связи с чем объем услуг медицинских служб будет ниже его оптимального уровня.
Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов: в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции.
Общественные блага – Блага, предоставляемые только государством (охрана порядка, коммуникации, фундаментальная наука и др.). Потребление их осуществляется коллективно. Оценка этих благ неодинакова с точки зрения потребителя, а их объем определяется государством.
Механизм микроэкономического регулирования — совокупность форм и методов управления производством на предприятии (воздействие рынка и государства)
Формы государственного вмешательства
• правовая — государство определяет правовую основу собственности, функционирования экономики, отдельных хозяйственных субъектов, регионов и отраслей;
• социально-экономическая — реализуется через совокупность конкретных способов (налоги, трансферты и т.п.) воздействия на процессы ценообразования, поведения хозяйственных субъектов и экономическую активность;
• организационно-
Помощь государства предприятиям (трансфертные платежи)
• субсидирование — денежное пособие (за счет средств государственного бюджета) для технического перевооружения, реорганизации и др., (возможно в виде льготного кредитования или налогообложения предприятий и отраслей);
• дотация — безвозмездное финансовое пособие для покрытия убытков;
• субвенция — безвозмездное денежное пособие для финансирования определенного мероприятия (например, в случае банкротства).
Налог - обязательный платеж физических и юридических лиц, установленный законодательно в целях удовлетворения общественных потребностей. Налоги: прямые (с дохода субъекта), косвенные (надбавка к цене, налог на потребителя);
Направления микроэкономического регулирования
• антимонопольное;
• разгосударствление, приватизация и национализация;
• распределение, охрана окружающей среды;
• создание общественных благ.
Антимонопольное законодательство — законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и возможности роста силы монополии
Основные направления деятельности антимонопольных органов: контроль за слиянием фирм; противодействие монополистической фиксации цен, тайному сговору в отрасли; уменьшение монополистической ценовой дискриминации.
Меры контроля экологической ситуации
• природоохранное законодательство — предусмотрены стандарты на выбросы, нарушение которых ведет к штрафам и другим формам ответственности;
• плата за выбросы — введение специальных налогов или штрафных санкций за каждую единицу выбросов; государство пытается увеличить затраты производителей, сократить объем производства до его оптимального уровня.
(Государство определяет границы объема выбросов, который становится объектом купли-продажи. Фирмы решают, что им выгоднее купить: право на загрязнение или оборудование по очистке отходов производства).
Социальная политика государства — комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения
Цели социальной политики государства: повышение качества жизни населения; обеспечение занятости; обеспечение благосостояния и социальной справедливости (социальные программы): регулирование доходов; смягчение социальной напряженности.
Уровень жизни — степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.
Показатели уровня жизни – количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 100 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура величина реальных доходов.
МАКРОЭКОНОМИКА
ТЕМА 10. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗАТЕЛИ
Вопросы:
Понятие и структура национальной экономики
Валовой национальный продукт
Национальное богатство
Национальная экономика — система общественного воспроизводства страны, охватывающая все сферы деятельности.
Цели национальной экономики
• обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;
• обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не "замораживая" их на длительный период, а планово регулируя;
• создать высокий уровень занятости — достигается в том случае, когда каждый желающий получит работу;
• поддержание активного внешнеторгового баланса — достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, а также достижение стабильности обменного курса национальной валюты на валюты других стран.
В зависимости от критерия классификации можно выделить следующие структуры национальной экономики:
Воспроизводственную – деление на сферы хозяйства (группы однородных отраслей). Выделяются три крупные взаимосвязанные сферы: материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, частично услуги), нематериальное производство (наука, искусство, образование и др.), непроизводственная сфера (оборона, религия, общественные организации);
Социальную – деление экономики на секторы в зависимости от собственности (государственный, частный, коллективный, смешанный);
Отраслевую – выделение крупных народнохозяйственных отраслей и подотраслей (например, промышленность и ее подотрасли: легкая, пищевая, машиностроение и др.);
Территориальную – деление на экономические районы.
Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.
Макроэкономические
пропорции — количественные соотношения
между различными подразделениями и сферами
общественного производства, отраслями,
территориально-
Виды макроэкономических пропорций
• общеэкономические — между крупными сферами национальной экономики: производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством между; I и II подразделениями материального производства (объемами средств производства и предметов потребления в валовом национальном продукте, численностью работающих в каждом из этих подразделений,);
• межотраслевые — между отраслями промышленности и др.;
• внутриотраслевые — между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;
• территориальные — общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определенной территории;
• межгосударственные — между государствами на основе международного разделения труда;
• стоимостные — между отдельными элементами стоимости валового национального продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения);
ресурсные — между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами;
Каждая страна стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей.
Устойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик:
Пропорциональность составляет основу сбалансированности национальной экономики.
Сбалансированность национальной экономики — соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.
Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них. Через структурные изменения осуществляется выход из кризисного состояния экономики.
Структурная перестройка требует: ликвидации убыточных производств; создание новых высокоэффективных рабочих мест; внедрение в производство высоких технологий; выпуск конкурентоспособной экспортной продукции; рост инвестиций (включая иностранные) в экономику.
Макроэкономические показатели
Для измерения национального продукта используются различные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, валовой общественный продукт, совокупный общественный продукт и др. Все эти показатели взаимосвязаны и объединяются системой национальных счетов (СНС). Суть схемы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы. СНС представляет собой специальные балансы, в которых отражено наличие ресурсов и их использование. Каждая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записана один раз как ресурс и один раз – как их использование, что исключает повторный счет. СНС позволяем проследить движение массы произведенных конечных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования. Стандартная система счетов разработана в ООН и применяется сегодня более чем в 100 странах мира