Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"
Амортизация основных фондов — процесс постепенного изнашивания основных фондов и перенесения их стоимости на изготовляемую продукцию.
Норма амортизации (НА) — отношение суммы амортизационных отчислений (А) к первоначальной стоимости средств выраженное в процентах.
Оборотные средства предприятия - часть средств предприятия, образующая оборотные фонды и фонды обращения.
Все эти затраты в различном стоимостном выражении включаются в цену готового товара в виде издержек производства.
Издержки производства и их классификация
Издержки производства - затраты на производство продукта, товара, услуги в денежном выражении.
• производственные — на производство товаров и услуг;
• обращения — связанные с реализацией произведенной продукции:
• дополнительные — на доведение продукции до потребителя (хранение, упаковка, транспортировка, маркетинг, реклама);
• внешние (явные) — ресурсы, покупаемые фирмой (бухгалтерские издержки);
• внутренние (неявные) - собственные ресурсы фирмы (не отражаются в бухгалтерской отчетности).
Внутренние (неявные) издержки — это денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно исполу зуя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы (денежные средства, помещения, оборудование и т.п.) при наилучшем из возможных способов их применения.
Например, если фирма располагается в помещении, принадлежащем владельцу фирмы, то тем самым упускается возможность сдать это помещение в аренду и получать арендную плату.
Внутренние издержки включают в себя также так называемую нормальную прибыль.
Нормальная (нулевая) прибыль – минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе (прибыль от вложенного капитала, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, т.е. представлен в виде ссуды, аренды).
Бухгалтерские издержки — только внешние.
Включают: амортизацию основных фондов + стоимость сырья и материалов + заработную плату + накладные расходы (управление, реклама, упаковка, хранение и др.)
Внутренние (включая нормальную прибыль) и внешние издержки составляют экономические издержки фирмы.
|Издержки производства в краткосрочном периоде
краткосрочный период — это период, когда большая часть производства остается постоянной, фиксированной, и для увеличения (или сокращения) объема производства фирма может изменять только один фактор производства. В долгосрочном периоде фирма может внести изменения во все факторы производства. Она может не только нанять дополнительных работников, но и построить или приобрести дополнительные помещения и оборудование, соответствующие новым рыночным условиям.
• постоянные (FС – fixed) — не изменяются от изменения объема производства и должны быть оплачены даже в том случае, если фирма ничего не производит. Включают: оплаты обязательств по облигационным займам, рентные платежи, амортизационные отчисления, налог на имущество, страховые взносы, жалование управленческому персоналу и будущим специалистам предприятия (фирмы) (рис 7);
• переменные (VС - variable) — изменяются в зависимости от изменения объема производства. Включают: затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д. Равны нулю, когда продукция не выпускается, по мере роста выпуска - возрастают (см. рис.);
совокупные (ТC – total) — сумма постоянных и переменных издержек: при каждом данном объеме производства
Tс=Fс+ Vс.
Рис. 7 Издержки производства всего объема выпуска
Совокупные (ТС), переменные (VС) и постоянные издержки (FС)
Для экономического анализа особый интерес представляют и издержки в расчете на единицу продукции, или средние издержки.
• средние (А – average) общие (АТС) — затраты на единицу произведенной продукции (TC/Q);
средние постоянные (АFС) - постоянные затраты на единицу выпуска продукции;
• средние переменные (АVС) — затраты переменного фактора в расчете на единицу продукции;
• предельные (МС – marginal) — дополнительные, или добавочные, издержки на производство еще одной единицы продукции. Показывают во что обойдется предприятию увеличение объема выпуска продукции на одну единицу или какую сумму можно "сэкономить" при сокращении объема производства на эту последнюю единицу. МС=DТС / DQ.
Доходы и прибыль предприятия
Подобно тому как различают совокупные, средние и предельные издержки, необходимо различать совокупный, средний и предельный доход (MR – revenue)
Совокупный доход (валовой, суммарный, общий доход) (ТR)— это произведение цены (Р) на количество проданной продукции (Q):
ТR = Р х Q.
Прибыль (P – profit) = Цена – Издержки
Экономическая чистая прибыль — выручка от реализации минус экономические издержки (внешние и внутренние).
Бухгалтерская прибыль — разница между общей выручкой от реализации продукции и внешними издержками (прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально зафиксированных издержек самого предпринимателя).
Балансовая прибыль — общая сумма прибыли, полученная за определенный период от производственной и непроизводственной деятельности предприятия и зафиксированная в его бухгалтерском балансе).
Чистая прибыль — прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других платежей (разница между балансовой прибылью и налоговыми отчислениями от прибыли).
Функции прибыли;
• учетная — важнейший критерий эффективности предпринимательской деятельности фирмы; показатели — масса и норма прибыли;
• стимулирующая — источник нововведений;
• распределительная — источник накопления и развития производства, материального поощрения работников.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии с ее функциями, чистая прибыль предприятия (располагаемая) направляется на: фонд накопления (производственного и социального развития предприятия); создание резервных фондов; стимулирование труда работников, удовлетворение их социальных нужд; выплату дивидендов.
Важнейшим показателем эффективности производства предприятия (отрасли) является рентабельность.
Общая рентабельность производства (Рпр) характеризует степень отдачи авансированного капитала:
Норма рентабельности = Пбх100% / Кав
где Пб - прибыль балансовая; Кав — весь авансированный капитал;
Характеризует эффективность использования ресурсов, вложенных в текущие и капитальные затраты (материальные оборотные средства и основные производственные фонды).
Максимизация прибыли фирмы
Целью деятельности практически любой фирмы является максимизация прибыли. Однако возможна ситуация, когда фирма (в краткосрочном периоде) будет работать , не получая прибыли или неся убытки, или на некоторое время прекратит производство. Все зависит от соотношения дохода и издержек, величина которых определяется объемом выпуска, который выбирает фирма. Отсюда важнейшая задача фирмы – выбор оптимального объема производства. Это возможно при сопоставлении совокупного дохода, полученного при разных объемах производства, с соответствующими этим объемам издержками.
Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, сталкивается с двумя видами ограничений:ограничения по издержкам:
• имеют доступ к одним и тем же технологиям;
• по одинаковым ценам покупают одно и то же сырье;
• возможности экономии зависят от масштаба производства;
ограничения по спросу :фирма не может повлиять на рыночную цену и продает товар по цене, сложившейся на рынке. Доход фирмы, функционирующей на рынке несовершенной конкуренции зависит от цены и объема выпуска
Объем продаж можно увеличить только путем установления более низкой цены на товар.
1. Фирма получает прибыль, если MR>MC или TR > TC
2. Объем производства, при котором MC=MR обеспечивает фирме максимальную прибыль
3. Производство в объемах, при которых совокупные издержки больше совокупного дохода, приносит фирме убытки или MR меньше MC. Фирма будет работать, получая убытки, если эти убытки меньше издержек, которые она понесла бы, прекратив производство (постоянные издержки). Вообще, если фирма покрывает все свои переменные издержки и хотя бы часть постоянных, она должна производить.
4. Объем производства, при котором совокупные издержки равны совокупному доходу, не приносит фирме ни прибыли ни убытков.
5. Если при определенном объеме выпуска убытки фирмы равны постоянным издержкам (FС), то фирме безразлично производить или нет, поскольку приостанавливая производство она все равно несет постоянные издержки.
6. Объем производства, при котором убытки больше постоянных издержек, свидетельствует о том, что фирме следует временно прекратить производство (закрыться)
Таким образом, пока цена выше минимальных средних переменных издержек (AVC), фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки. Если же цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для фирмы безразлично, продолжать или останавливать производство.
Возможные результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства представлены в табл.
Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства
Соотношение дохода и издержек |
Результат |
ТR > ТС, или MR>MC |
Прибыль (Р)
|
MC=MR, а (TR – ТС) max
|
Максимальная прибыль (Рmах) |
TC >TR или MC > MR |
Убытки (-Р) |
ТR = ТС |
Нулевая прибыль (Р = 0) или точка безубыточности |
Убытки = FС |
Точка безразличия (фирме безразлично, производить или нет) |
убытки > FС, если цена ниже min АVС |
Прекращение производства |
Равенство МR и МС является условием максимизации прибыли любой фирмы (совершенная или несовершенная конкуренция).
МС = МR = р (только в совершенной конкуренции)
ТЕМА 7. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Вопросы:
Модели несовершенной конкуренции
Поведение фирмы в условиях олигополии
Антимонопольная политика государства
Несовершенная конкуренция:
сущность, типы, методы
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Их черты можно представить следующей таблицей
Таблица
Основные характеристики моделей конкуренции
Характерная черта |
Чистая монополия |
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Чистая конкуренция |
Число фирм |
Одна |
Несколько |
Много |
Очень большое число |
Тип продукта |
Уникальный, близких заменителей нет |
Стандартизированный |
Дифференцированный |
Стандартизированный |
Контроль над ценами |
Значительный |
Ограниченный |
Небольшой |
Отсутствует |
Условия вступления в отрасль |
Блокировано |
Трудно |
Сравнительно легко |
Свободное |
Типичные отрасли |
Местные предприятия коммунального хозяйства, услуги связи, передачи нефти и газа, транспорт. |
Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча |
Розничная торговля, швейная, обувная промышленность |
Сельское хозяйство, |
Неценовая конкуренция |
Использование рекламы, PR-компаний |
Типична при дифференцированной продукции |
Значительный упор на рекламу, использование торговой марки, политику создания и продвижения брэндов компании. |
Отсутствует |