Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"
величина издержек, производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;
налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;
количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.
Эластичность предложения по цене — чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.
Коэффициент эластичности предложения по цене Е показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товаров Q при изменении цены единицы товара на 1 %.
Es = изменение количества предлагаемой продукции / первоначальное количество предлагаемой продукции : изменение цены / первоначальная цена.
Эластичность предложения по цене зависит, прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены
Периоды изменения ситуации на рынке
• мгновенный — реализации подлежит товар, изготовленный под установившуюся рыночную цену, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос и оно абсолютно неэластично;
• краткосрочный — с изменением цены производитель может изменять величину предложения за счет изменения переменных факторов производства; предложение становится эластичным
долгосрочный — создаются новые производственные мощности, входят в отрасль новые фирмы, и предложение в этот период наиболее эластично.
Рыночное равновесие — состояние рынка, характеризуемое наличием сбалансированности (равновесия) спроса и предложения.
ситуации равновесия по спросу и предложению
• стабильное — нарушенное рыночное равновесие восстанавливается опять;
• нестабильное — нарушенное рыночное равновесие остается таковым на протяжении длительного периода (хронический товарный дефицит и покупательский спрос продолжительное время не удовлетворяются);
• рынок потребителя — устойчивое превышение предложения над спросом (конкурируют производители за лучшее и более полное удовлетворение запросов потребителей);
• рынок производителя — устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).
Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной (Pe), а соответствующий ей объем продукции — равновесным (Qe).
А.Маршалл: «когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».
Равновесная цена
Рис.3. Рыночное равновесие
При цене P е рынок находится в равновесии: объем продукции, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению
Дефицит, который
возникает при цене ниже
Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое точное равновесие будет нарушаться.
Изменение спроса при
постоянном предложении оказывает однонапр
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (увеличение предложения снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объм, а уменьшение предложения увеличивает цену и снижает равновесный объем.
При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:
• предложение растет больше, чем растет спрос;
• предложение растет меньше, чем растет спрос;
• предложение и спрос возрастают одинаково.
Регулирование рыночного равновесия государством
• через фиксацию цен — если зафиксированная цена какого-либо товара выше или ниже равновесной, то будет искусственно поддерживаться его избыток или дефицит. В первом случае государство увеличивает закупки, а во втором — прибегает к импорту товаров;
• через налоговую политику — косвенными налогами (включенными непосредственно в цену товара) увеличивается цена товара, которая уменьшает величину спроса, и устанавливаются новая равновесная цена и новый равновесный объем производства;
• через дотации (государственные пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков или других целей) — часть цены на товар производителя оплачивает государство, в результате фактическая цена является ниже равновесной, и она устанавливается на более низком уровне, чем прежняя. Предложение в данном случае увеличивается, а цена для покупателя снизится;
• через субсидии (пособия из бюджета) — повышается спрос, стимулируется предложение, равновесная цена будет расти.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Вопросы
Понятие рационального потребителя
Максимизация полезности потребителя
Общие черты в оценке полезности потребителями
Объяснение поведения потребителя в экономической теории основывается на фундаментальной предпосылке о том, что люди имеют склонность выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко (концепция полезности).
Потребление — использование благ в целях удовлетворения потребностей.
Полезность (U – utility) — получение удовлетворения потребностей людей от потребления товаров и услуг.
Максимизация полезности — потребительский выбор при ограниченных доходе и ценах набора благ и услуг, который максимально удовлетворял бы потребности.
Общая полезность (TU) — полезность всех составных частей блага, которое получают люди от потребления товаров и услуг.
Предельная полезность (MU –marginal utility) —дополнительная полезность, которая извлекается за счет потребления каждой дополнительной единицы блага или услуги.
Закон убывающей предельной полезности — по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы блага снижается.
Рациональный потребитель — субъект, максимально удовлетворяющий потребности за счет полезных свойств экономических благ при ограниченном доходе и ценах.
Доход потребителя — поступление денежных средств или материальных ценностей в распоряжение субъекта.
• источники доходов: трудовая деятельность, собственность на ресурсы, различные выплаты из государственного бюджета, предпринимательство;
• виды доходов: заработная плата; дивиденды, проценты; пенсии, стипендии; арендная плата; продажа продуктов домашнего хозяйства.
Подходы к оценке полезности набора благ и равновесия потребителя
Равновесие потребителя – ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
• количественный (кардиналистическая теория) — полезность каждого блага оценивается в абстрактных единицах. Максимизируя получаемую совокупную полезность рациональный покупатель распределяет свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны.
Mua /Pa = Mun / Pn
• порядковый (ординалистическая теория) — потребитель делает набор благ по степени их предпочтения. Он приобретает набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.
Кривая безразличия потребителя — один из инструментов анализа потребительского спроса.
Количество товара Х
Рис. 5. Кривая безразличия потребителя
Свойства кривых безразличия
• через любую точку на графике можно провести кривую безразличия;
• никогда не пересекаются (доказывается методом от противного);
• несколько кривых безразличия (U1….Un) создают карту кривых безразличия, и более удаленные кривые безразличия от начала координат соответствуют большей полезности потребленных благ (рис);
• имеют отрицательную направленность — увеличение потребления количества одного товара при сохранении общей полезности, ведет к уменьшению количества другого товара, и наоборот;
• имеют вогнутый вид — связано с замещением одного блага другим.
Бюджетная линия — различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах (рис).
На выбор потребителя влияют не только его предпочтения, но и его доход, цены на товары. Потребитель может предпочитать только такие товары, которые удовлетворяют следующему требованию: общие расходы на них не должны превышать суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя.
Рис. 6. Карта кривых безразличия с бюджетной линией
Положение бюджетной линии на рисунке показывает, что потребитель может позволить себе сочетание продукта Х и Y в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия U1,. Если бюджетная линия касается кривой в точке М, то при данных условиях это — наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше кривой U2 для потребителя недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью.
Точки же на кривых, лежащих ниже U1 потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность. Положение точки М зависит от дохода потребителя (растет или уменьшается) и от того, как ведут себя относительно друг друга цены на товары X и Y.
Суверенитет потребителя — возможность потребителя влиять на производство, ассортимент товаров через спрос.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:
Эффектом дохода — Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход — доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход — то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;
Эффектом замещения — изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими.
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;
Законом убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.
Вопросы:
Организационно-правовые
формы предпринимательской
Производственная функция и структура фондов предприятия.
Издержки производства и их классификация.
Доход и прибыль фирмы.
Максимизация прибыли
Организационно-правовые
формы предпринимательской
Теория производства рассматривает проблемы хозяйственной деятельности на микроуровне.
Хозяйствующий субъект — носитель хозяйственной деятельности, направленной на производство и продажу продукта труда с целью реализации своих экономических интересов.
Субъектами хозяйственной деятельности являются индивид (семья), группа индивидов (ассоциация), государство.
Основным типом хозяйствования в рыночной экономике является предпринимательство.
Предпринимательство — инициативная, новаторская деятельность хозяйственного субъекта, осуществляемая на свой риск, под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли.
Признаки предпринимательства
• экономическая свобода хозяйственного субъекта — выбирает вид деятельности и решает, какие товары и услуги, в каком количестве производить и где продавать (предпосылки реализации экономическим субъектом своих возможностей и способностей);