Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

экономика-краткий конспект лекций.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

величина издержек, производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

налоги и  субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.

Эластичность  предложения по цене — чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

Коэффициент эластичности предложения по цене Е показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товаров Q при изменении цены единицы товара на 1 %.

Es = изменение количества предлагаемой продукции / первоначальное количество предлагаемой продукции :  изменение цены / первоначальная  цена.

 

Эластичность предложения по цене зависит, прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены

Периоды изменения  ситуации на рынке

• мгновенный — реализации подлежит товар, изготовленный под установившуюся рыночную цену, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос и оно абсолютно неэластично;

• краткосрочный — с изменением цены производитель может изменять величину предложения за счет изменения переменных факторов производства; предложение становится эластичным

долгосрочный — создаются новые производственные мощности, входят в отрасль новые фирмы, и предложение в этот период наиболее эластично.

Рыночное равновесие — состояние рынка, характеризуемое наличием сбалансированности (равновесия) спроса и предложения.

ситуации  равновесия по спросу и предложению

• стабильное — нарушенное рыночное равновесие восстанавливается опять;

• нестабильное — нарушенное рыночное равновесие остается таковым на протяжении длительного периода (хронический товарный дефицит и покупательский спрос продолжительное время не удовлетворяются);

• рынок потребителя — устойчивое превышение предложения над спросом (конкурируют производители за лучшее и более полное удовлетворение запросов потребителей);

• рынок производителя — устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).

Цена, при которой  спрос равен предложению, называется равновесной (Pe), а соответствующий ей объем продукции — равновесным (Qe).

А.Маршалл:  «когда спрос  и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

Равновесная цена

Рис.3. Рыночное равновесие

 

 

 

 

При цене P е  рынок находится в равновесии: объем продукции, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению

 Дефицит, который  возникает при цене ниже равновесной  толкает цену вверх, в результате  чего спрос сокращается, а предложение  увеличивается, рынок движется  к равновесию.

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое точное равновесие будет нарушаться.

Изменение спроса при  постоянном предложении оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства.

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (увеличение предложения снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объм, а уменьшение предложения увеличивает цену и снижает равновесный объем.

При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:

• предложение растет больше, чем растет спрос;

• предложение растет меньше, чем растет спрос;

• предложение и спрос возрастают одинаково.

Регулирование рыночного равновесия государством

• через фиксацию цен — если зафиксированная цена какого-либо товара выше или ниже равновесной, то будет искусственно поддерживаться его избыток или дефицит. В первом случае государство увеличивает закупки, а во втором — прибегает к импорту товаров;

• через налоговую политику — косвенными налогами (включенными непосредственно в цену товара) увеличивается цена товара, которая уменьшает величину спроса, и устанавливаются новая равновесная цена и новый равновесный объем производства;

• через дотации (государственные пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков или других целей) — часть цены на товар производителя оплачивает государство, в результате фактическая цена является ниже равновесной, и она устанавливается на более низком уровне, чем прежняя. Предложение в данном случае увеличивается, а цена для покупателя снизится;

• через субсидии (пособия из бюджета) — повышается спрос, стимулируется предложение, равновесная цена будет расти.

 

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Вопросы

Понятие рационального потребителя

Максимизация полезности потребителя

Общие черты  в оценке полезности потребителями

Объяснение поведения  потребителя в экономической  теории основывается на фундаментальной  предпосылке о том, что люди имеют  склонность выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко (концепция полезности).

Потребление — использование благ в целях удовлетворения потребностей.

Полезность (U – utility) — получение удовлетворения потребностей людей от потребления товаров и услуг.

Максимизация полезности — потребительский выбор при ограниченных доходе и ценах набора  благ и услуг, который максимально удовлетворял бы потребности.

Общая полезность (TU) — полезность всех составных частей блага, которое получают люди от потребления товаров и услуг.

Предельная  полезность (MU –marginal utility) —дополнительная полезность, которая извлекается за счет  потребления каждой дополнительной единицы блага или услуги.

Закон убывающей  предельной полезности — по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы блага снижается.

Рациональный  потребитель — субъект, максимально удовлетворяющий потребности за счет полезных свойств экономических благ при ограниченном доходе и ценах.

Доход потребителя — поступление денежных средств или материальных ценностей в распоряжение субъекта.

• источники доходов: трудовая деятельность, собственность на ресурсы, различные выплаты из государственного бюджета, предпринимательство;

• виды доходов: заработная плата; дивиденды, проценты; пенсии, стипендии; арендная плата; продажа продуктов домашнего хозяйства.

Подходы к оценке полезности набора благ и равновесия потребителя 

Равновесие  потребителя – ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном  бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая  покупку одного или другого товара.

• количественный (кардиналистическая теория) — полезность каждого блага оценивается в абстрактных единицах. Максимизируя  получаемую совокупную полезность рациональный покупатель распределяет свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны.

Mua /Pa = Mun / Pn

• порядковый (ординалистическая теория) — потребитель делает набор благ по степени их предпочтения. Он приобретает  набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.

Кривая безразличия  потребителя — один из инструментов анализа потребительского спроса.

 

 

Количество  товара Х

Рис. 5. Кривая безразличия потребителя

Свойства кривых безразличия

• через любую точку на графике можно провести кривую безразличия;

 • никогда не пересекаются (доказывается методом от противного);

• несколько кривых безразличия (U1….Un) создают карту кривых безразличия, и более удаленные кривые безразличия от начала координат соответствуют большей полезности потребленных благ (рис);

• имеют отрицательную направленность — увеличение потребления количества  одного товара при сохранении общей полезности, ведет к уменьшению  количества другого товара, и наоборот;

• имеют вогнутый вид — связано с замещением одного блага другим.

Бюджетная линия — различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах (рис).

На выбор потребителя  влияют не только его предпочтения, но и его доход, цены на товары. Потребитель  может предпочитать только такие товары, которые удовлетворяют следующему требованию: общие расходы на них не должны превышать суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя.

Рис. 6. Карта кривых безразличия с бюджетной линией

Положение бюджетной  линии на рисунке показывает, что  потребитель может позволить себе сочетание продукта Х и Y в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия U1,. Если бюджетная линия касается кривой  в точке М, то при данных условиях это — наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше кривой U2 для потребителя недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью.

Точки же на кривых, лежащих  ниже U1 потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность. Положение точки М зависит от дохода потребителя (растет или уменьшается) и от того, как ведут себя относительно друг друга цены на товары X и Y.

Суверенитет потребителя — возможность потребителя влиять на производство, ассортимент товаров через спрос.

 Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

Эффектом дохода — Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход — доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход — то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

 Эффектом замещения — изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

 Законом убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Вопросы:

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Производственная функция  и структура фондов предприятия.

Издержки производства и их классификация.

Доход и прибыль фирмы.

Максимизация прибыли 

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Теория производства рассматривает проблемы хозяйственной  деятельности на микроуровне.

Хозяйствующий субъект — носитель хозяйственной деятельности, направленной на производство и продажу продукта труда с целью реализации своих экономических интересов.

Субъектами хозяйственной  деятельности являются индивид (семья), группа индивидов (ассоциация), государство.

Основным типом хозяйствования в рыночной экономике является предпринимательство.

Предпринимательство — инициативная, новаторская деятельность хозяйственного субъекта, осуществляемая на свой риск, под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли.

Признаки предпринимательства

• экономическая свобода хозяйственного субъекта — выбирает вид деятельности и решает, какие товары и услуги, в каком количестве производить и где продавать (предпосылки реализации экономическим субъектом своих возможностей и способностей);

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"