Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"
• циклическая — связана с экономическими фазами;
• скрытая — число работников на производстве превышает объективно необходимое.
Естественная безработица включает фрикционную и структурную (в странах с развитой рыночной экономикой считается на уровне 5-6%).
Безработица ведет к значительным экономическим потерям в производстве товаров и услуг. В результате не создается определенная часть валового внутреннего продукта. Взаимосвязь между потерями валового внутреннего продукта и безработицей определяется законом Оукена.
Закон Оукена — каждый 1 % прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5 %.
Инфляция и безработица – две взаимосвязанные стороны проявления процесса нарушения макроэкономического равновесия. Английский экономист О. Филлипс построил кривую, отражающую зависимость между изменением уровня инфляции и уровнем безработицы (рис. 11).
Если правительство считает уровень безработицы очень высоким, то оно проводит фискальную и бюджетно-денежную политику, стимулирующую совокупный спрос. Удовлетворение возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, что, в свою очередь, снижает безработицу, но вызывает рост инфляции. Для борьбы с инфляцией правительство проводит антиинфляционную политику.
Рис. 11. Кривая Филлипса
В результате цены снижаются, а безработица увеличивается.
Снижение инфляции и
безработицы имеет место в крат
Для более длительных периодов в настоящее время вместо кривой Филлипса используется теория естественного уровня безработицы, согласно которой умеренные темпы инфляции в длительном периоде времени допустимы только при естественном уровне безработицы.
ТЕМА 14. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Вопросы
Понятие финансовой системы общества
Налоги: виды и принципы налогообложения.
Государственный бюджет и государственный долг.
Фискальная политика.
Финансовая система
Финансы — система экономических отношений по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Финансовая система — система финансовых учреждений, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения страны.
Функции финансов: распределительная (распределение финансовых ресурсов между сферами национальной экономики, субъектами хозяйства); контрольная (контроль за поступлением и использованием финансовых ресурсов); стимулирующая (внедрение инноваций, расширение производства); воспроизводственная (обеспечение процесса кругооборота производственных фондов).
Структура финансовой системы
• централизованные или государственные финансы (госбюджет, местные бюджеты); внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости);
• децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств.
Основным источником поступлений денежных средств государства для выполнения его функций являются налоги.
Налоги — обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.
Функции налогов
• фискальная - образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;
• регулирующая - обеспечение макроэкономической стабильности;
стимулирующая — создание благоприятных условий для повышения экономической активности;
• социальная - уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.
Налоговая система — совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.
Принципы налогообложения
• всеобщность — налогами облагаются все субъекты;
• обязательность - налоги уплачиваются в строго установленный срок;
• равнонапряженность — налоги взимаются по единым ставкам;
• стабильность — ставки налогов и порядок их уплаты длительное время неизменны;
• простота и доступность для восприятия;
• гибкость — стимулирование развития приоритетных отраслей;
• социальная справедливость;
• заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Концепция налогообложения
• налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально получаемым выгодам;
• размер налогов устанавливается в зависимости от величины дохода.
Основные понятия налоговой системы:
• субъект налога (налогоплательщик) - тот, кто обязан платить налог;
• носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;
• объект налога — то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);
• источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);
• налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;
• налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;
ставка налога — величина налога на единицу обложения: пропорциональная — ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.
Налоги по объекту обложения:
1. прямые — налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же;
2. косвенные — включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):
• на добавленную стоимость — стоимость, добавленная предприятиям к стоимости сырья, материалов;
• акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);
• таможенные пошлины — ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).
В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США- 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги)
Налоги в Республике Беларусь
на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений)-
акцизы;
на прибыль и доходы, подоходный налог с граждан;
на недвижимость;
земельный (плата за землю);
экологический (за пользование природными ресурсами);
на топливо;
транзитный;
государственные пошлины и сборы;
чрезвычайный (на ликвидацию последствий катастрофы на Ч.А.ЭС);
отчисления (в дорожные фонды, фонд занятости, пенсионный, на социальное страхование).
При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. ). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в "теневую" экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет). В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.
Ставка налогового обложения, %
Рис. 11. Кривая Лаффера
Государственный бюджет и государственный долг.
Государственный бюджет — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.
Функции государственного бюджета
перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);
стабилизация общественного воспроизводства, экономики;
осуществление государственной социальной политики.
Доходные статьи бюджета: налоговые поступления (прямые и косвенные) – до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству); государственные займы (выпуск и продажа ценных бумаг); эмиссия денег.
Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение); мероприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д.); расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск); государственное управление; обслуживание государственного долга.
Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами бюджета (Профицит – превышение доходов над расходами).
Причины бюджетного дефицита
• осуществление крупных государственных программ развития экономики;
рост административных
расходов, дотации убыточным
• милитаризация, рост военных расходов государства;
• военные и стихийные бедствия;
• экономические кризисы.
Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.
Уровень дефицита государственного бюджета — отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).
Варианты финансирования дефицита государственного бюджета
увеличение налогов (рост государственных налогов);
эмиссия нужного количества денег;
выпуск государственных займов;
привлечение внешних займов;
продажа государственной собственности (в переходный период).
Концепция балансирования дефицита государственного бюджета
• ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);
• экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;
• функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета.
Постоянный бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга.
Государственный долг — сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам. (Сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков).
Внутренний долг –
задолженность правительства
Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превышать 25 %).