Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

экономика-краткий конспект лекций.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

• циклическая — связана с экономическими фазами;

• скрытая — число работников на производстве превышает объективно необходимое.

Естественная  безработица включает фрикционную и структурную (в странах с развитой рыночной экономикой считается на уровне 5-6%).

Безработица ведет к значительным экономическим потерям в производстве товаров и услуг. В результате не создается определенная часть валового внутреннего продукта. Взаимосвязь между потерями валового внутреннего продукта и безработицей определяется законом Оукена.

Закон Оукена — каждый 1 % прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5 %.

Инфляция и безработица  – две взаимосвязанные стороны  проявления процесса нарушения макроэкономического  равновесия. Английский экономист О. Филлипс построил кривую, отражающую зависимость между изменением уровня инфляции и уровнем безработицы (рис. 11).

Если правительство  считает уровень безработицы очень высоким, то оно проводит фискальную и бюджетно-денежную политику, стимулирующую совокупный спрос. Удовлетворение возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, что, в свою очередь, снижает безработицу, но вызывает рост инфляции.  Для борьбы с инфляцией правительство проводит антиинфляционную политику.

 

Рис. 11. Кривая Филлипса

В результате цены снижаются, а безработица увеличивается.

Снижение инфляции и  безработицы имеет место в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде инфляция может расти и при высоком уровне безработицы. Через рост заработной платы правительство увеличивает совокупный спрос, но одновременно стимулирует инфляционный прирост цен. В условиях инфляции безработица растет, т.е. возникает стагфляция, которую можно изобразить как сдвиг кривой Филлипса вправо.

Для более длительных периодов в настоящее время вместо кривой Филлипса используется теория естественного уровня безработицы, согласно которой умеренные темпы инфляции в длительном периоде времени допустимы только при естественном уровне безработицы.

ТЕМА 14. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Вопросы

Понятие финансовой системы  общества

Налоги: виды и принципы налогообложения.

Государственный бюджет и государственный долг.

Фискальная политика.

Финансовая  система

Финансы — система экономических отношений по созданию, распределению и использованию  фондов денежных средств.

Финансовая  система — система финансовых учреждений, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения страны.

Функции финансов: распределительная (распределение финансовых ресурсов между сферами национальной экономики, субъектами хозяйства); контрольная (контроль за поступлением и использованием финансовых ресурсов); стимулирующая (внедрение инноваций, расширение производства); воспроизводственная (обеспечение процесса кругооборота производственных фондов).

Структура финансовой системы

• централизованные или государственные финансы (госбюджет, местные бюджеты); внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости);

• децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств.

Основным источником поступлений денежных средств государства  для выполнения его функций являются налоги.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.

Функции налогов

• фискальная - образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;

• регулирующая - обеспечение макроэкономической стабильности;

стимулирующая — создание благоприятных условий для повышения экономической активности;

• социальная - уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.

Налоговая система — совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.

Принципы налогообложения

• всеобщность — налогами облагаются все субъекты;

• обязательность - налоги уплачиваются в строго установленный срок;

• равнонапряженность — налоги взимаются по единым ставкам;

• стабильность — ставки налогов и порядок их уплаты длительное время неизменны;

• простота и доступность для восприятия;

• гибкость — стимулирование развития приоритетных отраслей;

• социальная справедливость;

• заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Концепция налогообложения

• налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально получаемым выгодам;

• размер налогов устанавливается в зависимости от величины дохода.

Основные понятия налоговой  системы:

• субъект налога (налогоплательщик) - тот, кто обязан платить налог;

• носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

• объект налога — то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

• источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);

• налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;

• налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;

ставка налога — величина налога на единицу обложения: пропорциональная — ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.

Налоги по объекту  обложения:

1. прямые — налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же;

2. косвенные — включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):

• на добавленную стоимость — стоимость, добавленная предприятиям к стоимости сырья, материалов;

• акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);

• таможенные пошлины — ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).

В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США- 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги)

Налоги в  Республике Беларусь

 на добавленную  стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений)-

акцизы;                                         '

на прибыль и доходы, подоходный налог с граждан;

на недвижимость;

земельный (плата за землю);

экологический (за пользование  природными ресурсами);

на топливо;

транзитный;

государственные пошлины  и сборы;

чрезвычайный (на ликвидацию последствий катастрофы на Ч.А.ЭС);

отчисления (в дорожные фонды, фонд занятости, пенсионный, на социальное страхование).

При построении налоговой  системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками  и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. ). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в "теневую" экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет). В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.

 

 

Ставка налогового обложения, %

Рис. 11. Кривая  Лаффера

Государственный бюджет и государственный долг.

Государственный бюджет — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.

Функции государственного бюджета

перераспределение национального  дохода (от 20 до 60 %);

стабилизация общественного  воспроизводства, экономики;

осуществление государственной  социальной политики.

Доходные статьи бюджета: налоговые поступления (прямые и косвенные) – до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству); государственные займы (выпуск и продажа ценных бумаг); эмиссия денег.

Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение); мероприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д.);  расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск); государственное управление; обслуживание государственного долга.

Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами бюджета  (Профицит – превышение доходов над расходами).

Причины бюджетного дефицита

• осуществление крупных государственных программ развития экономики;

рост административных расходов, дотации убыточным предприятиям;

• милитаризация, рост военных расходов государства;

• военные и стихийные бедствия;

• экономические кризисы.

Различают структурный  и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.

Уровень дефицита государственного бюджета — отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).

Варианты финансирования дефицита государственного бюджета

увеличение налогов (рост государственных налогов);

эмиссия нужного количества денег;

выпуск государственных займов;

привлечение внешних  займов;

продажа государственной  собственности (в переходный период).

Концепция балансирования дефицита государственного бюджета

• ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

• экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

• функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета.

Постоянный бюджетный  дефицит приводит к росту государственного долга.

Государственный долг — сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам. (Сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков).

Внутренний долг –  задолженность правительства резидентам данной страны (владельцам ценных бумаг). Составляют займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.

Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превышать 25 %).

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"